Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_miloserdie_i_sostradanie_4_klass.docx | 117.67 КБ |
prezentatsiya_miloserdie_i_sostradanie_.pptx | 2.79 МБ |
pamyatka.docx | 13.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
4 класс
Тема: «Милосердие и сострадание»
Цель: сформировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное; развивать мышление, внимание, речь младших школьников, умение сотрудничать друг с другом; воспитывать осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике; усвоение понятий: ответственность, милосердие, сострадание, осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, ответственность.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись песни-притчи С. Копыловой «Окно» раздаточный материал для работы в парах и группах, «Дерево Милосердия» листья-карточки.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности
-Добрый день, ребята!
Проверьте, пожалуйста,
Готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Посмотрите, какое у нас грустное солнышко (слайд 1), чтобы оно засияло своими лучиками нужно хорошо работать на уроке и быть в хорошем настроении. А чтобы было хорошее настроение, надо улыбнуться.
Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Посмотрите как засияло наше солнышко( слайд 2)
Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.
- Актуализация и создание проблемной ситуации. (слайд3)
На слайде :Серафим Саровский, Сергий Радонежский.
-Ребята, как думаете, что объединяет этих святых? Какими они были? (добрыми, трудолюбивыми, благочестивыми, милосердными, великодушными…)
-Как думаете, в наше время есть такие люди?
-А встречались ли вам злые люди? Можно ли их любить?
- Иисус Христос учил любить всех людей и даже своих врагов.
-Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?
III. Целеполагание. Работа над понятиями «милосердие» и «сострадание».
Слайд 4
-Прочитайте тему урока: «Милосердие и сострадание»
Слайд 5
-Какие задачи поставим перед собой?
На слайде: задачи урока:
-Познакомиться с понятиями «милосердие» и «сострадание».
-Выяснить, кому больше помощи приносит милосердие и
сострадание: тому, кому помощь оказывается, или тому, кто ее
оказывает.
-Научиться быть милосердным.
-Ребята, как думаете, что в учении Иисуса Христа является самым главным?(Возлюбить Бога и своего ближнего)
1. Исследовательская работа в группах .
Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы задание - найти определение слова “милосердие”).
Первая группа.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость”.
Вторая группа.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания , человеколюбия.
Вывод: Милосердие-это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, готовность делать добро.(слайд 6)
В определениях вы встретили слово - сострадание
- Как вы понимаете слово сострадание? Вывод : Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную. (слайд 7)
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания ? ( Любовь.)
- Подберите еще слова, синонимы к слову «милосердие».
(Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)
Физкультминутка для глаз (слайд 8)
IV. Открытие нового знания.
А сейчас познакомимся с одной притчей (Слайд 9-10-11)
1 .Словарная работа
Притча - короткий рассказ, имеет скрытый поучительный смысл
Самарянин - житель Самарии, центральной области Палестины
Левит - служитель Иерусалимского храма
Законник - книжник, знаток законов
Иерусалим - столица Израиля
Иерихон-название города
Динарий - древняя серебряная монета
2.Притча о добром самарянине
Один законник, искушая Иисуса Христа, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостею твоею, и всем разумение твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?». В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и , увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и , увидев его, сжалился и , подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Рассказав притчу, Иисус спросил законника: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему : «Иди, и ты поступай так же ».
-О чем эта притча? (Ответы детей)
- Какой вопрос был задан Христу?
-Как ответил Христос?
- Кто шел по той же дороге?
-Что сделал каждый из них?
-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
-А кто такой ближний?
-Правильно, ближние -это не только, твои родные, но и люди, которые нуждаются в твоей помощи.
Слайд 12
Вывод: Ближний - это тот, кто не оставит тебя в беде.
Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
V. Осмысление нового знания.
1. Парная работа. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию (записаны на доске).
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать, из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому уже не нужно; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать кому-нибудь игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Вывод. Дети зачитывают только те утверждения, которые можно отнести к «милосердию». Слайд13.
2.Работа над песней-притчей «Окно» С. Копыловой (3,38). Прослушивание аудиозаписи.
Беседа
- О ком рассказывает притча?
- Кого из этих двух больных можно назвать милосердным?
- В чем проявлялось милосердие?
- Кого можно назвать ближним?
- В притче звучало слово «сестра милосердия». Кто это?
3.Знакомство с понятием «Сестра милосердия». (слайд 14)
Сёстрами милосердия называли женщин, которые посвящали себя очень тяжёлому, но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь. Сестры милосердия ухаживали за больными: раздавали лекарства, перевязывали раны, перестилали постели, разносили пищу. Но также они выполняли еще одну важную миссию - поддерживали страждущих духовно, своей безграничной любовью, лаской, полной самоотдачей, милосердием они исцеляли людей.
