Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема: Доброта. Быть милосердным.

Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.83 КБ
Файл prezentatsiya_uroka_dobro_i_miloserdie.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА» ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»

Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

4-й класс

по теме: «Доброта. Быть милосердным.»

                               

                                                           

 Кацюба Виктория Андреевна

                                                                                                        учитель начальных классов

2022 год

Тема: Доброта. Быть милосердным.

Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Задачи: формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формировании у младших школьников ценностного отношения друг к другу, любви и уважения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала, учащиеся научатся:

  • понимать и принимать ценности: доброта, милосердие, взаимопомощь.
  • формулировать задачи или проблемы,
  • Усвоят понятие милосердие, гуманизм.

Форма организации учебного процесса: Практическое занятие.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для чтения, карточки со словами «радость», «милосердие», «сострадание», «сочувствие», «добро», «доброжелательность», «забота о здоровье»; картинка большого дерева Милосердия, вырезанные цветы - заготовки для прикрепления к дереву.

План урока:

1. Организация класса.

Вступительная беседа учителя.

Сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, давайте поздороваемся.

А сейчас настроимся на урок, обратимся к нему мысленно:

«Урок, ты ступенька в моей жизни, помоги мне стать хорошим человека и. Я буду расти, буду рассуждать, я буду хорошо учиться и я верю, что у меня все хорошо получится. »

Вы, наверное,  заметили, что у вас на партах лежат маленькие солнышки, но они необычны. Да, у них нет ротиков. И каждый из вас, сейчас нарисует ротик, в соответствии со своим настроением. (Хороший, спокойный, настроение желательно улучшить)

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Игра. (Слайд 2.)

- Восстанови правильный порядок букв и узнай тему урока.

- Знаете ли вы это слово?

Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).

-Как вы думаете,  о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- В каких  ситуациях вы встречали это слово?

- Как вы думаете, милосердие свойственно всем людям?

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?

- Пригодятся ли вам в вашей жизни знания, полученные на этом уроке?

И самое главное, что мы должны вынести из этого урока, как вы думаете, с кого начинается  добро?

III. Первичное принятия материала.

Беседа учителя. Человек живет среди людей, и не может не размышлять над тем, как его оценивают окружающие,   воспринимают его поступки. А оценивают его по тому, как человек общается с другими людьми. Вспомните то время, когда вы были маленькие. Вы слушали мамины сказки и уже тогда понимали, где добро, где зло, учились их различать.

3. Ассоциативный куст

С чем у вас ассоциируется слово «добро»?

(Свет, радость, солнце, улыбка, дружба, искренность)

Какое противоположное по значению слово к слову добро?

Ассоциативный куст к слову «зло».

- Скажите, когда говорили о добре, звучало слово «милосердие», как вы думаете почему?

Словарная работа

Слайд «Милосердие», открывается каждая грань ассоциативного куста и учитель, вместе с детьми объясняет и анализирует понятия.

И сейчас мы с вами отследим как проявляются эти черты в отношении к людям.

Физкультминутка

Если ты хороший, улыбнись!!! Раз, два.

Руку дружбы протяни!! Три, четыре!

Начинаем приседать. Это пять!!!!

Шесть и семь! Тихонько всем!!!

III. Работа над новым материалом.

1. Рассказ детьми притчи  о милосердии. Однажды мудрец шел по берегу и вдруг

увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и

увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех

сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

2 Предвидения развития событий.

- Как вы думаете, что сказал мальчик? Какой у него состоялся разговор с мужчиной? Смог ли мальчик переубедить в своей правоте мужчину?

Давайте посмотрим запись этой притчи и определим, оправдались ли наши ожидания?

3. Комментирование и обсуждение притчи.

-  О чём эта притча?

-  Почему доброе дело  бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

- Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

- Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

- А уместно ли в школьных ситуациях такое  понятие, как милосердие?

Ответы, выводы детей.

Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?

(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

4. Просмотр видео «Милосердие».

- Посмотрите видео о собаке, которую злые люди бросили, а милосердные вернули к жизни…

- Выскажите своё мнение о случившемся.

5.Выступление  победителя республиканского конкурса «С любовью к животным» Самарского Владлена с презентацией проекта « О братьях наших меньших»

6. Аллея доброты.

Пройти по ней и рассказать о своих добрых делах.

IV Закрепление изученного материала.

1.Доклады детей

Дети рассказывают, используя слайды презентации, подготовленные рассказы о начале благотворительности на Руси, о людях, являющихся примером для подражания. Речь идет об  основоположнике благотворительности на Руси - князе Владимире, Ксении Севастопольской, Марии Терезе. Большое внимание уделяется и современности. Говорят о  событиях на Донбассе и помощи фонда «Справедливая помощь». Дети говорят о докторе Лизе, ее добрых делах. Почтить  память Елизаветы Глинки минутой молчания.

2. задание по группам:

1.Собрать из частей пословицы и объяснить их значение.

Добрые дела красят человека.

