Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
Урок в 4 классе.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль: «Основы буддийской культуры»
Тема: «Буддизм в России»
Учитель: Донгак Аяна Сергеевна
Цель урока: Познакомитьучащихся с историей развития буддизма в России.
Задачи:
- познакомитьучащихся с историей развития буддизма в России;
познакомить учащихся с представлениями о буддизме как одной из традиционных религии в современной России; создать условия для формирования у учащихся представления о межконфессиональном диалоге в современной России;
- развивать устную речь, память, логику.
- воспитать чувство уважения и интерес к религиозной и духовной культуре своего народа.
Ожидаемые результаты урока:
-учащиеся познакомится с историей развития буддизма в России;
-узнают какие религии считаются традиционными в современной России;
-получат представления о межконфессиональном диалоге в современной России;
-познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собстенной устной и письменной речи.
Методы: беседа, показ, объяснение, поисковый,групповая работа, исследовательская работа.
Оборудование: диск «Открытие буддизма», песня Ишкин оглу и Санчай башкы, проектор, комьютер, презентации к уроку.
Ход урока:
I.Вводный( мотивационно-организационный)
1). Организация деятельности учащихся
2) Мотивация деятельности к уроку.
3)Подготовка к усвоению нового материала.
4)Актуализация знаний.
-Игра «Ты мне, я тебе» (групповая работа)
II.Основной (информационно-аналитический)
1)Угадывание темы урока.
2)Работа в тетради.
3)Словарная работа.
4) Вступительная беседа учителя
5)Работа с книгой. Чтение учеником стр.38.
6)Ознакомления с дацаном в Бурятии (слайды и комментарии к ним)
7)Знакомство с Даша-ДорджоИтигеловым.
-Сообщение ученика. (Эрендей Денис) (Слайды)
III.Физминутка.
8.Продолжение изучение темы.
1)Первая волна буддизма
2)Развитие буддизма
3) Храм Устуу-Хурээ
4)Важные понятия стр.39 прочитать и объяснить. (Слайды)
5)Закрепление нового материала.
Вопросы к уроку. (Слайд)
IV.Заключительный (оценочно-рефлексивный)
1)Обобщение.
2)Домашнее задание.
Общее задание:
Индивидуальное задание:
3).Рефлексия.
Урок в 4 классе.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль: «Основы буддийской культуры»
Тема: «Буддизм в России»
Цель урока:Познакомить учащихся с историей развития буддизма в России.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей развития буддизма в России;
познакомить учащихся с представлениями о буддизме как одной из традиционных религии в современной России; создать условия для формирования у учащихся представления о межконфессиональном диалоге в современной России;
- развивать устную речь, память, логику.
- воспитать чувство уважения и интерес к религиозной и духовной культуре своего народа.
Ожидаемые результаты урока:
-учащиеся познакомится с историей развития буддизма в России;
-узнают какие религии считаются традиционными в современной России;
-получат представления о межконфессиональном диалоге в современной России;
-познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собстенной устной и письменной речи.
Методы: беседа, показ, объяснение, групповая работа, исследовательская работа.
Оборудование: диск «Открытие буддизма», песня Ишкин оглу и Санчай башкы, проектор, комьютер, презентации к уроку.
Ход урока:
I.Вводный( мотивационно-организационный)
1). Организация деятельности учащихся.
Здравствуйте ребята. Все готовы к уроку. Сегодня у нас урок необычный. Потому что, как вы, уже заметили в классе присутствует гости. Это ваши родители и учителя нашей школы. Поприветствуем их.
2) Мотивация деятельности к уроку.
Вспомним о карме. (Карма это закон причины и следствия. Если человек живёт осознанно, в гармонии с природой, отдельными людьми и человечеством в целом, то своими хорошими мыслями и поступками мы накапливаем хорошую карму. Ты улыбнулся и тебе улыбнулись в ответ. Улыбнёмся друг другу и гостям в классе.
3)Подготовка к усвоению нового материала.
Сегодня мы на уроке познакомимся с новыми терминами и повторим пройденные темы по курсу. А сейчас внимательно посмотрите на видео и подумайте о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (Видеофрмагмент с диска «Открытие буддизма»)
-Конечно как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о буддизме в России и о его развитии в нашей республике.
