Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема: Доброта. Быть милосердным.
Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.83 КБ |
prezentatsiya_uroka_dobro_i_miloserdie.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА» ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»
Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
4-й класс
по теме: «Доброта. Быть милосердным.»
Кацюба Виктория Андреевна
учитель начальных классов
2022 год
Тема: Доброта. Быть милосердным.
Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведения.
Задачи: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формировании у младших школьников ценностного отношения друг к другу, любви и уважения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
В результате изучения материала, учащиеся научатся:
- понимать и принимать ценности: доброта, милосердие, взаимопомощь.
- формулировать задачи или проблемы,
- Усвоят понятие милосердие, гуманизм.
Форма организации учебного процесса: Практическое занятие.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для чтения, карточки со словами «радость», «милосердие», «сострадание», «сочувствие», «добро», «доброжелательность», «забота о здоровье»; картинка большого дерева Милосердия, вырезанные цветы - заготовки для прикрепления к дереву.
План урока:
1. Организация класса.
Вступительная беседа учителя.
Сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, давайте поздороваемся.
А сейчас настроимся на урок, обратимся к нему мысленно:
«Урок, ты ступенька в моей жизни, помоги мне стать хорошим человека и. Я буду расти, буду рассуждать, я буду хорошо учиться и я верю, что у меня все хорошо получится. »
Вы, наверное, заметили, что у вас на партах лежат маленькие солнышки, но они необычны. Да, у них нет ротиков. И каждый из вас, сейчас нарисует ротик, в соответствии со своим настроением. (Хороший, спокойный, настроение желательно улучшить)
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Игра. (Слайд 2.)
- Восстанови правильный порядок букв и узнай тему урока.
- Знаете ли вы это слово?
Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).
-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- В каких ситуациях вы встречали это слово?
- Как вы думаете, милосердие свойственно всем людям?
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?
- Пригодятся ли вам в вашей жизни знания, полученные на этом уроке?
И самое главное, что мы должны вынести из этого урока, как вы думаете, с кого начинается добро?
III. Первичное принятия материала.
Беседа учителя. Человек живет среди людей, и не может не размышлять над тем, как его оценивают окружающие, воспринимают его поступки. А оценивают его по тому, как человек общается с другими людьми. Вспомните то время, когда вы были маленькие. Вы слушали мамины сказки и уже тогда понимали, где добро, где зло, учились их различать.
3. Ассоциативный куст
С чем у вас ассоциируется слово «добро»?
(Свет, радость, солнце, улыбка, дружба, искренность)
Какое противоположное по значению слово к слову добро?
Ассоциативный куст к слову «зло».
- Скажите, когда говорили о добре, звучало слово «милосердие», как вы думаете почему?
Словарная работа
Слайд «Милосердие», открывается каждая грань ассоциативного куста и учитель, вместе с детьми объясняет и анализирует понятия.
И сейчас мы с вами отследим как проявляются эти черты в отношении к людям.
Физкультминутка
Если ты хороший, улыбнись!!! Раз, два.
Руку дружбы протяни!! Три, четыре!
Начинаем приседать. Это пять!!!!
Шесть и семь! Тихонько всем!!!
III. Работа над новым материалом.
1. Рассказ детьми притчи о милосердии. Однажды мудрец шел по берегу и вдруг
увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и
увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех
сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
2 Предвидения развития событий.
- Как вы думаете, что сказал мальчик? Какой у него состоялся разговор с мужчиной? Смог ли мальчик переубедить в своей правоте мужчину?
Давайте посмотрим запись этой притчи и определим, оправдались ли наши ожидания?
3. Комментирование и обсуждение притчи.
- О чём эта притча?
- Почему доброе дело бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?
- Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?
- Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?
- А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как милосердие?
Ответы, выводы детей.
Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
4. Просмотр видео «Милосердие».
- Посмотрите видео о собаке, которую злые люди бросили, а милосердные вернули к жизни…
- Выскажите своё мнение о случившемся.
5.Выступление победителя республиканского конкурса «С любовью к животным» Самарского Владлена с презентацией проекта « О братьях наших меньших»
6. Аллея доброты.
Пройти по ней и рассказать о своих добрых делах.
IV Закрепление изученного материала.
1.Доклады детей
Дети рассказывают, используя слайды презентации, подготовленные рассказы о начале благотворительности на Руси, о людях, являющихся примером для подражания. Речь идет об основоположнике благотворительности на Руси - князе Владимире, Ксении Севастопольской, Марии Терезе. Большое внимание уделяется и современности. Говорят о событиях на Донбассе и помощи фонда «Справедливая помощь». Дети говорят о докторе Лизе, ее добрых делах. Почтить память Елизаветы Глинки минутой молчания.
2. задание по группам:
1.Собрать из частей пословицы и объяснить их значение.
Добрые дела красят человека.
