Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока в 4 классе
Модуль: «Основы светской этики»
Тема : «Золотое правило нравственности»
Автор:
Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15 г.Азова . Ростовской области.
Дата :2013 год, апрель
Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 4 классе
Модуль: «Основы светской этики»
Тема : «Золотое правило нравственности»
Автор:
Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15 г.Азова . Ростовской области.
Дата :2013 год, апрель
Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
-личностные:
-развивать этические чувства как результата морального поведения;
-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
- -учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
- воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
- следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
-метапредметные:
-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
-предметные:
-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор» );
-аудиозапись к стихотворению ;
-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;
-Этические словари;
-наглядный материал (дерево Этики, плоды , шапки Мудрецов)
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать толерантность, любовь к ближнему.
Задачи:
Личностные:
развивать этические чувства как результата морального поведения;
знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные:
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
Предметные:
Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Формы и методы изложения нового учебного материала:
- Подводящий диалог.
- Решение проблемных вопросов.
- Работа в группах по выведению золотого правила этики:
- работа с текстовым материалом.
- работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
- моделирование.
- Метод рефлексии.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: выполнение индивидуальных заданий, метод разбора деловой корреспонденции, работа с тестом, моделирование.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
№ Этап урока | УУД | Содержание урока | примечание |
1.Организа ционный момент. 1 1 | Выявление восприятия. Мотивация | -Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. -Посмотрите вокруг: у нас в классе стало светлее. Это от того что, когда вы улыбаетесь, у вас добрые и счастливые лица. -Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.
| Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло Слайд 1 Слайд2 Анимация и аудиозапись песни из мультфильма «От улыбки станет всем светлей» |
2.Введение в тему урока через актуализа- цию знаний. (Опорные понятия) 1 2 | Личностные действия Познавательные УД Дифференцированный подход: 1)повышенный уровень; 2)базовый уровень; | -Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? (Дерево Этики) -И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках. -Я предлагаю вам сорвать плод , назвав одно из нравственных правил .
-Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику. Например: 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3.Люби и прощай людей. 4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям.) - Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. -Но ответьте, почему остался еще один «плод»? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). - Обратите внимание, чем отличается он от остальных? (по цвету, по размеру) - Как будет звучать тема урока? - Предположите, что значит «золотое» правило ? | Слайд 3 Макет дерева, Раздаточный наглядный материал Слайд 4 Слайд 5 Золотое правило нравственности |
3. Целеполагание. 2 | Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом. | - Что вы хотели бы узнать по теме урока? -1.Как звучит «золотое правило нравственности»? -2.Почему это правило называют «_______» «золотым»? - 3. Как надо применять его в жизни ? Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить . | Слайд 6 ( Цели урока) |
4. Исследовательская работа. 4 1 3 3 1 5 2 1 5 1 2 2 | Познавательные УД Коммуникативные УД Личностные УД | - Работать будем по группам. Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет шапки Мудрецов. Задание №1. 1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот» -Дайте оценку поведения Крошки Енота. -Отвечают Мудрецы каждой команды. (Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой , от чего сам пугался своего отражения в пруду. Плохой поступок порождает ответный плохой поступок. 2. Чем закончилась история? Посмотрим. (Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку). -Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение… -Сформулируем правило: (на экране) Задание №2 - Рассмотрим на примерах художественных произведений как отражается это правило. -1.Откройте конверт №1 , прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев. - Оцените поведение героев. -Отвечают Мудрецы каждой команды. (не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом). - Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу : Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали? -В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Все поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать). – Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья? - У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков. Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание №3 2. Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2, которые предлагают нам авторы учебного пособия. -.Прочитаем тексты вслух. Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, тог не делай другим». Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст №4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» -Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) -Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, -общим для людей разных религий и культур. -Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к оно общее для людей разных религий и культур) Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. -Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Задание №4 --Откройте конверт №3 с иллюстрациями. Обсудите в группах ситуацию. Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию? (люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость) -Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации. - Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку. - Вас когда – либо обижали? -Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком. -Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека . -Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. -Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе. - Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим. -Итак, посмотрим, какой порядок действий(алгоритм) у нас получается. Алгоритм.
-Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе. - В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому- сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела –два. . - Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу? Физминутка: - Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете. Смелость Честность Терпимость Зависть Щедрость Злоба Грубость Милосердие Отзывчивость Доброта | Шапка мудреца Слайд7 Видеофрагмент мультфильма Слайд 8 Слайд №9 Поступай с людьми так…. Слайд №10 Слайд 11-12 Содержание рассказа Осеевой «Три товарища» «Сладость сердца» Слайды 13 Мудрецы, философы Слайд 14 Будда Слайд15 Конфуций Слайд 16 Иисус Христос Слайд17 Гилель Слайд 18 Слайд19 Золотое правило нравственности является: А) учением одного философа? Б)мудростью одного из народов мира? В) общее для людей разных религий и культур. Слайд 20-21 (Иллюстрации) Слайд 22 Алгоритм 1. 2. 3. Слайд23 пословицы Слайд24 Фрегат |
Клип Донор | Клип Донор -Какой пример нам показал маленький донор с точки зрения золотого правила нравственности ( нужно проявлять к людям отзывчивость, милосердие, дорожить дружбой, пересилить страх) | Слайд25 видеоклип | |
Чтение стихотворения уч-ся 2 | Личностные УД Коммуникативные УД- | Чтение стихотворения Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, На свете живешь ты не зря! | Стих.наизусть учеником Слайд 26 Чтение с музыкальном сопровождением |
Итог Рефлексия. 2 | самооценка | -Вот и подходит к концу наш урок. - Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы? На уроке Я -Узнал -Научился применять - Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. | Слайд27 (рефлексия) Смайлики |
Коллективно Исполнить 1-2 куплета песни 3 | В заключении я предлагаю вам спеть отрывок песни . - Песня «Спешите делать добрые дела» - Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям Улыбнитесь. Уходя – просто улыбнитесь. Лучик солнца и кусочек сердца - это вам. | Аудиозапись Слайд28 Слайд29 стихотворение | |
Домашнее задание по выбору. 1 | -Прочитайте дома притчу «Крот и Пахарь» и ответьте на вопрос №2. Стр.124; . По желанию: -Вспомни случаи из своей жизни, жизни друзей или родственников , когда действовало «золотое правило нравственности» . | Слайд30 (Домашнее задание) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы Гударева И.В.....

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

План-конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Золотое правило нравственности"
На уроке учитель даст понятие о "золотом правиле нравственности", активизирует познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного ...

План-конспект урока, ОРКСЭ, блок "Светская этика", 4 класпо теме "Золотое правило нравственности"
Методическая разработка...

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"...

Конспект занятия «Золотое правило нравственности»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Золотое правило нравственности»...
- Мне нравится (1)