Тема урока | Мой класс – мои друзья |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала). |
Вид урока | Межпредметный интегрированный урок |
Цель урока | Создать условия для формирования у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
|
Основные термины и понятия | Индивидуальность, дружба, уважение. |
Формы работы на уроке | Индивидуальная, групповая, работа в паре, этический диалог с учителем |
Используемые технологии | Игровые технологии |
Информационно-образовательная среда | Ресурсы: | Межпредметные связи (наименование предмета и тема) |
Учебник, рабочая тетрадь, автор А.И. Шемшурина Рабочие листы, авторы: учителя начальных классов «МОУ ИРМО «Марковская СОШ» Мультимедийная презентация
| Литературное чтение (читательская грамотность) Математика (финансовая и математическая грамотность) |
Планируемые результаты |
|
предметные: ЧГ – способность понимать, использовать, оценивать текст для понимания понятий, что такое «коллектив», для осознания принадлежности себя, как единицы классного коллектива. Е-НГ – осознание своей принадлежности к своей малой родине р.п. Маркова. Осознание на примере И. Гарбузова понятия "уважение" и осознание его, как важнейшего человеческого качества, необходимого для коллектива. ФГ и МГ – способность применять расчёты с денежными единицами в контексте практических задач.
| метапредметные: Познавательные: – использовать различные способы поиска, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; – контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: – выражать свои мысли в речи; – слушать и понимать речь других; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; | личностные: – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать и сверстниками в различных учебных ситуациях; – уметь поддерживать этический диалог с учителем; – доброжелательно относиться к окружающим; – ценить и принимать следующие базовые ценности: «коллектив», «уважение», «индивидуальность»; -умение оценивать жизненные ситуации применительно к себе.
|
Сценарный план урока |
Этапы урока | Ход урока | Формируемые у обучающихся УУД, компоненты функциональной грамотности |
- Организационно-мотивационный этап
| Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать важные этические понятия и нормы, правила поведения, поговорим о каждом и всех нас вместе! Предлагаю обратиться к своему соседу назвав его «Ласковым именем»: - «Здравствуй, …!» | Личностные УУД Доброжелательно относиться к окружающим. Познавательные УУД Сбор и анализ информации. Коммуникативные УУД Умение оформлять свои мысли в устную форму. Высказывание предположений. Компоненты ФГ Ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные УУД Планирование своей деятельности.
Читательская грамотность Понимание текста, личное восприятие, работа с содержанием. Определение темы, основной мысли текста.
|
- Актуализация знаний
Целеполагание | Учитель: «Закончите фразу» Группа лиц, объединенных общей работой, учебой или интересами - ... КОЛЛЕКТИВ -Сколько человек в нашем классе? Скольких из них вы можете назвать своими друзьями? У вас больше друзей мальчиков или девочек? -А наш класс можно назвать коллективом? Почему? - В каких коллективах ты состоишь в своем поселке? - В рабочем листе есть солнышко внутри него напишите кого из класса вы бы хотели наградить, а на лучиках обозначьте за что вы бы его наградили. (заслушивание нескольких ответов) Число тех, кого вы отметили положительными характеристиками, растёт. О чем это говорит? А это говорит о том, что в вашем коллективе развиваются дружеские и тёплые отношения. Вы сумели лучше узнать друг друга, стараетесь увидеть в одноклассниках прежде всего положительные качества, оказать необходимую помощь, поддержку, проявить своё участие. Какие отношения существуют между людьми? - Послушайте стихотворение, и попробуйте назвать тему урока «Что такое дружба» Что такое дружба? – Спросила я у птицы. Это когда коршун Летает вместе с синицей Спросила я, у зверя: – Что такое дружба? Это, когда зайцу Лисицы боятся, не нужно А после спросила я у девочки: Дружба – что такое? Радостное большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и штат, и дети! На какую тему мы сегодня будем рассуждать? (наш класс и дружба, о друзьях). - О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. -. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку. |
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний
| Но иногда вы не замечаете, что однокласснику необходима именно ваша поддержка и понимание. Послушайте стихотворение О. Высоцкой «Ёжик» (слушают фрагмент аудиозапись): Сережа очень нелюдим, Ох, как бы подружиться с ним? А, может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: «Ежик!» Дай перочинный ножик. А Коля крикнет всех смеша. — Не уколитесь об Ежа! Но Еж как будто глух и нем, Сидит, не говорит ни с кем! — Сережа, взять билет в кино? А он сердито буркнет: «Нет! — А на коньках пойдешь кататься? — Нет, мама будет волноваться! А вот уже под Новый год Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет В подвальном этаже. Что нет отца, а мать больна, Давно уж не встает она. И Ежик ходит за обедом, И топит печь вдвоем с соседом. И должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже. Учитель: - Каково было Сереже? Чтение концовки стихотворения учителем Решил Алеша: мы ему Все вместе-ка поможем. Друзья стучатся у дверей — Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки. И сахар взяли заодно А здесь в пакетиках – пшено! Давай готовить ужин. Сережа был сконфужен. Уж не казался он Ежом, Он стал совсем не колкий. Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить Пожалуй, с целым светом. Когда кому-то трудно жить — Должны вы знать об этом! - Как вы поддержали бы Серёжу? Всегда ли вы знаете, кому необходима наша помощь? - Какой вывод можно сделать? Внимательное душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы по отношению к своим одноклассникам, то есть уметь быть чуткими. С чем сходно понятие чуткость? Подберите синонимы. (Отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный, бескорыстный). Чуткость схоже с состоянием чувствовать состояние другого человека. Это очень тонкое чувство. Оно бескорыстно, так как идет от души. - Работа с текстом с.71-72 «Ни за то и ни за это»
