РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
РАЗРАБОТКА УРОКА №3
ПО КУРСУ
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы буддийской культуры»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_buddiyskoy_kultury_konspekt_uroka.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА №3
ПО КУРСУ
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы буддийской культуры»)
Автор: Медведева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Нефтеюганск 2014 год
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы буддийской культуры»
Класс: 4.
№ урока: 3.
Тема: Будда и его учение.
Цель: формирование представлений о буддизме,о жизни её основателя; создание условий для формирования понятий: «аскет», «бодхи», «медитация»
Задачи: познакомить с мировой религией – буддизмом , жизнью ее основателя Сиддхартхи Гаутамы. Развивать воображение, образное мышление, логику обучающихся, формировать навыки публичного выступления, воспитывать религиозную терпимость, умение видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Организация деятельности учащихся.
- Объяснение нового материала с использованием ИКТ
Здравствуйте! Перед началом урока я хотела бы произнести изречение «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец. Это – древний закон»
Как вы думаете, что за человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (ответы учащихся) А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия?
Слайд.
Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.
Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии.
Для указанных стран, в основном, характерен невысокий уровень жизни и тяжелые условия существования. Зачастую поселения буддистов расположены в степной зоне, в горах, т.е. там, где там мало обрабатываемой земли, суровый климат, а основное занятие населения – скотоводство.
Слайд
Буддийское предание рассказывает о том, что на севере индии у мудрого царя и царицы родился сын.
Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.
Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.
Слайд
4. Комментированное чтение отрывка из учебника (отрывок о моменте, когда принц столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна.
5.Работа в парах: (инсценирование диалога царевича и возничего)
6. Мозговой штурм . Работа в группах: «Ребята, назовите, какие решения мог принять царевич?
7. Слово учителя. Спасибо, ребята, за вашу работу. Давайте теперь узнаем, что же было по преданию. По преданию, он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедеть, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.
8. Работа под понятиями «аскет», «бодхи», «медитация.»Запись этих понятий в словарь.
9. Беседа учителя.
Ребята, Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.
Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания» говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?
10.Инсценирование одной из притч об учении Будды заранее подготовленными учениками.:
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
— Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
11. Работа над ассоциативным рядом к словосочетанию «учение о человеке».
На заранее вырезанных лепестках цветка детям после обсуждения в парах предлагается записать слова. Прикрепить на магнитную доску в виде цветка.
После работы, изменилось ли ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать?
12.Рефлексия:
На уроке я узнал….
На уроке я научился….
Я чувствовал себя на уроке…
13.Домашнее задание: попробуйте изобразить Будду ,как вы его представляете.
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс
Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...