Технологическая карта урока ОРКСЭ тема "Красота этикета"
план-конспект урока по орксэ (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Продолжить формировать у обучающихся общее представление об этикете. 2. Познакомить с правилами этикета за столом. | Предметные: 1. Знать понятие «этикет» и правила этикета за столом . 2. Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. |
Развивающие: 1. Развивать устную монологическую речь. 2. Развивать этические чувства как регулятор морального поведения. | Личностные: 1. Формирование этических потребностей, ценностей и чувств. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. 2. Воспитывать организованность и бережливость. | |
УМК: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. /А. И. Шемшурина; раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ тема "Красота этикета" | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОРКСЭ
Дата: 10.11.2023 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95» Класс: 4-7 Урок: 2 Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 310 | Студент: Гончаренко Александра Группа: 43 Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Красота этикета»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Продолжить формировать у обучающихся общее представление об этикете. 2. Познакомить с правилами этикета за столом. | Предметные: 1. Знать понятие «этикет» и правила этикета за столом . 2. Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. |
Развивающие: 1. Развивать устную монологическую речь. 2. Развивать этические чувства как регулятор морального поведения. | Личностные: 1. Формирование этических потребностей, ценностей и чувств. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. 2. Воспитывать организованность и бережливость. | |
УМК: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. /А. И. Шемшурина; раздаточный материал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося (ответы) |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа, опрос | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Проверьте, все ли есть на парте: 1 учебник на пару, дневник, пенал. Садитесь. - Перед началом урока мы выполним небольшое упражнение, которое позволит настроиться на продуктивную работу. - Вы знали, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев? Давайте развивать наши таланты! - А делать мы это будет следующим образом... Возьмите в руки карандаш. Покатайте его по ладоням. Прокатываем с небольшим нажимом до кончиков пальцев. Прилив крови к рукам создает хорошее настроение и помогает сохранить физическое здоровье. | Показывают свою готовность. Настраиваются на урок. | УУРД: выработать учебную мотивацию. УУКД: проявлять готовность выполнять поручения. | Карандаш |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: презентация | Актуализирует знания обучающихся. - Мы с вами продолжаем знакомиться с изучением основ светской этики. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Этикета. -Давайте вспомним, что это за страна такая. Что обозначает слово этикет? - Верно. Сейчас я буду читать ситуации, а вы подумайте, какие ошибки допустили ребята и как бы поступили вы: 1) К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место. 2) В магазине очередь. Заходят две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимания на других людей, девочки подбегают к прилавку и просят продавца дать им две жвачки. 3) Мальчик Миша бежал из школы - торопился домой посмотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. Он крикнул: «Что путаешься под ногами?», и побежал дальше. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Этикет – внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям. Ответы детей | УУРД: выработать учебную мотивацию. УУПД: строить речевые высказывания в устной форме. УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа, рассуждение Наглядный: презентация | Формулирует вместе с детьми тему, цели и план урока. \ эпоху ХIХ века, время очень тревожное и грозное. - Отлично, вы справились с решением ситуаций! - А теперь ответьте на вопрос, все ли правила этикета нам уже известны? - Чему мы еще можем научиться? - Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, вам нужно разгадать ребусы. - Так как будет звучать наша тема? - Какие цели перед собой поставить? Продолжить знакомиться с … Узнать… - Верно. Сегодня мы вспомним, что такое этикет, и узнаем о красоте этикета. А также ответим на вопрос: «Какую роль этикет играет в нашей жизни?» | Определяют тему урока. - - Нет, не все - Как вести себя за столом - Красота этикета - Красота этикета - Продолжить знакомиться с понятием «этикет». Узнать, в чём заключается красота этикета. | УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа. Наглядный: презентация Ф Словесный: беседа Практический: работа с видеофрагментом Внешний контроль | «Открывает» для обучающихся новые знания. - Начнем мы с такого выражения А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». - Как вы понимаете это высказывание? - Мы понимаем, что такое красивое лицо и красивая одежда, но что значит «красивая душа», «красивые мысли»? -Ребята, сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет. - Где мы с вами применяем или можем применять правила этикета? - А в школе должны присутствовать правила этикета? Почему? - Верно. Существуют разные виды этикета: речевой, столовый, праздничный, школьный, и многие другие. Поэтому в школе, как и в любом другом месте, важно соблюдать правила этикета. - Скажите, как вы понимаете словосочетание «столовый этикет»? - Верно. Сейчас мы с вами посмотрим небольшое видео, в котором узнаем об этих правилах и о том, как они появились. Но прежде, чем это сделать, возьмите карточки. - У вас есть 3 столбика: утверждение и ваше мнение до просмотра видео и после. - Я буду зачитывать утверждения, а ваша задача поставить +, если согласны и –, если нет. Но обратите внимание, ставим только в столбике ДО просмотра видео. 