Методическая разработка урока ОРКСЭ "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данная методическая разработка урока предназначена для изучения темы: «Монастырь» учащимися 4 классов на основе программы А. В. Кураева в соответствии с ФГОС, и может быть использована как один из возможных вариантов изучения жизни монахов и исторического значения монастырей во внеурочной деятельности. Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о святых обителях, которые станут основой формирования интереса к культуре и истории своего народа, формирования гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_monastyr.docx | 51.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К. Нестеренко
муниципального образования Каневской район
Суярковой Светланы Валентиновны
Название работы: Методическая разработка по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) по теме: «Монастырь»
Технологическая карта урока
Тема: Монастырь 4 класс Урок – открытие нового знания. Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением. Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека; значение монастырей для государства Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, монашеское облачение. Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, учебное пособие А. В. Кураева «Основы православной культуры», презентация. | ||||
№ п/п | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Организационный момент. Актуализация знаний. Открытие новых знаний Самостоятельная работа с источниками информации. Работа в парах. Физминутка. Проводит ученик Работа с учебником. Работа в группах. Первичное закрепление. Творческая мастерская. Работа с учебником. Итог. Рефлексия. Звучит песня «Старый монах» Домашнее задание. | Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Послушайте стихотворение и скажите, о ком в нем говорится? Кто на пожары приезжает Огонь залив, людей спасает? Кто вылечит от всех болезней И знает, что кому полезней? Кто вам продаст творог, сосиски? И рыбку для любимой киски? На страже кто стоит закона Гроза преступности района? Кто выстроил высотный дом, Где семьёй мы все живем? Слайд 1 А вы знаете, где работают ваши родители? Ребята, вы слышали выражение «я нашел свое признание»? Что же означает слово призвание? А откуда у человека призвание? А есть люди, которые своим призванием считают быть всегда только с Богом. Как вы думаете кто это? Слайд 2 Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Или «инок» от древнеславянского слова «ин» один. Проблемный вопрос. Монах - это работа? А где живут монахи? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Впишите тему в путевой лист. Слайд 3- 4 Комната, в которой живет монах, называется келья. Чем отличается келья монаха от вашей квартиры? Слайд 5 Мы сказали монах или инок, инок «иной», то есть не такой, а в чем внешние отличия монаха от светского человека? А как вы думаете, а чем монахи заняты в монастыре? У вас на столах лист с высказываниями святых отцов прочитайте и скажите, в чем главное делание монаха? Только ли это должно быть деланием монаха? «Замри» Трудно долго стоять неподвижно? А святой Серафим Саровский – монах, молился 1000 дней! Слайд 6 Сколько же это лет? А теперь послушайте монашеское песнопение. Какие чувства испытали? Откройте страницу 81 учебника второй абзац, найдите и запишите в свой путевой лист этапы от мирской жизни к монашеству. Ребята, каково, по-вашему, значение монастырей для нашего общества, государства? Прочитайте листы на столах и сделайте вывод. Как вы думаете, легко ли быть монахом? От чего отказывается монах? Главное правило монаха? Труд монаха может быть самым разным – от ведения хозяйственных дел до просветительских. Например, труд известного монаха Нестора – сохранение исторической памяти. Чтобы книга сохранилась чистой и аккуратной, когда мы ее читаем, что для этого нужно? Вот мы с вами сделаем закладки. У вас на столе заготовки. Раскрасьте их и впишите качества, которыми обладают монахи. Выразительное чтение легенды о царевиче Иоасафе. Стр. 82 Слайд 7 Что так поразило царевича Иоасафа? Что стареет, разрушается и погибает? Что выбрал царевич? Какой самый первый этап к монашеской жизни? Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети? Каково главное свойство послушания? Я не понимаю, но выполняю. В чем заключается послушание не для монаха, для обычного человека? А кто, по-вашему, любит всех людей без исключения, несмотря ни на внешность, ни на родственные связи, ни на способности? Кому можно вверить свою жизнь без сомнения? Богу. Вот так отдают свою жизнь в руки Божии монахи, уходя в монастырь. Таким образом, мы замыкаем цепочку рассуждений, отвечая на главный вопрос: Почему люди становятся монахами? Слайд 8-9 Сделали ли вы для себя какие – то открытия? Что нового узнали на уроке? Подготовить виртуальное путешествие «Монастыри Краснодарского края»; сообщения Люди и монастыри (Святой Лука Крымский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и т. д); Монашество в годы Великой Отечественной войны | О пожарном, враче, продавце, милиционере, строителе Когда человек говорит: «я нашел своё призвание», то имеет в виду, что обрёл себя самого в любимом занятии, которому отдаёт себя полностью, без остатка, служит не за деньги, а из любви к делу. Творит и созидает! Призвание даётся человеку Богом. Ведь именно Господь наделяет нас определёнными талантами и способностями. Мы ощущаем склонность к той или иной деятельности. Один человек любит и увлекается искусством, другой – спортом, а кто-то и вовсе может проводить всё время, ухаживая за животными. Это монахи. В монастыре. В келье у монаха никаких украшений, излишеств, только то без чего нельзя обойтись. Чаще всего половину комнаты занимают иконы. Вторую половину - книги, на оставшейся территории - кровать. Одеждой, монашеским облачением. Главное делание - труд и непрестанная молитва о спасении мира. Нет. Любой человек должен трудиться, а труд не получится без благословения молитвой. Есть такие слова: «Трудись так, как всё зависит от тебя, а молись так, как всё зависит от Бога». Почти 3 года! 1.Послушание Добродетель подчинения своей воли воле ближнего, старшего, правилам, законам, уставу. Порученное дело, которое выполняет монах. 2.Монашеский обет (обещание) Обет – данное Богу обещание что-либо исполнить. Три монашеских обета: безбрачие (отказ от семейной жизни), послушание (отказ от исполнения собственной воли, то есть подчинение только воле Божией), нестяжание (жить без личных вещей). 3.Постриг (чин посвящения в монахи) 4.Получение нового имени. Духовное (люди идут в монастыри за молитвенной помощью, советом, укреплением) Образовательное (создавались школы, переписывали книги, хранились лучшие книги) Историческое (труд известного монаха Нестора – сохранение исторической памяти) Защита от нападения (монах Сергий Радонежский послал двух молодых монахов Ослябю и Пересвета в поддержку князю Дмитрию Донскому) Смирение, терпение, послушание Стареет и погибает тело, а душа бессмертна. Спасение души. Послушание. Доверие. Послушным нужно быть, тем, кому доверяешь: своим родителям, учителям, священнику, то есть тем людям, которые тебя любят, а поэтому не навредят. Богу. Потому что они любят Бога больше всего на свете. | На протяжении всего урока ученики делают основные пометки по теме урока в путевых листах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...