Занятие по ОРКСЭ 4 класс "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Занятие по ОРКСЭ 4 класс "Золотое правило нравственности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Золотое правило нравственности»

Конспект урока

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

4 класс

 Тема: "Золотое правило нравственности"  Слайд 1.

Цель: научить применять в жизни «золотое правило нравственности»

Задачи:

  -   дать определение понятия о «золотом правиле нравственности»;

  •  активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали;
  •  воспитывать уважительное отношение к людям.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры»,  проектор, компьютер, интерактивная доска, тест «Какой Я?», макет «Страны нравственности».

Ход урока

I. Организационный момент.        Слайд 2.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Введение в новую тему.

У. Наш урок мы посвятим очень важному вопросу для каждого из нас. А наш разговор мы начнём с прочтения басни. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к ней.

1. Работа басней.

Слайд 3.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

2.   Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Игра «Лишнее словосочетание»

Слайд 4.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них, по вашему мнению,  «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

Д. «Золотое правило», потому что прилагательное «золотой» употребляется в переносном значении.

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

Д.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».  Слайд 5.

3.Словарная работа .

Учитель знакомит детей со значением слова «нравственность»      Слайд 6

III.  Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Сообщение учителя о возникновении золотого правила нравственности.

Слайд 7.

Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».


Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».



У.: Чему учат эти правила?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

Д: Учат правильно жить.

У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах.

У: А по какому же правилу должны жить люди в современном обществе?  

1.Чтение статьи учащимися на стр. 42–43

У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: Слайд8.

  • + «знаю»
  • V «совершенно новая информация»
  • ? «не понял»
  • = «знал, но забыл»

2.Ознакомление с «золотым правилом нравственности»           Слайд9

Физкультминутка- Слайды 10,11,12

-В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она озаряет  своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание. А доброе солнышко поможет провести гимнастику для глаз, которые устали. Отдохнули? Продолжаем.

3. Анализ прочитанного.

У.: Как себя нужно вести , чтобы соблюдать золотое правило нравственности?

У: Какая главная мысль прочитанного вами?

4. Работа по группам.

Прочитайте последний абзац статьи и составьте алгоритм применения «золотого правила нравственности» в жизни. Слайд 13

IV. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

1.Определить , как нарушено «золотое правило нравственности».Слайды 14

2. Работа с тестом.

Тест «Какой Я?». Слайд 15.

У. В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

- Выполните на рабочих листах тест «Какой я?»

  1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
  2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

V. Итог  урока.

У. Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации, но он должен всегда помнить принципы нравственности и руководствоваться ими в жизни .

     Слайд 16 «Помни!»

    VI. Домашнее задание Слайд 17.

         № 1.Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни.         Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

  • Мама ...
  • Папа ...
  • Брат/сестра ...
  • Бабушка/дедушка …

VII. Рефлексия. Слайд 18.

У. Конечно, сейчас вам кажется, что от вас зависит не так уж и много. Но вы – будущее нашей страны. И какими вы вырастите, такой станет наша планета. Давайте с вами помечтаем. Если бы мы могли создать свою волшебную страну. Как бы она выглядела 

Давайте попробуем создать макет такой  нашей страны.

(Страна нравственности: облако любви, дом доброты, дерево дружбы, клумба милосердия и т.д.)

Ребята, а  что вы для себя решили после нашего урока?

Детям предлагается продолжить предложения:

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

      Мне захотелось…

Пусть добрые дела творятся чаще.

Пусть добрых людей будет больше.

Пусть мир будет лучше.

Я очень рада за вас. В вас очень много хорошего и доброго, приумножайте его, спешите делать добро. И всегда помните «золотое правило нравственности», старайтесь следовать ему в жизни всегда.

Звучит музыка «Дорогою добра».

Детям раздаётся памятка «Золотое правило нравственности»

Организационный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы  Гударева И.В.....

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"...

Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока в 4 классеМодуль: «Основы светской этики»Тема : «Золотое правило нравственности»Автор:  Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов МБОУ ...

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...

Урок по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Данный урок по ОРКСЭ знакомит учащихся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравст...