ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры" Урок 24. Тема: "Таинство причастия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"
Урок 24. Тема: "Таинство причастия"
Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.
Задачи:
- Обучающие.
- Познакомить обучающихся с таинством причащения и назначением литургии.
- Углублять знания детей о необходимости таинства покаяния.
- Развивающие.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
- Расширить представления школьников о церковных богослужениях – о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви
- Воспитательные.
- Воспитывать уважение к православным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих.
- Обогащать мир личности духовным чтением.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
● проявление самостоятельности в разных видах деятельности, умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;
● развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
● формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
● выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
● умение извлекать из текстов необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
● контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера.
Предметные:
● представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан;
● продолжение знакомства со Священной Книгой христиан Библией.
Внутрипредметные связи - музыка, живопись
Межпредметные связи – история, литература, русский язык, информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"
Урок 24. Тема: "Таинство причастия"
Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.
Задачи:
- Обучающие.
- Познакомить обучающихся с таинством причащения и назначением литургии.
- Углублять знания детей о необходимости таинства покаяния.
- Развивающие.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
- Расширить представления школьников о церковных богослужениях – о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви
- Воспитательные.
- Воспитывать уважение к православным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих.
- Обогащать мир личности духовным чтением.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
● проявление самостоятельности в разных видах деятельности, умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;
● развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
● формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
● выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
● умение извлекать из текстов необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
● контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера.
Предметные:
● представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан;
● продолжение знакомства со Священной Книгой христиан Библией.
Внутрипредметные связи - музыка, живопись
Межпредметные связи – история, литература, русский язык, информатика
Ход урока
I. Оргмомент.
Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок я хотела бы начать с песни С. Копыловой «Я ещё не стала лучше». Вы прослушайте её внимательно, а затем ответьте на вопрос: «Почему человек стремится стать лучше?»
- Итак, ребята, какой вопрос задает себе девочка ? -Хочется понять мне мне, Боже, в чем мое предназначенье? И сама на него отвечает: «Видит Бог, как я стараюсь лучше стать хотя б немного».
- Зачем?- Потому что в этом предназначение человека – стать лучше.
- Как стать лучше? – Делать добрые дела.
Молодцы. А еще чтобы стать лучше, православный человек ищет в своей земной жизни соединения с Богом, потому что верит, что он будет с Ним и в вечности.
Мы с вами уже знаем, что Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю, чтобы человек стал лучше, чтобы научить его жить по законам Божьим.
II. Введение в тему.
Христос оставил нам свое учение, а его учение очень велико.
- Как называется книга, которая поможет нам на уроке, в ней рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа? - Евангелие
Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.
- Итак, тема нашего урока (3 слайд) “Таинство Причастия” (запись в тетрадь). Оба слова темы пока не очень понятны. Но уже сейчас мы можем увидеть, как они образованы. Таинство от «тайна», причастие – ПРИ-нять ЧАСТЬ. –Кого? –Бога.
- На какие вопросы мы сегодня должны ответить? – Что такое таинство? Что такое причастие?
III. Работа по теме урока.
- - В ходе нашего урока, мы с вами должны ответить на 4 вопроса – 2 из них мы уже поставили и два добавлю я (4 слайд):
Как Христос передал себя ученикам?
Что такое Причастие?
Что такое литургия?
Что такое церковное таинство?
В конце урока мы вернёмся к ним и ответим на них самостоятельно.
- Как называется период времени, в который вступают православные люди накануне Великого Христова Воскресения? Великий пост.
- Сколько он длится? Почти 7 недель, и сейчас идёт 3 седмица Великого поста. Это время, когда христиане, ограничивая себя в пище и развлечениях, больше размышляют о своих поступках и готовятся к радостной светлой Пасхе.
Давайте вспомним событие, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется “Страстная седмица”, то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте. (3 слайд)
Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов, и никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться “Тайная вечеря”. (4 слайд)
Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова “вечер” и означает “ужин”. Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а другой отречётся ещё до наступления рассвета трижды. ? Иуда, Петр
(5 слайд) Ребята, посмотрите на икону “Тайная вечеря”. Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг стола Его ученики.
И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.
- Скажите, а почему один из учеников им не озарён? Кто это? –Иуда из Кариота, предавший Христа
Хорошо! Итак, следуем дальше.
- Прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов, Господь совершил ритуал омывания ног своим ученикам. (6 слайд) Посмотрите на слайд, изображающий это действие.
- Определите и докажите, это картина или икона?
Рассмотрите внимательно эту картину. Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам.
- Как вы думаете, зачем Иисус сделал это? (варианты ответов детей)
Подведём итог: во-первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам, а во-вторых, для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?
Таким образом, Он показал им, что все равны!!!
- А теперь откроем Евангелие от Матфея (гл.26, 26) и прочтем о том, как было установлено Таинство Причастия.
