Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Совесть"
план-конспект урока по орксэ
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема урока «Совесть»
Цели:
- воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности за свои поступки, толерантное отношение к другим мнениям;
- создать условия для формирования ценностного мира ребенка;
- формирования понятия «совесть».
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Оборудование:
у каждой группы учащихся –
- табличка с обозначением номера группы за столом;
- флажок;
- полоска бумаги;
- фломастер и простой карандаш;
- конверт с заданиями;
- у одной из групп – толковые словари С. Ожегова, В. Даля и учебное пособие под ред. А. Я. Данилюка;
у учителя –
- карточки со словами «Разум», «Воля», «Совесть»;
- магниты для крепления полосок бумаги на доске;
- ноутбук, экран, проектор, презентация по теме «Совесть»;
- таймер;
- контрольные листы для оценки работы групп (8 контрольных листов) + ручки для каждого гостя (члена жюри);
- листы для самооценки учащихся (по количеству учащихся);
Ход урока
I. Приветствие учащихся и гостей
- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать всех на открытом уроке в рамках курса «Основы светской этики». Для более эффективной работы на занятии организовано сотрудничество в малых группах. Учащиеся класса заранее разделены на три группы и ознакомлены с правилами работы в группе.
Уважаемым гостям выпала честь оценить работу групп по трём критериям по пяти бальной системе:
1. знания - умение актуализировать ранее полученные знания по курсу и жизненный опыт;
2. речевое развитие - умение рассуждать и дискутировать, а также чётко, полно выражать и отстаивать свою точку зрения;
3. коммуникативные навыки - умение работать в группе (сплочённость, взаимодействие, активная позиция каждого члена группы, темп работы).
- Итак, в качестве напутствия: ребята, старайтесь работать активно, дружно, учитывать позицию каждого члена группы, говорить развёрнуто.
II. Актуализация опорных знаний по курсу
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроках «Светской этики».
Соотнесите понятие с его определением.
Учитель зачитывает определение каждой группе в отдельности. Участники группы дают ответы. В случае затруднений или неправильного ответа право дать ответ переходит к группе, члены которой первыми подняли флажок.
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это ... (этика)
2.Свод правил поведения в обществе – это… (мораль)
3. Данное понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского языка означало “возделывание земли” ... (культура)
1. Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей ... (мораль)
2. Определение из толкового словаря С. Ожегова.
«Всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»… (добро)
3. Определение из толкового словаря С. Ожегова.
«Нечто дурное, вредное, то, что уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»… (зло)
1. Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом ... (добродетель)
2. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется ... (порок)
3. Отсутствие ограничений в чём-либо, возможность делать всё при условии, что это не наносит вреда другому человеку… (свобода)
Дайте определение следующим понятиям: моральный выбор, ответственность, моральный долг, справедливость, стыд, извинение.
Учитель называет нравственные понятия каждой группе в отдельности. Участники группы дают определение. В случае затруднений или неправильного ответа право дать ответ переходит к группе, члены которой первыми подняли флажок.
1. Моральный выбор - выбор между тем, как поступить в какой-либо ситуации, выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом.
2. Ответственность - черта характера, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
3. Моральный долг - добровольное выполнение норм морали.
- Справедливость - в словаре В. Даля приравнивается к слову «правда», производно от слова «справливать» (т.е. править, прямить, выправлять), и в качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно».
- Стыд - это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
- Извинение - сожаление о произошедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.
- Молодцы!
Работа по теме урока
III. Мотивирование. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока тесно связана и переплетена с понятиями стыда, вины и извинения.
Слайд 1.
- Свой урок мы продолжаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб - дерево мудрости. Вас радушно встречают три мудреца. Однажды между ними возник спор.
Учитель читает стихотворение.
Как-то предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен, и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
- Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Пауза
- Прежде чем услышать ответ третьего мудреца, посоветовавшись, запишите то, качество, которое на ваш взгляд является самым важным и ценным в человеке.
Учитель прикрепляет на доску полоски бумаги с надписями «Разум», «Воля».
Учащиеся записывают на полоске бумаги самое главное (по их мнению) качество и прикрепляют полоски к доске.
- Несомненно, все эти качества важны. А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом третьего мудреца!
- Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
- Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть.
Учитель прикрепляет полоску с надписью «Совесть» на доску.
- Сегодня мы будем говорить об очень важном и ценном качестве человека - о совести.
Слайд 2.
Цели нашего урока:
1) разобраться в том, что такое совесть;
2) опровергнуть или поддержать мнение третьего мудреца, то есть попытаться доказать следующее утверждение: «Совесть – важное нравственное качество человека».
IV. Работа в группах.
Учитель раздаёт конверты с заданиями.
Задание № 1
(3 минуты)
I группа:
Работа со словом «совесть». Установление ассоциативных связей.
В течение 3 минут составьте слова из букв, входящих в состав слова «совесть» и попытайтесь установить ассоциативные связи. Например, «вето» – накладывает запрет на плохие поступки.
Выступление группы с комментариями учителя. Слайд 3.
II группа:
Поисковая работа с различными источниками информации: толковыми словарями и учебником.
Найдите значение слова «совесть» в толковых словарях С. И. Ожегова, В. И. Даля и учебнике. Выделите главные слова (синонимы к слову совесть) в определении и подчеркните их.
Выступление группы с комментариями учителя. Слайды 4 – 6.
III группа:
Работа с афоризмами.
Перед вами афоризмы. Выберите ключевое слово-синоним к слову «совесть» из афоризма, подчеркните.
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В.
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин А. С.
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель
Зеркало - где отражается душа.
Способность отделить, добро от зла.
Это в душе - зажженная свеча.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
О. Воротынский
Выступление группы с комментариями учителя. Слайды 7 – 8.
Задание № 2
(3 минуты)
I группа:
Игра «Переформулировка».
Переформулируйте выражения, используя слово «совесть».
1. Жить честно, справедливо.
2. Делать что-либо хорошо, добросовестно.
3. Жить спокойно.
4. Поступать без стыда.
5. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как обещал, говорят…
Выступление группы с комментариями учителя. Слайд 9.
II группа:
Работа над пословицами. Игра «Собиралки».
Соберите пословицы.
Совесть без зубов, | у кого совесть спокойна. |
Счастлив тот, | в том есть и совесть. |
В ком есть стыд, | а загрызет. |
Как ни мудри, | кроме нечистой совести. |
Вода всё отмывает, | а совести не перемудришь. |
Выступление группы с комментариями учителя. Слайд 10.
III группа:
Работа с фразеологизмами. Игра «Объяснялки».
Объясните значение фразеологизмов.
Совесть заговорила.
Совести ни на грош.
Пора и совесть знать.
Не за страх, а за совесть.
Сделка с совестью.
Выступление группы с комментариями учителя. Слайд 11.
V. Актуализация знаний по теме
Работа с литературными произведениями.
- Ребята, а сейчас вам предстоит работа с литературными произведениями.
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Задание № 3
(5 минут)
I группа:
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой,— тихо ответила Лида.
В. Сухомлинский
Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
Выступление группы с комментариями учителя.
II группа:
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Притча
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать.
И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
Как вы понимаете слова слепого старца?
Выступление группы с комментариями учителя.
III группа:
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
В. Осеева
Почему Катя покраснела?
Выступление группы с комментариями учителя.
VI. Подведение итогов.
- Как в нас отзывается поступок, за которым следует стыд и раскаяние?
Ответы детей.
Каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение (мы собой довольны), спокойствие, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, человека бросает в жар, он краснеет. То есть каждый наш поступок вызывает у нас чувство удовлетворенности или неудовлетворенности. Слайд 12.
- Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек понимает, что в этот момент звучит голос его собственной совести. Именно совесть заставляет нас размышлять над своими поступками (разум), нести за них ответственность, давать себе оценку, критично к себе относиться, оценивать свои поступки с позиции добра и зла. Хорошо, когда есть возможность исправить случившееся. Хуже, когда поступок влечет за собой необратимые последствия, то, что исправить уже невозможно. Тогда угрызения совести будут преследовать человека всю оставшуюся жизнь
Так о чем же нам говорит наша совесть, о чем нас предупреждает? Слайд 13.
- Так то же происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть? Демонстрация опыта с бихроматом аммония на видео. Слайд 14.
