Конспект урока по ОРКСЭ "Красота этикета "
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Калинина Евгения Валерьевна

Красота этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx560.81 КБ
Файл test.docx20.27 КБ
Файл stihotvorenie.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.    


Предмет:  Основы светской этики
Тема урока:  Красота этикета

Тип занятия: изучение нового материала.
Цель:    формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни,
Задачи.
Обучающие:
-  расширение знания о правилах вежливости;

- познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; с порядком подачи блюд; с правилами поведения за столом и этикетом.

- Научить правильно пользоваться столовыми приборами, уважительно общаться с соседями по столу.

-  выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах.;

- учить  отвечать на вопросы;        

Развивающие:

- развивать эстетический вкус и подбирать оригинальные сервировки стола для разных случаев жизни.
- развивать внимание, память, связную монологическую речь.

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

Воспитывающие:
- способствовать развитию  эстетических качеств;

- способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение;

 - воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник ОРКСЭ А.И. Шемшурина – стр 34-37,презентация,  карточки со стихотворением, карточки с тестом, видеофрагмент  «Бобик в гостях у Барбоса»,  столовые приборы для игры.

 

Ход урока

          Этапы урока

                Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

 -     - Дети, вам тепло?  

- В классе светло?  

- Прозвенел уже звонок?  

- Уже закончился урок?  

- Только начался урок?  

- Хотите учиться?  

- Значит, можно всем садиться!

  Да

- да

-да

- нет

- да

- да

  1.  Актуализация знаний

 

  - Отгадайте слово , которое зашифровано на доске 31,20,10,12,6,20

 Давайте сейчас напомним,  что обозначает слово этикет?  

- Верно. Это нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.

 Сейчас я буду читать ситуацию, а вы подумайте, как  бы вы поступили в этой ситуации:

  1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.
  2. В магазине очередь. Заходят  две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимание на других людей, подбегают к прилавку и просят продавца подать им две жвачки.
  3. Мальчик Миша торопился домой смотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.

 - слушают

- этикет

- Этикет - это внешнее оформление поведение человека в обществе, ситуациях.

- слушают

- мальчик поступил не правильно. Он должен был аккуратно войти в автобус, уступить место старшим.

- Девочки должны были поздороваться, встать в очередь, затем только купить жвачку.

-  Миша не прав, он должен был аккуратно открыть дверь рукой. И если он ударил дверью девочку, ему необходимо извиниться

 3 . Целеполагание  

 -  А. П. Чехов сказал : «В человеке должно быть всё красиво:  и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а конце урока мне ответите.

 - Слушают

 4  Открытие нового знания

-  Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

- Что «побольше»  любит Бобик: сыр или котлеты?

- Как ведет себя Барбос, чтобы показать свою вседозволенность в роли хозяина? Где едят собаки и где спят? Как это характеризует их воспитание?

- Какой сон снится собакам?

- Что видит дедушка, который вернулся в квартиру после «гостеприимства» Барбоса?

- Ребята, а разве можно себя так вести?

Работа с учебником

- Совершенно верно! А сейчас давайте с вами обратимся к нашему замечательному другу учебнику, и откроем его на стр. 34.

-Мы с вами понемногу осваиваем простые правила этикета. А пополнить нашу копилку знаний поможет сказка об Этикете. Я начинаю читать, вы следите, потом кто-то продолжит.

- Итак, о каких-же правилах этикета рассказывается в этой сказке?

Это правила для гостей, ну а вы, когда приглашаете гостей, должны правильно сервировать стол.

  • Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.
  • Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.
  • Для сервировки старайтесь использовать одинаковую посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть больше 2 см. Старайтесь выдерживать одинаковое расстояние между приборами и тарелками.
  • Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё должно быть под рукой. То, что должно быть раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.
  • Нож для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним рыбный нож и закусочный. Слева в таком же порядке вилки.

- Так что такое этикет? Прочитайте

 -  Ответы на вопросы для повторения

 

- смотрят

-котлеты

- Барбос ведет себя ни красиво, он делает вид, что ему все дозволено. Собаки делают, что хотят. Они едят сидя на столе. Не воспитанные и не культурные

- Видят сон, где дедушка превратился в собаку и стал им подчиняться

-  Он видит полный беспорядок, разгром.

- нет

- открывают, слушают

- слушают, читают по цепочке

- Зачитывают справила.

- слушают

Этикет- это церемониал, нормы и првила поведения человека в различных жизненных ситуациях

- отвечают

 5. Физминутка

 Стали мы учениками (шаг на месте)

Соблюдать режим мы стали

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись. Потянулись (потягивание)

Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)

На носочки поднялись. (Поднялись на носки)

То присели, то нагнулись (Присел, нагнулись)

А потом мы умывались

Аккуратно одевались.

Завтракали, не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь. (шаг на месте)

- Повторяют движения за учителем.

     6. Работа по теме урока

 -   Импровизация стихотворения «Гостям все рады!»

- В гости любят ходить все. Но надо уметь вести себя в гостях. Ребята, давайте разыграем сценку, читая стихотворение И. Рахилло.

Выходят несколько ребят и показывают импровизацию стихотворения: одни из них  изображают гостей, другие — хозяев.

- И. Рахилло «Игра в гостей», одни изображают хозяев, другие гостей.

 - Здрасьте,  здрасьте,  мы вас ждём!

- Намочило нас дождём.

- Ожидали мы гостей!

- Мы промокли до костей.

- Где ваш зонтик?

- Потеряли!

- Где калоши?

- Кот унёс!

- Где перчатки?

