Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему " Совесть и раскаяние".
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._matrosova_l._ya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть и раскаяние
Курс: Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль : основы православной культуры
Урок 5.
Разработала: Матросова Л. Я. , учитель начальных классов
МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области
Тема: Добро и зло.
Урок в модуле: № 5
Цель: : развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи: 1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;
2. воспитывать доброту, милосердие, уважение друг к другу и окружающим;
3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;
4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012 г.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу | -Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов: 1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро) -Как вы понимаете его смысл? -И в продолжении: 2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен) -О чем хотели сказать авторы этих афоризмов? Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока. Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро). Всякое …(зло) наказуемо. -Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле. (вывешивается тема «Добро и зло» на доске). Работа над понятиями «добро» и «зло». | Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу | Личностные (самоопределение, мотивация учения), коммуникативные (участие в диалоге) |
II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений» | «Ромашка мнений» -Запишите на лепестках ромашки, какие синонимы вы можете написать к слова «добро» и «зло». Проверка. | Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке. | Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). |
III.Целеполагание | Учитель: - Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Учащиеся: - Да. Понятны. Учитель: - Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми? Учащиеся: -Люди, которые совершают хорошие, добрые дела – называют добрыми, а злыми называют тех, кто обижает, оскорбляет и унижает других. Учитель: - Какое отношение вызывают у вас злые люди? Учащиеся: - Кто делает плохие поступки, с ними никто не хочет дружить. Учитель: - А с какими людьми вы хотели бы общаться в своей жизни? С добрыми или злыми? Учащиеся : - Конечно, с добрыми. Учитель: - Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал правило : «Не делай другим того, чего не желаешь себе». - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? - Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Как вы сегодня ответите на этот вопрос?
-Откройте урок 5. -Прочитайте тему нашего урока. -О чем вы сегодня узнаете? -Сформулируйте цель нашего урока. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | |
IV.Этап усвоения новых знаний. | 1.Работа в парах по учебнику. | Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы. Участвуют в последующем диалоге, делают вывод | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
V.Первичное закрепление | Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном. Два волка. Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки? Учащиеся: Да, согласны. Когда мы совершаем хороший поступок – в нас побеждает добрый волк, а когда мы кого –то обидим – побеждает злой волк. Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает? Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни. Учитель: - Чего на земле больше: добра или зла?
| Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод | Познавательные, личностные |
VI.Самостоятельная работа с проверкой. | Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор: - Как поступили бы вы в следующих ситуациях? Работа в группах. 1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите? 2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек. Из них очень старая бабушка с сумкой. Как поступите? 3.Твой друг в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите? | Работают в группах с текстом. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VII.Включение в систему знаний и повторение | 5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор пословиц о добре и зле.
| Работают в группах, подбирают пословицы, поговорки | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VIII.Рефлексия | -Назовите тему сегодняшнего занятия -Составьте синквейн по этой теме: 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока Одно слово- самое главное на уроке | Составляют синквейн | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
IX.Домашнее задание по выбору | 1.Ответить на вопросы учебника 2. Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы. 3. 13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом. По желанию. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/11/15/urok-po-teme-dobro-i-zlo
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/07/orkse-urok-dobro-i-zlo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"
Методическая разработка урока составлена по ФГОС....
Урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) "Совесть и раскаяние"
Данный материал поможет провести учителю урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе....
технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"
сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Совесть"
Конспект урока по теме: " Совесть"...
урок ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему:"Подвиг"
Представлена часть технологической карты"...