Опыт
- Горочкой насыпается вещество оранжевого цвета - бихромат аммония, оно похоже на светлые, чистые чувства людей. Ложь, зависть, злоба, жадность и другие пороки - невидимые, словно спичка, раскаленная в огне страсти, касаются нашей души и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Порочные чувства переполняют нас, и мы выплескиваем их наружу: кричим, ссоримся, оскорбляем других людей, нарушаем моральные правила. Вместо маленькой горсточки порошка остается огромная гора пепла.
- Выбирайте сами, что лучше: поступать по совести и сохранить чистоту души или поступить против совести (может быть, никто и никогда не узнает об этом), но в вашей душе останется горка пепла. Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем! Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
- Благодарю вас, мои маленькие мудрецы! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня! И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь! Будьте честными и добрыми людьми! Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
Самооценка.
Слайд 15.
Оценка гостей.
Слайд 16.
VIII. Домашнее задание.
- Дома вы продолжите работу по данной теме.
- Прочитать параграф 23.
- Прочитать рассказ Нины Артюховой. Совесть заговорила.
Вопросы для обсуждения:
• Почему Дима перестал списывать у товарищей?
• Кто, как вы думаете, разговаривал с ним?
• Как ты понимаешь слова «голос совести»?
• Можно ли увидеть совесть?
• Как проявляется совесть?
• Как можно отличить совестливого человека от бессовестного человека?
• Зачем людям нужна совесть?
• Можно ли иметь одну совесть на двоих?
Нина Михайловна Артюхова
СОВЕСТЬ ЗАГОВОРИЛА
Дима Тепляков с тревогой раскрыл тетрадь - контрольную работу по арифметике. Первое, что ему бросилось в глаза - красным карандашом написанное весёлое слово «хорошо». Глаза обрадованно забегали по странице и увидели в правом нижнем углу невесёлую двойку.
Дима очень удивился и медленно прочитал всю фразу: почерк у Николая Михайловича был красивый, но не очень разборчивый.
«Хорошо списано у Володи Кузьмина».
Вот тебе раз!.. Но как Николай Михайлович догадался?! Одинаковые ошибки, вот что подвело! Но почему Николай Михайлович так уверен, что именно Дима списывал у Володи, а не наоборот?
Возвращаясь домой, Дима с грустью думал: до чего всё-таки ему не везёт в жизни. Думал и о том, какое это недоразумение, что Николая Михайловича все считают близоруким.
А тут ещё председатель совета отряда Серёжа Конёнков и звеньевой Витя Ивашов, Димины попутчики, пилили его с двух сторон, как будто напополам хотели разрезать большой пилой, без всякого снисхождения.
— Не понимаю, зачем ты с Володькой дружишь, — говорил Витя, — он тебя разлагает.
— А ещё все радовались на прошлом сборе, что ты стал твёрдым троечником! — Это Серёжа потянул «пилу» в свою сторону.
Дима расстроенно молчал. Мальчики дошли до ворот и остановились. Серёжа и Витя жили в небольшом домике во дворе, Витя на первом этаже, а Серёжа на втором. Диме нужно было перейти улицу к высокому дому напротив.
И вдруг Диме стало грустно расставаться и идти куда-то одному.
Как хорошо дружат Серёжа и Витя. И живут рядом. А с Володькой Кузьминым, хоть и сидишь за одной партой…
Серёжа понял Димино грустное настроение и вдруг сказал:
— Хочешь, зайдём ко мне, мы с Витей тебя ещё немножко проработаем?
По его тону Дима понял, что нравоучений больше не будет. К тому же уроки кончились раньше-обычного: не было физкультуры. Значит, мама не ждёт… тем более не ждёт двойку по арифметике… и нечего спешить с этой двойкой…
Дима вошёл в ворота вместе с Серёжей и Витей.
— Кого это прорабатывать и за что?
От сарая с охапкой дров шла Витина старшая сестра Лена. Мальчики сейчас же рассказали ей, за что «прорабатывали» Диму.
— Ай, ай, ай! — Лена укоризненно покачала головой, отчего зашевелились, как живые, толстые белокурые косы - одна спереди лежала, через плечо, прихваченная вместе с дровами, другая висела за спиной, ярко выделяясь на тёмно-красном джемпере.
