Методическая разработка урока ОРКСЭ "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данная методическая разработка урока предназначена для изучения темы: «Монастырь» учащимися 4 классов на основе программы А. В. Кураева в соответствии с ФГОС, и может быть использована как один из возможных вариантов изучения жизни монахов и исторического значения монастырей во внеурочной деятельности. Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о святых обителях, которые станут основой формирования интереса к культуре и истории своего народа, формирования гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_monastyr.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К. Нестеренко

муниципального образования Каневской район

Суярковой Светланы Валентиновны

Название работы: Методическая разработка по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) по теме: «Монастырь»

Технологическая карта урока

Тема: Монастырь

4 класс

Урок – открытие нового знания.

Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.

Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека; значение монастырей для государства

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания

Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, монашеское облачение.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, учебное пособие А. В. Кураева «Основы православной культуры», презентация.

№ п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Открытие новых знаний

Самостоятельная работа с источниками информации.

Работа в парах.

Физминутка.

Проводит ученик

Работа с учебником.

Работа в группах.

Первичное закрепление.

Творческая мастерская.

Работа с учебником.

Итог.

Рефлексия.

Звучит песня «Старый монах»

Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу.

Послушайте стихотворение и скажите, о ком в нем говорится?

Кто на пожары приезжает

Огонь залив, людей спасает?

Кто вылечит от всех болезней

И знает, что кому полезней?

Кто вам продаст творог, сосиски?

И рыбку для любимой киски?

На страже кто стоит закона

Гроза преступности района?

Кто выстроил высотный дом,

Где семьёй мы все живем?

Слайд 1

А вы знаете, где работают ваши родители?

Ребята, вы слышали выражение «я нашел свое признание»? Что же означает слово призвание?

А откуда у человека призвание?

А есть люди, которые своим

призванием считают быть всегда только с Богом. Как вы думаете кто это? Слайд 2

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Или «инок» от древнеславянского слова «ин» один.

Проблемный вопрос.

Монах - это работа?

А где живут монахи?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Впишите тему в путевой лист. Слайд 3- 4

Комната, в которой живет монах, называется келья. Чем отличается келья монаха от вашей квартиры?

Слайд 5

Мы сказали монах или инок, инок «иной», то есть не такой, а в чем внешние отличия монаха от светского человека?

А как вы думаете, а чем монахи заняты в монастыре?

У вас на столах лист с высказываниями святых отцов прочитайте и скажите, в чем главное делание монаха?

Только ли это должно быть деланием монаха?

«Замри»

Трудно долго стоять неподвижно? А святой Серафим Саровский – монах, молился 1000 дней!

Слайд 6

Сколько же это лет?

А теперь послушайте монашеское песнопение.

Какие чувства испытали?

Откройте страницу 81 учебника второй абзац, найдите и запишите в свой путевой лист этапы от мирской жизни к монашеству.

Ребята, каково, по-вашему, значение монастырей для нашего общества, государства?

Прочитайте листы на столах и сделайте вывод.

Как вы думаете, легко ли быть монахом?

От чего отказывается монах?

Главное правило монаха?

Труд монаха может быть самым разным – от ведения хозяйственных дел до просветительских. Например, труд известного монаха Нестора – сохранение исторической памяти. Чтобы книга сохранилась чистой и аккуратной, когда мы ее читаем, что для этого нужно?

Вот мы с вами сделаем закладки. У вас на столе заготовки. Раскрасьте их и впишите качества, которыми обладают монахи.

Выразительное чтение легенды о царевиче Иоасафе. Стр. 82

Слайд 7

Что так поразило царевича Иоасафа?

Что стареет, разрушается и погибает?

Что выбрал царевич?

Какой самый первый этап к монашеской жизни?

Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети?

Каково главное свойство послушания?

Я не понимаю, но выполняю.

В чем заключается послушание не для монаха, для обычного человека?

А кто, по-вашему, любит всех людей без исключения, несмотря ни на внешность, ни на родственные связи, ни на способности?

Кому можно вверить свою жизнь без сомнения?

Богу. Вот так отдают свою жизнь в руки Божии монахи, уходя в монастырь. Таким образом, мы замыкаем цепочку рассуждений, отвечая на главный вопрос: Почему люди становятся монахами?

Слайд 8-9

Сделали ли вы для себя какие – то открытия?

Что нового узнали на уроке?

Подготовить виртуальное путешествие «Монастыри Краснодарского края»; сообщения

Люди и монастыри (Святой Лука Крымский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и т. д);

Монашество в годы Великой Отечественной войны

О пожарном, враче, продавце, милиционере, строителе

Когда человек говорит: «я нашел своё призвание», то имеет в виду, что обрёл себя самого в любимом занятии, которому отдаёт себя полностью, без остатка, служит не за деньги, а из любви к делу. Творит и созидает!

Призвание даётся человеку Богом. Ведь именно Господь наделяет нас определёнными талантами и способностями. Мы ощущаем склонность к той или иной деятельности. Один человек любит и увлекается искусством, другой – спортом, а кто-то и вовсе может проводить всё время, ухаживая за животными.

Это монахи.

В монастыре.

В келье у монаха никаких украшений, излишеств, только то без чего нельзя обойтись. Чаще всего половину комнаты занимают иконы. Вторую половину - книги, на оставшейся территории - кровать.

Одеждой, монашеским облачением.

Главное делание - труд и непрестанная молитва о спасении мира.

Нет. Любой человек должен трудиться, а труд не получится без благословения молитвой. Есть такие слова: «Трудись так, как всё зависит от тебя, а молись так, как всё зависит от Бога».

Почти 3 года!

1.Послушание

Добродетель подчинения своей воли воле ближнего, старшего, правилам, законам, уставу.

Порученное дело, которое выполняет монах.

2.Монашеский обет (обещание)

Обет – данное Богу обещание что-либо исполнить. Три монашеских обета: безбрачие (отказ от семейной жизни), послушание (отказ от исполнения собственной воли, то есть подчинение только воле Божией), нестяжание (жить без личных вещей).

3.Постриг (чин посвящения в монахи)

4.Получение нового имени.

Духовное (люди идут в монастыри за молитвенной помощью, советом, укреплением)

Образовательное (создавались школы, переписывали книги, хранились лучшие книги)

Историческое (труд известного монаха Нестора – сохранение исторической памяти)

Защита от нападения (монах Сергий Радонежский послал двух молодых монахов Ослябю и Пересвета в поддержку князю Дмитрию Донскому)

Смирение, терпение, послушание

Стареет и погибает тело, а душа бессмертна.

Спасение души.

Послушание.

Доверие.

Послушным нужно быть, тем, кому доверяешь: своим родителям, учителям, священнику, то есть тем людям, которые тебя любят, а поэтому не навредят.

Богу.

Потому что они любят Бога больше всего на свете.

На протяжении всего урока ученики делают основные пометки по теме урока в путевых листах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...