-Как называется одно из дел милосердия- помощь другому человеку из жалости к нему? (МИЛОСТЫНЯ) (Слайд 15)
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
-Скажите, когда мы творим милостыню, оказываем помощь, то стремимся привлечь внимание других людей к нашим действиям или стараемся делать это незаметно?
Физминутка (слайд 16)
4.Работа в группах. Анализ ситуаций.
Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. Каждая группа получает листочки, где написаны те или иные проблемы. Дети предлагают различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....
У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...
Вы увидели, что вашего друга избивают за школой...
Вы нашли у своего дома маленького котёнка....
Когда вы гуляли с друзьями ,около остановки увидели безногого нищего, который просил милостыню…
Хулиганы во дворе издеваются над животным...
У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...
Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...
У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...
5.Закрепление материала.
- Почему мир нуждается в милосердии и сострадании?
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? А можно этому научиться?
-Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь, научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
-К кому мы проявляем милосердие, сострадание?
-Кому нужна наша забота?
- Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?
Ситуация1
Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом.
Ситуация2
Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
-Какую помощь оказали ребята?
-По каким мотивам совершалось доброе дело?
- Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными?
6.Работа в группах. «Собери пословицу» У детей на партах лежат листы с пословицами. Нужно стрелками соединить части одной пословицы.
Помогая другим, | добром и платят. |
Сделаешь худо | а богатый молитвой нищего спасается. |
Добро помни, | а зло забывай. |
За добро | помогаешь себе. |
Нищий богатым питается, | не жди добра. |
Объяснение смысла пословиц. (слайд 17)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
1. «Дерево Милосердия».
- Мы сегодня обговорили много примеров добрых дел. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.
- Напишите на листочках от Дерева Милосердия, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.
2.Итог урока. Стихотворение. (слайд 18)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
VII. Домашнее задание . (Индивидуальные конверты) /выполнить два задания на выбор/
1. «Цветик – Семицветик».
- Подумайте, что вы за неделю сделали доброго. - Какие добрые мысли были у вас? - Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?
Напишите об этом на лепестках нашего цветка.
2. Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (учебник с.45)
3. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.
В конце урока всем детям раздаются памятки «Как выработать у себя доброе отношение к людям?»
Спасибо всем за урок! (слайд 19)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Святые земли русской Серафим Саровский Сергий Радонежский
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Познакомиться с понятиями «милосердие», «сострадание», «ближний». Выяснить , кому больше помощи приносит милосердие и сострадание: тому, кому помощь оказывается, или тому, кто ее оказывает. Научиться быть милосердным . Задачи урока:
. Милосердие -это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, готовность делать добро.
Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.
Словарная работа: Притча - короткий рассказ, имеет скрытый поучительный смысл Самарянин - житель Самарии, центральной области Палестины Левит - служитель Иерусалимского храма Законник - книжник, знаток законов Иерусалим - столица Израиля Иерихон - город Динарий - древняя серебряная монета Притча о добром самарянине
Один законник, искушая Иисуса Христа, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостею твоею, и всем разумение твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?». В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и , увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Притча о добром самарянине
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и , увидев его, сжалился и , подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Рассказав притчу, Иисус спросил законника: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему : «Иди, и ты поступай так же ». Притча о добром самарянине
Ближний - это тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
-подать милостыню -прощать от сердца обиды -накормить голодного -утешить печального, плачущего -не мстить за зло -напоить жаждущего -одеть бедного -помочь немощному по хозяйству -поделиться последним куском хлеба -творить добро не на показ -посетить больного. Милосердие
Помогая другим, помогаешь себе. За добро добром и платят. Сделаешь худо, не жди добра. Добро помни, а зло забывай. Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается. «Собери пословицы»
Спасибо всем за урок!
Предварительный просмотр:
Уважаемые ребята!
Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается.
Памятка «Как выработать у себя доброе отношение к людям?» Начните с малого.
- Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
- Уступи место в транспорте пожилым людям.
- Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближним.
- Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках!
Уважаемые ребята!
Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается.
Памятка «Как выработать у себя доброе отношение к людям?» Начните с малого.
- Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
- Уступи место в транспорте пожилым людям.
- Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближним.
- Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...
РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)
РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...
Презентация по Основам религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему "Монастырь"
Данная презентация приоткроет четвероклассникам дверь в таинственную для них жизнь древних и современных монастырей, будет способствовать духовно-нравстенному воспитанию....
Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс
Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...