Лена была всего года на четыре старше брата, но Диме она казалась очень солидной и взрослой. Мама не мама, а так, вроде чьей-то тёти, — смотрит на них, на маленьких третьеклассников, сверху вниз.
— Иди обедать, Витя, — сказала она.
— Я сейчас, только к Серёже на минутку зайду. Лена уже стояла на крыльце и открывала дверь кончиком туфли.
— Не задерживайся, мне скоро в школу на собрание идти. — Она исчезла в сенях, прикрыв за собой дверь всё с той же ловкостью, при помощи ноги.
В глубине двора зашипел белый сварочный огонь. Пахло карбидом.
— Что это? — спросил Дима.
Там стоял большой грубый стол на железных ножках. На столе с обеих сторон тиски. Две девушки в комбинезонах что-то делали с длинной узкой трубой, похожей на газовую трубу.
— Это нам теплоцентраль проводят, — сказал Серёжа, — стояк гнут.
— Хорошо вам будет. С дровами не возиться. Дима отвлёкся немного, наблюдая за работой девушек. Потом вспомнил про неудачу с арифметикой и снова загрустил. Серёжа открыл дверь своим ключом - в квартире не было никого.
— Пообедаешь со мной? — спросил Диму.
— Нет, нет, спасибо, я домой обедать пойду.
— Ладно, тогда посиди у меня в комнате, а я погрею суп. Витя сказал:
— Дай мне полотенце, у меня все руки в чернилах, — и тоже пошёл в кухню вместе с Серёжей.
Дима присел на диван в углу у окна и стал разглядывать комнату.
Сохранились ещё такие дома на окраинах города: с низкими подоконниками, с белым кафелем голландских печей…
Белый кафель напомнил Диме тетрадь в клеточку, с неудачной контрольной работой. Интересно, если бы сам сделал задачу, не списывал бы у Володи Кузьмина, что тогда? Не такая уж трудная задача… Тройка, во всяком случае, была бы, а может быть, и целая четвёрка… В последнем вопросе даже засомневался, правильно ли перемножено у Володи, сделал по-своему, а потом перечеркнул и написал с ошибкой, как у Володи…
— Ах, Дима, Дима! Списывать нечестно!
Дима даже вздрогнул от неожиданности и громко спросил:
— Кто это?
Молчание. В комнате не было никого… Где-то там, в кухне или в ванной, переговариваются Серёжа и Витя…
Так кто же это сказал, что нечестно списывать?
Голос был низкий, глуховатый, слова прозвучали совсем близко, рядом… Диме казалось, что заговорил диван, на котором он сидел.
Стараясь не пугаться, Дима спросил:
— Кто здесь?
В коридоре шаги. Вошли Серёжа и Витя.
— Это мы, Димка, — сказал Серёжа, открывая буфет.
— Кто у вас в комнате спрятался? — спросил Дима.
— Как кто? — удивился Серёжа. — Нет здесь никого.
— Кто-то сейчас мне сказал…
— Что сказал?
— Сказал: «Ах, Дима, Дима! Списывать нечестно!»
— Кто же мог сказать? Мы с Витей были в кухне. Витя засмеялся:
— Это, Димочка, у тебя совесть заговорила! Серёжа и Витя опять ушли в кухню. Всё тот же глуховатый голос подтвердил:
— Да, Дима, я - твоя совесть.
— Врёте вы всё! — крикнул Дима, стукнув по дивану рукой. — Никакой совести не бывает!
— Как не бывает совести? — удивился таинственный голос. — Нет, Дима, совесть есть у каждого человека. Только иногда совесть засыпает, и люди забывают о ней, а потом совесть пробуждается и начинает говорить…
— Ну и что? — спросил Дима, заглядывая за диванные подушки.
— Как что? И тогда человек начинает раскаиваться. Ты разве не раскаиваешься, что списывал у Володи Кузьмина?
— Раскаиваюсь, — пробормотал Дима. Он отогнул один валик, другой… Даже под диван заглянул, хотя под таким диваном не могла бы спрятаться даже кошка. Диван, с двумя валиками и тремя твёрдыми пёстрыми подушками, стоял на полу так же плотно, как стоит шкаф, пожалуй, даже подметать под ним нельзя было, не отодвигая.