Кто делает добро другому, делает добро сам себе
Ищи добро, оно дороже золота
Хорошему везде хорошо.
Все хорошее перенимай, а зла избегай.
2.Собрать предложения из слов, и объяснить его значение.
От теплого слова и лед тает.
3.Разгадать ребус.
(Душа человека - это цветок, который тянется к теплу и свету.)
4 группа
Составить даймонд
ДОБРО
Какое? Какое? Какое?
Что делать? Что делать? Что делать?
Вывод. Давайте подведем итог.
Какими чертами должен быть наделен милосердный человек?
3. А сейчас мы посмотрим, каких детей у нас в классе больше.
❖ Зеленый - я добрый
❖ Серый - я равнодушен
❖ Коричневый - я не люблю добро.
Очень приятно, что в нашем классе учатся только хорошие дети.
4. А сейчас мы с вами поиграем в игру под названием 5 копеек. Нам нужно дать оценку поступка, с позиции добро и зло.
1 группа:
Девочка несет корзину с фруктами для больной бабушки. Ей очень тяжело. Она встретила мальчика из своего класса. Как вы думаете, донесет девочка фрукты для бабушки?
Оцени поступок. Сделай вывод.
2 группа:
Лена делала подарок для мамы. Братик побежал часть бумажек взлетела.
Лена готова была заплакать, но брат сказал волшебное слово. Какое? Лена улыбнулась и сказала брат .......
Оцени поступок. Сделай вывод.
3 группа:
Мальчик опаздывал в кинотеатр. На дороге он увидел маленькую птичку, которая выпала из гнезда. Але ему было некогда, и он побежал дальше. «Кто-то подберет», - подумал он.
Оцени поступок. Сделай вывод.
4 группа.
Девочка сидела в автобусе, но зашла старушка. Девочка с удовольствием уступила место.
Оцени поступок. Сделай вывод.
Вывод. Так что давайте дети посмотрим на наши весы. Каких поступков у нас больше?
Действительно, дети. Добро всегда побеждает зло. Человеческая доброта не знает границ. Мы сегодня говорим о милосердии не только к людям пожилого возраста, младшим братьям и сестрам, но и ко всему, что нас окружает, к животным, природе.
Итог: Действительно дети, душа человека, как будто цветок, если ее согревать теплом, добром, лаской, радостью, солнечным, лучистым настроением, то она расцветает, поэтому давайте дарить друг другу тепло, радость, добро!!!
И сейчас на партах у Вас у каждого тоже расцветет цветок добра. На этой цветке вы напишете, что хорошего мечтаете сделать, или пожелать друг другу. И Ваши цветы украсят нашу цветочную поляну добра.
Помните о наших солнышках, изменился ли ваш настрой? Нарисуйте.
V. Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу.
- Что значит быть милосердным?
- Кому из ваших знакомых уже сегодня необходимо милосердие и сострадание?
Закончи предложения.
Урок:
- привлёк меня тем, …
- показался интересным …
- взволновал …
- заставил задуматься …
- навёл меня на размышления …
Советы:
Поделись своими размышлениями об уроке с родителями.
-Спасибо за работу и активное участие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «милосердие» заимствовано из старославянского языка, где оно обозначает сострадание, жалость. С латинского милосердие – это «милующее» сердце или « милость сердца»
Образцы добра и милосердия 988 год – дата крещения Руси, начало благотворительности. Князь Владимир повелел возвести в столице Руси церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) помогала известному русскому хирургу Николаю Пирогову. Под его руководством был создан институт сестёр милосердия. Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу ). Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви. В 1948 году мать Тереза основала общину ордена милосердия в Индии.
Яркий пример милосердия фонд « Справедливая помощь » Елизавета Петровна Глинка, врач-реаниматолог, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. За 2015 год усилиями фонда было отправлено 350 детей из ЛНР и ДНР на лечение в Россию. Труд российских медиков спасли малышей от гибели. Памяти доктора Лизы
Что значит быть милосердным? Благодарить людей за усилия. Быть хорошим слушателем . Обращать внимание на других. Делать комплименты другим. Позволяй другим быть первым . Быть почтительными Быть тактичными . Быть щедрыми. Помогай людям сам, не жди , пока тебя будут просить. Всегда делай только добрые дела .
Добро – это поддержка друг друга .
Наши маленькие добрые дела
Каждый день попробуй : • Помогать близким по хозяйству. • Беречь родную природу и оберегать ее. • Уважать труд других людей. • Быть воспитанным ребенком. • Хорошо учиться, много читать. • Слушать родителей. • Делиться тем, что у тебя есть. • Не обижать других. • Защищать слабого. • Помогать друзьям. • Делать хоть маленькие, но добрые дела .
Ж елаем ВСЕМ СЧАСТЬЯ , ДОБРА , ЛЮБВИ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)
Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...