1. Этикет – небольшой свод правил поведения за столом при приеме пищи. 2. На Руси при дворе великих князей столовые приборы подавались только почетным самим хозяевам. 3. Хорошим манерам русские бояре научились во времена Людвика 4. 4. В книге «Юности честное зерцало» были изложены правила поведения в обществе и за столом. 5. Одним из главных правил этикета является не класть локти на стол. 6. В Японии всегда оставляют палочки воткнутыми в рис или другую еду. 7. В Чили почти все кушают вилкой и ножом, кроме картошки фри. - Отлично. Давайте теперь проверим, какие утверждения оказались верными, а какие нет. - Какие еще правила поведения за столом вы знаете? Раньше в дворянских семьях, для того чтобы научить детей правильно сидеть за столом, вкладывали в подмышки книги. Надо было удерживать их, прижимая локти к бокам. Так вырабатывалась привычка правильно сидеть за столом. | Слушают учителя. Ответы детей . - В магазине, на улице, в общественных местах, дома. - Да - Правила поведения за столом. Выполняют задание Выполняют задание 1+ 2– 3– 4+ 5+ 6– 7– 2. На Руси при дворе великих князей столовые приборы подавались только почетным гостям, сами хозяева брали кушанья с тарелки руками. 3. Хорошим манерам русские бояре научились во времена Петра 1. 6. В Японии никогда не оставляют палочки воткнутыми в рис или другую еду. 7. В Чили почти все кушают вилкой и ножом, даже картошку фри. | УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Учебная презентация, раздаточный материал (карточки), видеофрагмент |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 МИН) Раз - подняться, потянуться; Два - нагнуться, разогнуться; Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка; На четыре - руки шире; Пять - руками помахать; Шесть - на место тихо сесть. | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа. П Практический: работа с учебником Внешний контроль | Закрепляет с детьми полученные знания на уроке. - Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и запоминались на протяжении веков. Чтобы нам запомнить правила столового этикета, вы поработаете в группах. - У вас на партах лежат карточки со сказкой. Вам нужно ее прочитать и составить на карточках, которые я вам раздала, памятку. Но обратите внимание, что у некоторых групп правила поведения за столом, а у других правила сервировки стола. - Итак, приступайте к выполнению задания, у вас есть 5 минут. Время пошло. - Давайте проверим, какие памятки у вас получились. - На слайде памятки, которые получились у меня. | Слушают учителя. Выполняют задание | УУПД: строить речевые высказывания в устной форме УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Учебная презентация, учебник, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: самостоятельная работа Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу учащихся. 1. Этикет – это (Официально принятый порядок действий, нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.) 2. Виды этикета (не менее 3) 3. На основе чего строятся правила поведения за столом? 4. Как нужно сидеть за столом по правилам этикета? 5. Как раньше в дворянских семьях учили детей правильно сидеть за столом? - Давайте проверим ваши ответы. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Если все правильно нарисуйте красное солнышко, если есть недочеты – желтое. | Выполняют самостоятельную работу 1. Определение 2. Столовый, речевой, семейный, школьный, светский, спортивный 3. На основе разумности, гигиены и красоты 4. Сидеть прямо, плечи расправить, нельзя класть локти на стол 5. Вкладывали в подмышки книги, прижав локти к бокам Проверяют самостоятельную работу. | УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; | Учебная презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа) |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: беседа Практический: игра Внешний контроль | Обобщение материала урока. - Давайте проверим, как вы хорошо запомнили правила сервировки стола. - Посмотрите на доску и скажите, что вы заметили? - Кто может выйти к доске и справить ее? - А кто сможет самостоятельно показать, как правильно сервировать стол? - (Имя), твоя задача разложить столовые приборы. Ребята, а вам нужно будет проверить и исправить ошибки, если (имя) их допустит. | - Тут есть ошибка Исправляет ошибку | УУПД: строить речевые высказывания в устной форме УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Раздаточный материал (столовые приборы), доска, магниты |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Внешний контроль | Подводит итоги. - Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Какая была тема урока? - Какую цель мы перед собой ставили? - Что такое этикет? (Официально принятый порядок действий, нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.) - Какие главные правила поведения за столом вы для себя запомнили? - В чем заключается красота этикета? - Где мы можем применить полученные сегодня знания? -Сейчас, дополните, пожалуйста предложение. Раньше я думал…, теперь я знаю… - Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать! | Отвечают на вопросы. - Красота этикета - Продолжить знакомиться с понятием «этикет». Узнать, в чём заключается красота этикета. - Сидеть красиво, локти на стол не класть - В опрятном внешнем виде, правильной осанке, красиво сервированный стол Дополняют предложение. Прощаются с учителем. | УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
| Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Красота этикета»
Тема урока «Красота этикета» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «этикет» и знакомство учащихся с историей этикета и е...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о понятии «этикет», об истории его возникновения и его роли в обществе. Задачи урока Дидак...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Красота этикета» (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаДидактические:1. Продолжить фо...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...