-Прочитайте текст рубрики «Вы узнаете» стр.38. Что вам предстоит узнать на этом уроке.
4)Актуализация знаний.
Игра «Ты мне, я тебе» (групповая работа)
Класс делится на 2 группы. У каждой группы на столе лежат вопросы. Эти вопросы они должны задать группе противнику. Другая команда отвечает и задаёт вопрос той команде . которая начала задавать вопрос.
Вопросы 1 команды | Вопросы 2 команды | ||
1 | Кто такой Будда Шакьямуни? | Ответ:Основатель буддийского учения.мудрец из рода Шакьямуни.Жил в Индии 2,5 тысячи лет. | |
Ответ: 1)Уводить их от зла. 2)Побуждать их делать добро. 3)Дать им хорошее образование. 4)Устроить им походящий брак. 5)Передать им в своё время наследство. | 1 | Перечислитьпять способов проявления родителями любви к своим детям. | |
2 | Перечислить пять способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям | Ответ: 1)Исполнять обязанности, возложенные на них родителями. 2).Сохранять семейный уклад и традиции. 3)прислушиваться к советам родителей 4)Чтить их старость и быть им опорой. 5)Вести себя так, чтобы быть достойными наследства. | |
2 | Привести пример из жизни тувинцев по бережному отношению к природе. | ||
Ответ: Носки обуви плавно загнуты вверх, чтобы уберечь и не поранить благословенную землю. |
-Молодцы, ребята.Вы хорошо усвоили пройденные темы.
II.Основной (информационно-аналитический)
1)Угадывание темы урока.
Видеофрагмент из диска «Открытие буддизма»
-Посмотрев этот фрагмент видео, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О буддизме в России)
-Правильно угадали, ребята. Тема 18 урока курса «Основы буддийской культуры» «Буддизм в России» Познакомимся с историей развития буддизма в России, о современном состоянии буддизма в нашей стране и с титулами глав буддистов разных стран.
2)Работа в тетради.
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
3)Словарная работа:
Указ- айтыышкын, монастыри (хурэ)
4) Вступительная беседа учителя:
(Слайд Елизаветы Петровны)
В 1741 г российская императрица Елизавета Петровна, издала указ, согласно которому на территории России признавалось существование буддийской религии. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
Запись в тетрадях: 1941год официального признания буддизма в России.
Традиционно буддийскими регионами в нашей стране являются Калмыкия,Бурятия,Тува.
(Слайд)
5)Работа с книгой. Чтение учеником стр.38.
В 1915г Санкт-Петербурге был построен первый буддийский храм в Европе. Это стало распространием буддийских идей в многочисленных группах, общинах, организациях в крупных городах России. (Слайд)
В настоящее время буддизм в России переживает духовное возрождение. Восстанавливаются древние храмы, строятся новые, открываются буддийские университеты, издаётся литература. (Ознакомления с новой литературой.Показать книги)
6)Ознакомления с дацаном в Бурятии (слайды и комментарии к ним)
7)Знакомство с Даша-ДорджоИтигеловым.
Сообщение ученика. (Эрендей Денис) (Слайды)
III.Физминутка.
Что такое медитация? (Сосредоточение, ведущее к внутренней гармонии)
Используется песня Ишкиноглу и Санчайбашкы «Бурганбашкыбуруудатпа» (Слайды)
8.Продолжение изучение темы.
1)Первая волна буддизма пришла в Туву в IX веке от уйгуров. Дальнейшее знакомство тувинцев с буддизмом произошло в XIII—XIV вв., когда Тува входила в состав Монгольской империи. Самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются XIII—XIV вв. Во второй половине XVIII в. после разгрома Джунгарского ханства, в состав которого входила Тува, войсками правившей Китаем маньчжурской династии Цин, Тува попала в подчинение к Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монгольские Ламы, представители школы Гелугпы; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Начиная с 70-х гг. XVIII в. в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри (хурэ).
2)Развитие буддизма
Во второй половине XIX века монастыри (хурэ) имелись в каждом тувинском кожууне (административная единица). С экономической точки зрения они представляли собой крупные феодальные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов (крепостных крестьян), владели скотом, занимались торговлей.