- Скушал пёс!

- Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.

- Ребята, давайте проверим, были ли вы внимательными слушателями. Ответьте, какие правила нарушили гости?

- Кто всегда встречает гостей?

 - Правильно,  хозяин помогает снять и  повесить верхнюю одежду. Хозяева, герои этого стихотворения культурные  люди?

- Почему вы так решили?

- Нужно всегда приходить вовремя, но гости опоздали, хозяева их заждались. Опоздание допускается на 15 минут и то, если возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства в пути.

 - Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви, одетыми по погоде. А гости по дороге растеряли свои вещи и промокли без зонта.

- Что нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

- Чтобы закрепить ваши знания столового этикета, мы поиграем  в ролевую игру(участвуют 3   уч-ся)

- На столах у вас набор столовой посуды: тарелка закусочная и столовая, столовые вилка и нож, хлебная тарелка и салфетка. Задание: «Сервируйте стол для ужина».  

- Послушайте следующее задание.

- Вы пришли домой  на обед, вам мама налила суп, как вы будете его есть?  

- Ребята, оцените , кто лучше и правильнее работал?

 

- слушают

-  дома заранее подготовленные дети выучили  слова из стихотворения

- слушают, смотрят

- Опоздали гости, хозяева их заждались. Приходить нужно вовремя, а если опаздываете, то предупредить хозяев по телефону. Приходить в гости  нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А гости всё растеряли, промокли.

-  Хозяин, хозяйка

 - да

- Они не стали упрекать и выговаривать свое мнение опоздавшим гостям, а пригласили  их на пирог

- слушают

- предупредить заранее. Если что то случилось, то тоже сообщить

- слушают

- выполняют

- На столе стоит суповая тарелка или чашка и столовая ложка, ребята демонстрирую, как правильно есть первое блюдо

- отвечают

    7.   Рефлексия  

  Ребята, давайте проверим, знаете ли вы, как вести себя за столом? Внимательно слушайте то, что я скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.

 Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Можно громко чавкать и сопеть во время еды?

Можно суп есть с боковой стороны ложки?

Можно разговаривать с набитым ртом?

Можно мальчикам сесть за стол пока не сели девочки?

Можно рыбные косточки выплевывать со рта прямо  в тарелку?

Торт надо есть десертной ложкой.

Можно откусывать от целого яблока за праздничным столом?

На стуле за обеденным столом надо сидеть, не облокачиваясь на его спинку.

Полотняную салфетку после обеда надо сложить аккуратно и положить слева.

Вилку надо держать в левой руке.

Можно пить чай из чашки, вкладывая указательный палец в ручку чашки?

  - слушают

 

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

нет

 8. Итог урока  

- Вопросы для размышления:

Почему важно соблюдать правила этикета за столом?

Что ты уже знал и какие правила этикета применял в своей жизни?

Какие правила, с которыми ты познакомился для тебя новые?        

Почему тема урока звучит «Красота этикета»?    

 

- так мы показываем свою воспитанность и аккуратность. Людям будет приятно с нами общаться

- ответы детей

- красота, значит правильность, тактичность человека, его приятное поведение

9.  Домашнее задание

-  стр 37. Д.з

Записывают



Предварительный просмотр:

Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

  1. 1

За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Можно громко чавкать и сопеть во время еды?

Можно суп есть с боковой стороны ложки?

Можно разговаривать с набитым ртом?

Можно мальчикам сесть за стол пока не сели девочки?

Можно рыбные косточки выплевывать со рта прямо  в тарелку?

Торт надо есть десертной ложкой.

Можно откусывать от целого яблока за праздничным столом?

На стуле за обеденным столом надо сидеть, не облокачиваясь на его спинку.

Полотняную салфетку после обеда надо сложить аккуратно и положить слева.

Вилку надо держать в левой руке.

Можно пить чай из чашки, вкладывая указательный палец в ручку чашки?

Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

  1. 1

За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Можно громко чавкать и сопеть во время еды?

Можно суп есть с боковой стороны ложки?

Можно разговаривать с набитым ртом?

Можно мальчикам сесть за стол пока не сели девочки?

Можно рыбные косточки выплевывать со рта прямо  в тарелку?

Торт надо есть десертной ложкой.

Можно откусывать от целого яблока за праздничным столом?

На стуле за обеденным столом надо сидеть, не облокачиваясь на его спинку.

Полотняную салфетку после обеда надо сложить аккуратно и положить слева.

Вилку надо держать в левой руке.

Можно пить чай из чашки, вкладывая указательный палец в ручку чашки?



Предварительный просмотр:

 

Х.- Здрасьте,  здрасьте,  мы вас ждём!

Г.- Намочило нас дождём.

Х.- Ожидали мы гостей!

Г.- Мы промокли до костей.

Х.- Где ваш зонтик?

Г.- Потеряли!

Х.- Где калоши?

Г. - Кот унёс!

Х. - Где перчатки?

Г. - Скушал пёс!

Х. - Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.

 Х.- Здрасьте,  здрасьте,  мы вас ждём!

Г.- Намочило нас дождём.

Х.- Ожидали мы гостей!

Г.- Мы промокли до костей.

Х.- Где ваш зонтик?

Г.- Потеряли!

Х.- Где калоши?

Г. - Кот унёс!

Х. - Где перчатки?

Г. - Скушал пёс!

Х. - Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Этикет телефонного разговора".

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. С правилами культурного поведения необходимо знакомить детей с раннего возраста и на протяжении всего детства. Необходимость ...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по теме "Этикет"

ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...

Конспект урока по теме «Этикет»

Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...