РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция «Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная программа предназначена для обучающихся 4 классов. | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 классов
Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Название предмета: «Основы светской этики»
Класс: 4
Учитель: Новожилова В.С.
Количество часов за год: 34
Программа разработана на основе:
1. Данилюк А.Я., Примерная программа начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики».
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция «Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124
« Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Преподавание курса будет проходить на основе системно - деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы :
- Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
- Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
- Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
- Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого, школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В программе нашли отражение современные виды моделей:
- Феноменологической
- Религиоведческой
- Развивающей инструментальной
- Диалогической
- Интеграционной
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
- Драматизация (театрализация)
- Интервью
- Составление словаря-глоссария
- Сочинения, эссе
- Создание галереи образов
- Ресурсный круг
Методическое обеспечение курса позволит использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
Календарно – тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль «Светская этика» 4 класс
№ п/п | Общая тема или название раздела | Тема урока | Дата проведения | Реализация НРЭО | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Введение. Этика- наука о нравственной жизни человека. | ||||
Этика общения 4 часа | |||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей. | ||||
3 | Правила общения для всех. | ||||
4 | От добрых правил- добрые слова и поступки. | ||||
5 | Каждый интересен. | ||||
Этикет 4 часа | |||||
6 | Премудрости этикета. | ||||
7 | Красота этикета. | ||||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | ||||
9 | Чистый ручеёк нашей речи. | ||||
Этика человеческих отношений 4 часа | |||||
10 | В развитии добрых чувств- творение души. | ||||
11 | Природа- волшебные двери к добру и доверию. | ||||
12 | Чувство Родины. | Экскурсия по Челябинску | |||
13 | Жизнь протекает среди людей. | ||||
Этика отношений в коллективе 5 часов | |||||
14 | Чтобы стать коллективом. | ||||
15 | Коллектив начинается с меня. | ||||
16 | Мой класс - мои друзья. | ||||
17 | Скажи себе сам. | ||||
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | ||||
Простые нравственные истины 4 часа | |||||
19 | Жизнь священна. | ||||
20 | Человек рождён для добра. | ||||
21 | Милосердие – закон жизни. | ||||
22 | Жить во благо себе и другим. | ||||
Душа обязана трудиться 4 часа | |||||
23 | Следовать нравственной установке. | ||||
24 | Достойно жить среди людей. | Мои знаменитые земляки. | |||
25 | Уметь понять и простить. | ||||
26 | Простая этика поступков. | ||||
Посеешь поступок – пожнёшь характер 4 часа | |||||
27 | Общение и источник преодоления обид. | ||||
28 | Ростки нравственного опыта поведения. | ||||
29 | Доброте сопутствует терпение. | ||||
30 | Действия с приставкой «со» | ||||
Судьба и Родина едины… 4 часа |
| ||||
31 | С чего начинается Родина… | Экскурсия в Исторический музей | |||
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | ||||
33 | Человек – чело века. | ||||
34 | Слово, обращённое к себе. |
Основное содержание модуля «Светская этика».
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Общие требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен:
Знать/понимать:
- Основные понятия религиозных культур
- Историю возникновения религиозных культур
- Историю развития различных религиозных культур в истории России
- Особенности и традиции религий
- Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
- Описывать различные явления религиозных традиций и культур
- Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
- Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение
- Готовить сообщения по выбранным темам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Ресурсное обеспечение.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год, автором 1, 30 уроков является А.Я.Данилюк и электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В.А.Тишковой и Т.Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут сформированы:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (прика...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса
Данная программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" для обучающихся 4 кл.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"...