Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности.
| Приветствие учителя.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни. Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
| Вступают с диалог с учителем.
Дети закрывают глаза и представляют себя | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Послушайте отрывок из повести "Детство" Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть). (Приложение №1) Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение) Что же помогло Николеньке освободиться от злобы, досады и уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство? А теперь назовите тему нашего урока. - Исходя из темы, определите цель урока. (Слайд №2)
- Поставим учебные задачи к уроку. (Проводится мозговой штурм, наполняется корзина идей). (Приложение №2) | Отрывок из повести Л.Н. Толстого "Детство" читает подготовленный ученик -отвечают на вопросы; - обмениваются мнениями; -комментируют ответы; -аргументируют свой выбор.
Формулируют тему, цель и задачи.
| Познавательные: -извлечение необходимой информации.
Коммуникативные: -умение слушать и слышать собеседника; -умение взаимодействовать в статичных парах; -планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - определение целей; - функций участников; -способов взаимодействия.
Личностные: -оценивают поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: выделяют ориентиры действия в новом учебном материале; -принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Открытие нового знания. (Работа в парах)
| -Как вы думаете, что такое совесть? -Если мы что-то не знаем, где будем искать информацию? На каждой парте лежит толковый словарь найдите и прочитайте, что означает слово "совесть". (Приложение №3). Слайд № 3,4,5.
2. Откройте учебник на странице 48 и прочитайте какое определение слову совесть даёт автор учебника. 3. Сравните определения, которые вы прочитали и сделайте вывод. Что такое совесть? Слайд № 6.
|
Учащиеся указывают источники информации
Работа в парах со словарём и учебником. В ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова. Обсуждают полученный результат.
| Коммуникативные: -сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: -поиск выделение конкретной информации с помощью учителя.
|
4. Первичное закрепление. (Игра в парах сменного состава «Суета»).
| - По сигналу встаньте и объединитесь в группы согласно карточке посреднику. - Почему вы объединились в эту группу? Докажите правильность объединения. Выставляется пиктограмма А. Гайдар "Совесть" на стол данной группы. И т.д. Детям предлагаются отрывки из сказки А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители", притча "Самая мягкая подушка", басня Толстого "Старый дед и внучек". (Приложение №4). | Аргументируют свой выбор 1-ая группа - чтение рассказа представителем группы целостно. 2-ая группа выразительное чтение сказки группой по ролям. 3-ья группа - выразительное чтение рассказа группой по цепочке. 4-ая группа - Выразительное чтение притчи группой по ролям. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Учебная стратегия: тонкие и толстые вопросы
| - Попробуем придумать по одному тонкому и одному толстому вопросу. Учитель может задавать свои тонкие и толстые вопросы.
(Приложение №5).
Обобщение. - Ребята, зачем человеку нужна совесть? Работа текстом учебника с. 49. Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали? Слайд №7. -Что значит поступать по совести? Слайд №8. | Происходит перекрёстная дискуссия, т.е. упорядоченный обмен мнениями и суждениями. Сначала проводится работа с тонкими вопросами. Группа, ответившая на тонкий вопрос, задаёт свой тонкий вопрос другим группам. Аналогичная работа проводится с толстыми вопросами.
Ответы детей.
Читают 1-ый абзац учебника на стр. 49. Ответы детей. | Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: нравственно- этическая ориентация; - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, умение взаимодействовать в группе. освоение способов совместной деятельности. Личностные: уточнение собственных возможностей и ограничений.
Регулятивные: -рефлексия способности организовать творческую работу; -оценка своих достижений на уроке Познавательные: структурирование знаний; -рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
5.Самостоятельная работа. Приём "Синквейн". | - Я предлагаю вам побывать в роли поэта и составить стихотворение на тему "Совесть" и не просто стихотворение, а синквейн. -Давайте вспомним, что такое синквейн? Детям предлагается инструкционный лист. (Приложение №6). Слайд №9 |
Составляют синквейн. |
6. Рефлексия
| О чём мы говорили сегодня на уроке? Назовите главные ценности нашей жизни. Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы. Каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Слайд №10 | Ответы учащихся. Дити перечисляют главные ценности.
Обмениваются мнениями; комментируют ответы; аргументируют свой выбор; обобщают сказанное.
|
Работа с листком самооценки.
| Урок подошёл к концу, и нам осталось лишь оценить свою работу.
| Заполняют лист самооценки. Фиксируют чему научились. |
| Мы с вами на уроке составили пирамиду критика. Это основа – помощник, чтобы вы смогли подготовить отзыв о притче, рассказе, сказке. По желанию можно приготовить пересказ любого понравившегося произведения, проиллюстрировать его. Подготовить выразительное чтение. Слайд №11. |
|
|