Посередине комнаты большой обеденный стол. Дима заглянул под скатерть… У двери—буфет. Серёжа оставил его приоткрытым, когда доставал хлеб… Ничего в буфете не видно, кроме тарелок и банок… Занавески на окнах тюлевые, прозрачные.
— Что ты бегаешь, Дима, стулья передвигаешь? — спросил всё тот же голос. — Сядь, поговорим. Кого ты ищешь?
— Тебя ищу! — полуиспуганно, полусердито ответил Дима. Он сел, но не на диван, а на стул около обеденного стола.
— Правильно делаешь, что меня ищешь. Потерять совесть—это большая беда!
Голос слышался всё в том же углу… Димина совесть была спрятана в диване - это ясно.
Очень просто! У таких диванов откидывается сиденье, а там…
Дима отогнул оба валика, приподнял сиденье дивана… Оно приподнималось легко, как крышка сундука. Диван внутри—обыкновенный деревянный ящик… почти пустой. Аккуратно сложенные одеяло и простыни… больше ничего там не было.
Дима торопливо опустил сиденье и опять сел на диван, ничего не понимая.
— Ты меня больше не теряй, Дима, — сказала совесть. — А уж теперь, раз я в тебе заговорила, я тебя, Дима, замучаю!
Диме вдруг показалось, что он просто спит, сидя у Серёжи на мягком диване… Заснул—и всё это ему снится… как он искал под столом… и в буфете… как шумит вода в ванной, а в кухне Серёжа негромко позвякивает посудой… и голос совести…
Дима знал, что в таких сомнительных случаях—когда человек хочет проверить, спит он или не спит, — нужно ущипнуть себя за руку. Но он не был уверен, что, собственно, должно при этом произойти. К тому же он пожалел ущипнуть себя слишком больно. Щипок за руку ничего не выяснил.
— Дима, ты - пионер? — спросила совесть.
— Да.
— Пионер - а списываешь! Видишь, как я тебя мучаю! Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
— Я ещё не знаю.
— Ты, кажется, интересуешься техникой, будешь мастером или инженером… Если мастером на заводе—придётся заглядывать в соседний цех, смотреть, как там другой мастер распоряжается, — и делать то же самое, что он. А станешь инженером, будешь списывать дипломные работы, проекты, диссертации… Скажут тебе, например: «Рассчитайте, товарищ Тепляков, как реку Печору повернуть на юг, чтобы она впадала в Каспийское море?» Ты сейчас же побежишь к инженеру Кузьмину: «Володька, дай списать!» А инженер Кузьмин разведёт руками: «Знаешь, Димка, у меня совсем другое задание: завтра улетаю на Марс, буду там строить атомную электростанцию. Сам бы охотно списал у кого-нибудь проект, да уже не успею. А на месте подсказки не жди: марсиане по-нашему ещё не научились». Так ответит тебе инженер Кузьмин. Что тогда будешь делать?
«Нет, я не сплю! — решил Дима. — Должно быть, Серёжа и Витька провели сюда телефон какой-нибудь, говорят из кухни и меня разыгрывают!» Но никаких проводов на полу около дивана и на стене не было видно. Дима принёс палку из передней. Серёжа окликнул его издалека:
— Что ты там бродишь, Димка? С кем ты сейчас разговариваешь?
— Ни с кем! — крикнул Дима. — Я просто так.
— Как так - ни с кем? — сейчас же отозвался голос из угла. — Ты разговаривал со своей совестью!
Диван стоял вплотную к стене, даже валик плохо откидывался с этого бока, только приподнимался. Дима, опираясь на валик, хотел пошарить палкой в тёмном углу… Как странно… палка, не достигая пола, опускается всё ниже и ниже… беззвучно уходит в никуда.
Дима грудью упал на валик, успел только подумать:
«Сплю. Сплю и вижу страшный сон: диван не на полу стоит, а просто так, в воздухе!»
— Ах, Дима, Дима! На совесть палкой замахиваешься?! Невидимая сила потянула за палку и вырвала её из Диминой руки… Палка исчезла.
Звонок и громкий стук в парадную дверь. Серёжа побежал из кухни в переднюю.