3) Храм Устуу-Хурээ – один из самых крупных буддийских храмов Тувы, расположенный в 7 км севернее города Чадана, центра Дзун-Хемчикского района республики. Он был основан в 1905-1907 годах. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче. В строительных работах непосредственное участие принимало и местное население. В 1930 году храм был закрыт, в 1937 году принято решение о разрушении храма, однако полностью разрушить комплекс не удалось, от храма остались высокие глинобитные стены. Ламы, работавшие в храме, были расстреляны.
Сейчас на месте старого храма – развалины глинобитных стен, которые являются священными для многих жителей республики, притягивают многочисленных паломников и туристов. Рядом располагается открытый 23 июля этого года новый буддийский храм, являющийся современной копией старого храма. Там идут службы работают ламы. Но при этом объект не является только религиозным. (Слайды)
В 1999 году в Чадане прошел первый Международный фестиваль музыки и веры «Устуу-Хурээ», главной целью которого инициаторы фестиваля – тувинские музыканты – объявили движение за восстановление храма Устуу-Хурээ. Фестиваль проводится ежегодно. Восстановление храма началось в 2008 г. при поддержке тогдашнего главы МЧС, уроженца Тувы Серея Шойгу и Правительства Тувы, лично главы республики Шолбана Кара-оола. Изначально задумывалось построить новый храм на месте стен старого, однако руины решили оставить и возвести новый храм рядом с разрушенным. Работы велись по проекту московского архитектора Вили Хаславской. Восстановление храма было закончено в 2012 году, 23 июля 2012 года состоялась церемония открытия Устуу-Хурээ. В этот день в храме побывали более 10 тысяч человек, в том числе около двух тысяч участников XIV фестиваля «Устуу-Хурээ».
4)Важные понятия стр.39 прочитать и объяснить. (Сайды)
С историей Камбы-лам Тувы сейчас можно ознакомиться на стенде, оформленном в вестибюле хурээ. Обязанности первого в постстетский период Камбы-ламы исполнял Казак Оругдаевич Сандак (1918-1997). В октябре 1997 года, после его кончины Камбы-ламой стал Аганак Хертек. В 2000 году Камбы-ламой стал Еше Дагба (в миру Долаан Куулар). В 20032 году Камбы-ламой был Март-оол Норбу-Самбу. В 2005 году Камбы-лама Тувы - Джамбел Лодой (в миру Апыш-оол Сат). В марте 2009 года избраТензин Цультим, (в миру Николай Куулар).
5)Закрепление нового материала.
1).Вопросы к уроку. (Слайд)
А)При какой российской императрице был издан указ о признании существования буддийской религии в России? (Елизавета Петровна)
Б)Когда и где был построен первый буддийский храм в Европе? (в1915г в Санкт-Петербурге)
В)В каких регионах в нашей стране традиционно исповедуется буддизм?
Г)Кто является Камбы-ламой буддистов Тувы?(В марте 2009 года избраТензин Цультим, (в миру Николай Куулар).
Д) Как называется главный буддийский храм в Туве? (Цеченлинг)
IV.Заключительный (оценочно-рефлексивный)
1) Обобщение.
В настоящее время буддизм в Туве, но и за её пределами переживает духовное возрождение. Поэтому нам тувинцам, надо только радоваться этому. У нас в туве Ведь Будда говорил: «Распахните объятия изменениям, но не отвергайте при этом своих ценностей». А одной из главных общечеловеческих ценностей, как мы уже изучали на прошлых уроках, является ценность жизни.
2.Домашнее задание.
Общее задание: прочитать или пересказать членам семьи, друзьям, взрослым текст урока, обсудить с ними его содержание.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения об истории развития буддизма в одном из регионов в России.
3) Рефлексия.
Самое лучшее на уроке было…, а самое худшее… .
Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым было…, а самым серьезным … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)
РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...
Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие
Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....
Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»
Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...
Тема родительского собрания: «Выбор модуля комплексного курса основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание ФИО разработчика: Данчинова Ангелина Евгеньевна Учебный предмет: ОРКСЭ Класс: 3 Тема родительского собрания: «Выбор модуля комплексного курса основы религиоз...