Кто делает добро другому, делает добро сам себе

Ищи добро, оно дороже золота

Хорошему  везде хорошо.

Все хорошее  перенимай, а зла избегай.

2.Собрать предложения из слов, и объяснить его значение.

От теплого слова и лед тает.

3.Разгадать ребус.

 (Душа человека - это цветок, который тянется к теплу и свету.)

4 группа

Составить даймонд

                ДОБРО

           Какое? Какое? Какое?

Что делать? Что делать? Что делать?

Вывод. Давайте подведем итог.

Какими чертами должен  быть наделен  милосердный человек?

3. А сейчас мы посмотрим, каких детей у нас в классе больше.

       Зеленый - я добрый

       Серый - я равнодушен

       Коричневый - я не люблю добро.

Очень приятно, что в нашем классе учатся только хорошие дети.

4. А сейчас мы с вами поиграем в игру под названием 5 копеек. Нам нужно дать оценку поступка, с позиции добро и зло.

1 группа:

Девочка несет корзину с фруктами для больной бабушки. Ей очень тяжело. Она встретила мальчика из своего класса. Как вы думаете, донесет девочка фрукты для бабушки?

Оцени поступок. Сделай вывод.

2 группа:

Лена делала подарок для мамы. Братик побежал часть бумажек взлетела.

Лена готова была заплакать, но брат сказал волшебное слово. Какое? Лена улыбнулась и сказала брат .......

Оцени поступок. Сделай вывод.

3 группа:

Мальчик опаздывал в кинотеатр. На дороге он увидел маленькую птичку, которая выпала из гнезда. Але ему было некогда, и он побежал дальше. «Кто-то подберет», - подумал он.

Оцени поступок. Сделай вывод.

4 группа.

Девочка сидела в автобусе, но зашла старушка. Девочка с удовольствием уступила место.

Оцени поступок. Сделай вывод.

Вывод. Так что давайте дети посмотрим на наши весы. Каких поступков у нас больше?

Действительно, дети. Добро всегда побеждает зло. Человеческая  доброта не знает границ. Мы сегодня говорим о милосердии не только к людям пожилого возраста, младшим братьям  и сестрам, но и ко всему, что нас окружает, к животным, природе.

Итог: Действительно дети, душа человека, как будто цветок, если ее согревать теплом, добром, лаской, радостью, солнечным, лучистым настроением, то она расцветает, поэтому давайте дарить друг другу тепло, радость, добро!!!

И сейчас на партах у Вас у каждого тоже расцветет цветок добра. На этой цветке вы напишете, что хорошего мечтаете сделать, или пожелать друг другу. И Ваши цветы украсят нашу цветочную поляну добра.

Помните о наших солнышках, изменился ли ваш настрой? Нарисуйте.

V. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

- Что значит быть милосердным?

- Кому из ваших знакомых уже сегодня необходимо милосердие и сострадание?

Закончи предложения.

Урок:

  • привлёк меня тем, …
  • показался интересным …
  • взволновал …
  • заставил задуматься …
  • навёл меня на размышления …

Советы:

Поделись своими размышлениями об уроке с родителями.

-Спасибо за работу и активное участие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро и милосердие Проект учащихся 4 класса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА» ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»

Слайд 2

Слово «милосердие» заимствовано из старославянского языка, где оно обозначает сострадание, жалость. С латинского милосердие – это «милующее» сердце или « милость сердца»

Слайд 3

Образцы добра и милосердия 988 год – дата крещения Руси, начало благотворительности. Князь Владимир повелел возвести в столице Руси церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) помогала известному русскому хирургу Николаю Пирогову. Под его руководством был создан институт сестёр милосердия. Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу ). Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви. В 1948 году мать Тереза основала общину ордена милосердия в Индии.

Слайд 4

Яркий пример милосердия фонд « Справедливая помощь » Елизавета Петровна Глинка, врач-реаниматолог, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. За 2015 год усилиями фонда было отправлено 350 детей из ЛНР и ДНР на лечение в Россию. Труд российских медиков спасли малышей от гибели. Памяти доктора Лизы

Слайд 5

Что значит быть милосердным? Благодарить людей за усилия. Быть хорошим слушателем . Обращать внимание на других. Делать комплименты другим. Позволяй другим быть первым . Быть почтительными Быть тактичными . Быть щедрыми. Помогай людям сам, не жди , пока тебя будут просить. Всегда делай только добрые дела .

Слайд 6

Добро – это поддержка друг друга .

Слайд 7

Наши маленькие добрые дела

Слайд 9

Каждый день попробуй : • Помогать близким по хозяйству. • Беречь родную природу и оберегать ее. • Уважать труд других людей. • Быть воспитанным ребенком. • Хорошо учиться, много читать. • Слушать родителей. • Делиться тем, что у тебя есть. • Не обижать других. • Защищать слабого. • Помогать друзьям. • Делать хоть маленькие, но добрые дела .

Слайд 10

Ж елаем ВСЕМ СЧАСТЬЯ , ДОБРА , ЛЮБВИ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...