Две девушки в комбинезонах, шумно разговаривая, вносили в квартиру длинную, немного изогнутую трубу.
— Стоячок вам принесли, опять побеспокоим…
— Это нам стояк? — удивился Серёжа. — А разве дырку пробили уже?
— Как же, как же— сегодня утром, пока ты в школе был, всё уже приготовлено… Вот диванчик этот опять отодвинуть придётся…
Девушки отодвинули диван и стали опускать трубу в первый этаж через довольно большое квадратное отверстие.
Пока они разворачивались со своим стояком, Дима успел заглянуть в квадратную дырку. Он увидел далеко внизу кусок Витиного письменного стола, на столе—угол табуретки, плечо в красном джемпере и белокурую косу… короче говоря, небольшой кусок Витиной сестры Лены, как раз в тот момент, когда Лена спрыгивала со всей этой пирамиды.
Нет, не похожа была Витина сестра ни на какую маму, даже на тётю не похожа! Дима услышал звонкий девчоночий смех.
Лена крикнула:
— Димка! Скажи Вите, пускай и у него хоть немножко заговорит совесть! Обещал сию минуту обедать прийти, а я его уже полчаса жду!
* * *
Так и осталось невыясненным: есть ли у Димы совесть, и может ли совесть заговорить?
Во всяком случае, контрольные работы у Володи Кузьмина Дима больше никогда не списывал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I
II
III
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РАЗУМ |
ВОЛЯ |
СОВЕСТЬ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание № 1
(3 минуты)
В течение 3 минут составьте слова из букв, входящих в состав слова «совесть» и попытайтесь установить ассоциативные связи.
Например,
«вето» – совесть накладывает запрет на плохие поступки.
СОВЕСТЬ
Задание № 2
(3 минуты)
Игра «Переформулировка».
Переформулируйте выражения, используя слово «совесть». Например, поступать вопреки своим убеждениям – поступать против совести.
1. Жить честно, справедливо.
2. Делать что-либо хорошо, добросовестно.
3. Жить спокойно.
4. Поступать без стыда.
6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как обещал, говорят…
Задание № 3
(5 минут)
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой,— тихо ответила Лида.
В. Сухомлинский
Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
Задание № 1
Найдите значение слова «совесть» в толковых словарях С. И. Ожегова, В. И. Даля и учебнике. Выделите главные слова (синонимы к слову совесть) в определении и подчеркните.
Задание № 2
(3 минуты)
Работа над пословицами. Игра «Собиралки».
Соберите пословицы и объясните их смысл.
Совесть без зубов, | у кого совесть спокойна. |
Счастлив тот, | в том есть и совесть. |
В ком есть стыд, | а загрызет. |
Как ни мудри, | кроме нечистой совести. |
Вода всё отмывает, | а совести не перемудришь. |
Задание № 3
(5 минут)
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Притча
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать.
И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
Как вы понимаете слова слепого старца?
Задание № 1
(3 минуты)
Работа с афоризмами.
Перед вами афоризмы. Выберите ключевое слово-синоним к слову «совесть» из афоризма, подчеркните.
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В.
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин А. С.
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель
Зеркало - где отражается душа.
Способность отделить, добро от зла.
Это в душе - зажженная свеча.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
О. Воротынский
Задание № 2
(3 минуты)
Работа с фразеологизмами. Игра «Объяснялки».
Объясните значение фразеологизмов.
Совесть заговорила.
Совести ни на грош.
Пора и совесть знать.
Не за страх, а за совесть.
Сделка с совестью.
Задание № 3
Прочитайте, кратко перескажите содержание и ответьте на вопрос.
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
В. Осеева
Почему Катя покраснела?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
№ группы | Знания | Речевое развитие | Коммуникативные навыки | Итог |
I | ||||
II | ||||
III |
№ группы | Знания | Речевое развитие | Коммуникативные навыки | Итог |
I | ||||
II | ||||
III |
№ группы | Знания | Речевое развитие | Коммуникативные навыки | Итог |
I | ||||
II | ||||
III |
С
№ группы | Знания | Речевое развитие | Коммуникативные навыки | Итог |
I | ||||
II | ||||
III |
пере
ивая по
следствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним. Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести.IV. Закрепление полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...