Работа до чтения: - Как вы понимаете название рассказа? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? - Задание: читать и думать о главной мысли этого рассказа. Работа после чтения: - Чье предположение оказалось верное? Ответ на вопрос. Основная мысль — Делайте добро просто так, и награда не заставит себя долго ждать. Чему учит рассказ — Надо быть добрым и не жадным, но в меру. - Работа с текстом с. 72-73 рассказ «Долг» В. Овсеевой
Работа до чтения: - Что значит долг? - Были ли вы когда-нибудь что-либо должны своим одноклассникам? - По картинке, что можете сказать о рассказе? Работа после чтения: - Чье предположение оказалось верное? - Сформулируйте совет самим себе. - Что трудно вернуть? (Дружбу) Что такое дружба? Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С.И. Ожегов)
Задание. Соберите пословицы о дружбе. Не имей сто рублей, | и все за одного. | Один за всех, | что дерево без корней. | Нет друга – ищи, | а нашёл береги. | Человек без друзей, | а имей сто друзей. | Друга ищи, | Сломаешь не починишь. | Дружба что стекло, | а нашёл береги. | Друга на | деньги не купишь. |
| Личностные УУД Уметь поддерживать этический диалог с учителем. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений. Естественно-научная грамотность Знакомство с героями нашей малой родины, достойных уважения.
|
- Применение знаний и умений в новой ситуации
| Учитель: - Какое важное качество должно быть в жизни коллектива? Слово зашифровано на доске: ваужеиен - Почему так важно уважать друг друга? Работа в группах со словарём Задание 1 группе. Найдите понятие друг Задание 2 группе. Найдите понятие приятель Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ Вывод: так в чем разница между этими понятиями? Работа в группах с ситуациями. Ситуация 1. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. - Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя. - Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа. - Что случилось? Почему слезы? — закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. - В чем была их ошибка? - Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая? Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите? –Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? - Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
| Личностные: Уметь сотрудничать и сверстниками в различных учебных ситуациях, соблюдать правила игры. Познавательные: Добывать новые знания, используя свой практический опыт взаимодействия с окружающими. Регулятивные: Проявлять творческую активность. Глобальные компетенции: Практическое использование различных умений и навыков в новой ситуации. Финансовая и математическая грамотность: Используем вычислительные навыки на практике. |
- Обобщение и систематизация знаний
| Тест Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то в тетрадке вы ставите «+», если нет – «- « 1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? 2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? 3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? 4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? 5. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это? 4-5 баллов – ты хороший товарищ. 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам. – У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте. - Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова - качества человека, черты характера. - Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы: Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, заботливость, злопамятность, сострадание, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, доброта, обидчивость, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, лживость, преданность, эгоизм, хвастовство, вежливость. - Остались, какие качества? | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «коллектив», «уважение», «индивидуальность». Регулятивные: Контролировать и оценивать свои действия.
Креативное мышление Применение знаний в нестандартной ситуации.
|
- Этап подведения итогов
| Учитель: Задание: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Законы дружбы 1. Не обзывай и не унижай своего друга. 2. Помогай другу в беде. 3. Не обманывай друга, будь с ним честен. 4. Не предавай своего друга. 5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом. 6. Будь внимателен к своему другу. 7. Умей уступать своему другу. |
- Информация о домашнем задании, инструктаж
| Нарисовать словесный портрет лучшего друга, написать сочинение «Мой друг» |
|
- Этап рефлексии
| Учитель: - Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя? Полюби другого, сердцем чистым, Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили, Засветись к другим добром лучистым, Если хочешь, чтоб тебе светили. Снизойди к другому в пониманье, Если хочешь, чтоб тебя простили, Окажи другому всё вниманье, Коль в поддержке ждёшь от ближних силу. Есть святая заповедь у Бога, Та, что душу от греха укроет: Сколь к себе любви желаешь много, Отдавай другим её с лихвою. - Спасибо за урок! | Регулятивные: Самооценка. |