(Слайд 7) «Затем он воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благославил его, преломил и дал ученикам, сказав: “Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое” (пояснение слов ученикам)
(8 слайд) «Потом Он взял чашу с виноградным вином, благославил её и подал апостолам, говоря: “Пиите от нея вси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов”. Причастив их, спаситель, оставил заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нём.
Так Иисус Христос установил одно из великих Таинств православной церкви Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.
Чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свои Тело и Кровь в виде хлеба и вина. (Слайд 9)
- Так кто же стал первыми причастниками? Правильно, первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям. (Слайд 10-11 Г.Доре, 12-Л.да Винчи)
- Физминутка
2. - В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии. (13 слайд)
Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.
Ребята, литургия имеет различные названия. (Слайд 14) Первое название - греческое, означает “общественная служба” и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.
Ребята, обратите внимание на слово “умилостивительная”. Как вы его понимаете?
В апостольское время, то есть когда жили апостолы, “Литургия” называлась “преломлением хлеба”. (Слайд 15) Посмотрите на слайд.
- Кто на нём изображён? (Священник)
- Что он делает? (ломает хлеб)
- Вот поэтому и называлось так это Таинство.
Во время литургии, в самой первой части, которая называется Проскомидия, приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия. (16 слайд)
Хлеб для Причастия называется Просфора (17 слайд).
Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит, никто объяснить не может, даже ангелы. Хлеб становится больше, чем хлеб, а вино становится больше, чем вино. Это не проявляется в перемене вида или вкуса. Просто причащаемые христиане ощущают, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. (18 слайд)
- Просмотр д/ф «Таинство Причастия»
3. - Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила.
Для того чтобы причаститься необходимо, как минимум три дня попоститься (во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах, накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах.
В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смертьи Воскресение Христа. По Окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.
- Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой Бога. (19 слайд)
- Причащался ли кто из вас? Близки ли были ваши ощущения?
- Прослушайте песню Анны Пирковой «Яко с нами Бог»
3. Причастие Христу в Церкви называют «таинством». Таинство не потому, что это секрет, а потому что - тайна. (Слайд 20)
Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа.
Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога. (Слайды 21-22)
Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя — Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям. Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. (Слайд 23)
«Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть,» — сказал Христос апостолам. (Слайд 24)
На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. (Слайд 25)
Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества. Через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) Бог совершает таинства в христианской Церкви. (слайд 26-27)
Поэтому православные люди убеждены, что Церковь – это не просто собрание одинаково верящих людей. Церковь – это присутствие Христа в мире. (слайд 28)
Апостол Павел называл Церковь «Телом Христа». (слайд 29)
IV. Закрепление темы. ЗАДАНИЕ. Заполните таблицу.
(Заполняем на распечатанных таблицах-картах и на доске – слайд 30)
ДЕЙСТВИЕ | ВИДИМО | ТАИНСТВЕННО |
человек | Бог | |
Что произошло на Тайной Вечери? | прощальная трапеза (ужин) | установление Таинства Причастия |
Что вкушается в Таинстве Причастия? | хлеб и вино | Тело и Кровь Христовы |
Посредством чего совершается Таинство? | молитвы | сила и благодать Божия |
Причащение. Что такое церковная соборность? | единое общество верующих во Христа | единое Тело Христово |
Христиане идут в храм именно ради участия в таинствах Церкви. (Слайд 31)
Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять. И сделать это можно только в храме во время Божественной службы. – Какой? (Слайд 32)
В религии есть то, что люди делают ради Бога. А есть то, что Бог делает ради людей. (Слайд 33)
Ради людей Христос когда-то взошел на Крест. И ради людей Тело Христа дарит Свои пасхальные свойства тем, кто готов его принять.
- Пасхальные свойства – какие? (Пасха – воскресение).
Вспомните начало урока – именно сейчас, в дни Великого поста, православные люди причащаются Тела и Крови Христова. - Зачем? (Стать частицею Христа)
V. Итог.
(Слайд 34) Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященных великому Таинству. Давайте прочтём их выразительно:
И нет на свете выше счастья:
Пред Чашей разомкнуть Уста,
Принять Священное Причастие
И стать частицею Христа.
В этих строках автор называет главную цель этого Таинства. – Какую? Стать частицею Христа.
VI. Рефлексия.
А теперь вернёмся к главным вопросам урока. (35 слайд)
Ответьте в тетрадях на них письменно. Проверка – зачитывают.
А закончить урок я предлагаю вам.
Продолжите высказывание:
- на уроке я узнал…
- на уроке было интересно…
- я себя похвалю за…
- что бы я хотел ещё узнать…
VII. Домашнее задание.
1. Рассказать дома о Таинстве Причастия родителям.
2. Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме Причастия) в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Тема урока; "Любовь и уважение к Родине"....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".
Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Таинство причастия"...
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев 4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...