Конспект урока ОРКСЭ по теме "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока по теме "Милосердие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse_miloserdie.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОРКСЭ
Тема: Милосердие – закон жизни
Цели:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
- Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;
- Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
- Метапредметные:
- - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- - коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- - предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, высказываниями, карточки для работы в группах.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
- Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Введение в тему. Целеполагание
А сейчас послушайте одну притчу:
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
- О чём эта притча?
-Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
- Работа по теме урока.
- Беседа
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?
- Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.
МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
- А теперь обратимся за помощью к словарям.
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.( Энциклопедия «Кругосвет»)
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
(Толковый словарь русского языка Ушакова)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)
- В не обижающей человека помощи. Какой, например? (ответы детей)
- Напишите в тетради в столбик следующие слова:
Сочувствовать
Сопереживать
Сострадать
- Есть ли между ними разница? Какая?
Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.
- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.
- Какое самое сильное?
- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?
- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?
Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.
- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?
и напишите ответ.
- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?
- Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?
2. Работа в группах
Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.
- Игра «Цветок милосердия» Прикрепите лепестки, которые нам нужны.
БЕСКОРЫСТИЕ БЛАГОСТЬ РАДОСТЬ СОСТРАДАНИЕ
МЕСТЬ ЗЛОРАДСТВО УЧАСТИЕ ОБИДА СЧАСТЬЕ
ДОВЕРИЕ ЖАЛОСТЬ ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ
ДОБРОТА ЛЮБОВЬ ПОМОЩЬ ЖАДНОСТЬ
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
- Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.
4. Работа с учебником. (С. 91 последний абзац)
Одно из дел милосердия - милостыня. – Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?
- Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.
- Согласны?
– Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно?
5. Работа в группах
- Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?
Ситуация1.
Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом.
Ситуация2.
Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
-Какую помощь оказали ребята?
-По каким мотивам совершалось доброе дело?
- Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными?
6. Беседа
- Каждый ли человек нуждается в милосердии?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности, за оказанную помощь, поддержку?
- Получается, что милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь, верно?
- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?
- И если все будут соблюдать этот закон, каждый человек сможет чувствовать себя надёжно и спокойно, так?
- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведения.
- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?
- Профессии, каких людей вы бы назвали?
Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.
- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?
Понятие о милосердии, благотворительности возникло в России с 1764 г. В Москве. С-П, Новгороде впервые появились больницы для бедных. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Вообще, милосердие всегда было основной чертой нашего народа. Даже в названии букв старославянской азбуки мы можем это услышать. Одна из букв так и звучит: "добро". С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем.
-А в наши дни есть место милосердию? существуют благотворительные фонды "Подари жизнь" актрисы Ч.Хаматовой, "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой. Благотворительные акции проводятся на телевидении – Отправляя слово «Добро» смс сообщением каждый помочь тяжелобольным детям. У нас в школе совсем недавно проходила благотворительная акция "Крышки добра", в которой вы приняли самое активное участие (сдавали пластиковые крышки …). Эти крышки переданы на переработку и вырученные деньги пойдут в благотворительный фонд.
– Как вы думаете, кто больше получает: тот, кто подает милостыню или тот, кто берет?
– Святой Дорофей говорил так: "Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала …светлее".
– У вас еще нет своих денег, чем вы можете пожертвовать, проявляя милосердие? Л.Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть милосердие".
– Что он хотел сказать этими словами?
– Верно, одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Как вы можете проявить милосердие к ним?
– Как вы думаете, милосердным человек рождается или становится?
– Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже?
– С чего же начать? (быть чутким, внимательным, делать добрые дела)
– Да, как спортсмены тренируют тело, так любому человеку нужно тренировать душу.
- Символ милосердия – сердце.
– Почему именно сердце?
– Верно, помните, Лис говорил Маленькому принцу "Зорко одно лишь сердце.."
- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке. Это будет ваше домашнее задание
IV. Рефлексия Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании
– Это ласка, любовь, сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь.
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей.
Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.
Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
V. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
конспект урока ОРКСЭ
Тема урока "Добро и зло" (1-й из 2-х)....
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...