Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Брагина Юлия Юрьевна

Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока –  формировать уважение, чувство гордости за свою семью, семейных ценностей и традиций, представителей разных культур.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Слайд 2

Разгадайте ребус

Слайд 4

Тепло Доброта Уважение Понимание Уют Забота Любовь

Слайд 5

Запишите на лепестках ромашек имена членов вашей семьи. - Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина) - А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыплются).

Слайд 6

«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит легенда» Что является основой хорошей семьи ?

Слайд 7

Пословицы о семье В дружной семье и в холод тепло. Вся семья вместе, так и душа на месте. В семье разлад, так и дому не рад. Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет. В родной семье и каша гуще. В семье дружат - живут не тужат. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Слайд 8

Синквейн Семья Дружная. Большая. Живёт. Радуется. З аботится. В ся семья вместе – так и душа на месте. Это семь « Я ».

Слайд 9

Домашнее задание по выбору Подготовить рассказ (интервью) о своей семье. Вместе с родителями придумайте и нарисуйте герб своей семьи.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по ОРКСЭ в 4 классе

 

ФИО: Брагина Юлия Юрьевна

Место работы: МБОУ «Гимназия №1»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема урока: Семья. Семейные ценности. 

Цель урока:

  • создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи;
  • организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
  • формировать уважение, чувство гордости за свою семью, семейных ценностей и традиций, представителей разных культур.

Планируемые результаты:

  • дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
  • сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.

Основные понятия: семья, семейные ценности, традиции, понимание, любовь.

Предметные результаты: конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных культур совпадают.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный комплекс.

Структура и ход урока

Универсальные учебные действия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

Создать эмоциональный настрой на работу:

Из глубокого колодца

Солнце медленно встает.

Свет его на нас прольется,

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.

- Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу.

Учитель читает стихотворение и делает упражнения

Дети повторяет за ним:

- руки в форме буквы «О»;

- руки поднимаются над головой;

- руки вытянуты перед собой ладошками вверх;

- руки параллельно вниз;

- руки вниз широко

Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

II.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.

Отгадайте ребус:

У меня есть мама.

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я

Что это?

- Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет разговор на уроке?

- Знакомы ли вам понятия семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание, любовь?

Слайд №2. Ребус

Ответ детей

Выдвигают предположение о цели и задачах урока.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П.– Строить свои речевые высказывания в устной форме.

III. Изучение темы и осмысление материала урока.

Познакомить с понятием «семья», «семейные ценности»

 

- Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. (Слайд №3)

Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»?

Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ребенок всегда желанный, в семье ему дают имя.

- Слово «семья» можно разделить на 2 части «семь» и «я». Почему?

Во – первых, «семь» - это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните где мы его встречали? Семь чудес света, семь дней недели… 

-  Для чего люди создают семью?

- А как называются люди, объединенные одной семьей?

- Кем вы приходитесь своим родителям?

- Как они вас называют?

- Но и у ваших мама и пап есть родители. И они очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родственниками. Кем они вам приходятся?

- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

- Как вы думаете, на чем держится семья?

- Сейчас вы совместными усилиями попробуйте определить: в какой семье вырастут добрые и счастливые дети и как должна быть устроена жизнь в счастливой семье. (Метод «Мозговой штурм»)

- У каждого человека есть своя семья, свой дом.

И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.

- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья)

-Давайте построим дом (На слайде №5 рисунок дома).
- В нашем доме должно быть 
тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания ученики записывают на доске в бревнах слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
-Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

А кто живет в таком теплом, уютном доме? (Семья)

Фронтальная беседа.

Индивидуальная работа со словарём.

Слайд №4

Вы запоминаете все варианты, предложенные в группе, далее выбираете человека, который будет выступать. А другая группа будет внимательно слушать и дополнять, и соглашаться с мнениями ребят. Для этого у вас есть сигнальные карточки. Если вы согласны, вы поднимаете зелёную карточку. Если нет. То красную.

Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.

Ответы детей

Ответы детей, выводы.

Групповая работа детей

Мини - проекты строительства счастливого дома.

П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П.- Построение логической цепи рассуждения.

К. – Уметь в коммуникации строить высказывания.

Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.

Р. – Умение удерживать учебную задачу.

П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме.

П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Л. - желание и стремление к познавательной деятельности.

VI.Проблемная ситуация.        

Запишите на лепестках ромашек имена членов вашей семьи. (Слайд №6) Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина)
- А что будет, если убрать
сердцевину цветка? (лепестки рассыплются).

Если хочешь знать истину, слушай что говорит легенда Прочитайте китайскую притчу «Ладная семья» ответьте на вопрос: «Что является основой хорошей семьи?»

Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы думаете, есть ли расхождения в разных религиозных культурах? Прочитайте.

А теперь предлагаю вам прочитать пословицы о семье, существующие у разных народов. (Слайд №7)

Работа с учебником

Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение. Предположения детей.

Дети читают притчу самостоятельно и отвечают на вопрос.

Да, но незначительные

П. - Формирование умения делать выводы.

VII. Закрепление

Метод «Незаконченное предложение»

 - Чтобы семья была крепкой и дружной…

Предположения детей.

П.Р.-Уметь формулировать мысль, строить высказывание, приводить аргументы

VIII. Рефлексия деятельности

(итог урока).

Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний (используем слайды презентации)

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Учащиеся составляют синквейн «Семья». (Слайд №8)

Регулятивные УУД: 

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД:

понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

VII. Домашнее задание

Подготовить рассказ (интервью) о своей семье.

Вместе с родителями придумайте и нарисуйте герб своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"

Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....

Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".

Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье....

Урок семьи и семейных ценностей

Уурок разработан с целью привития любви и добрых отношений в семье.  Урок построен на теоретическом и практическом материале. учащиеся узнают историю возникновения семьи. ...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме "Семейные праздники" в разделе "Семья".

Конспект урока по теме "Семья". Учащиеся знакомятся с категориями праздников, учатся правильно подбирать атрибуты и подарки к празднику, ценить доброе отношение близких и друзей, уважать старщих, сохр...

Технологическая карта к уроку "Семейные праздники" по ОРКСЭ 4 класс.

В данном материале представлена технологическая карта к уроку ОРКСЭ на тему "Семейные праздники"....

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности "

Технологическая карта внеклассного мероприятия"Семья и семейные ценности "...