Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»
статья по орксэ (4 класс)
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.
Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе: «Метафора, символ и миф в религии» | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсы повышения квалификации
«Основы религиозных культур и светской этики»
Эссе:
«Метафора, символ и миф в религии»
Автор:Гимадеева Рамзия Раисовна
Филиал МБОУ Ямашурминской СОШ «Куркачинская НОШ»
2023год
Содержание:
Введение ...………………………………………………………………………...3
- Метафора, символ и миф в религии ……………………………………...4
- Миф в религии …………………………………………….………… 4
- Метафора в религии …………………………………………. . . . 5-6
- Символ в религии ……………………………………………………...6
Заключение ………………………………………………………………………..7
Список использованной литературы ……………………………………………8
Введение
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество.
Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа.
Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала.
Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию.
Классическим орудием, является метафора. Ее особенность состоит в том, что она может передать сущность без излишнего упрощения путем восприятия ее через схожий образец эквивалентной многосложности. Эти свойства метафоры нашли отражение в религии. Символы в религиозном мире – это еще один способ доказать, что религия таит в себе очень много загадок.
В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией. Считается, что метафора, миф и символ – это те составляющие, которые служат в религии способом понимания мира, природы, общества и человека.
Поэтому, в своем эссе я хочу рассмотреть, как миф, метафора и символ соотносятся с религией.
- Метафора, символ и миф в религии
- Миф в религии
Чтобы правильно понять, как соотносятся миф и религия, необходимо обратиться к определению слова «миф».
Согласно толковому словарю В.И. Даля миф – это « (с древнегреческого μῦθος) сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях».[1]
Исходя из этого определения, мы уже сейчас можем соотнести «миф» и «религию». Оба этих явления в те далекие времена помогали человеку разобраться в вечных вопросах «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Они давали возможность не бояться необъяснимого, а принимать его как данность. И миф и религия давали человеку веру и чувство защищенности.
Тогда в чем же различие этих двух явлений?
Религия – это соотношение двух миров, реального (человеческого) и сверхчувственного (божественного). Религия появляется в тот момент, когда в понимании человека эти два мира отделяются друг от друга.
Миф, в свою очередь, это целостный мир, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, человеческое и божественное.
Когда человек стал отличать одно от другого? Согласно версии
К. Ясперса все произошло в так называемое «осевое время»[2], а именно в промежуток между 800-ми и 200-ми годами до нашей эры, именно в это время зарождается философия.
В эпоху древнего мира, древних цивилизаций, миф имел господствующее положение. Однако после «осевого времени» ситуация меняется, и миф теряет свою главенствующую роль. Укрепляется положение религии.
Однако, миф жив и сейчас. Он существует в настоящее время и находит свое место во взаимодействии с религией, наукой, философией и суевериями.
Таким образом, мифология в истории религии выступает «поставщиком» материала для содержания религиозных верований, но не является основным элементом религии.
- Метафора в религии
Метафора в религии занимает особое место. Любая метафора, по определению, есть слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Поскольку в метафоре происходит перенос значения, то в ней можно выделить два элемента: главный субъект и вспомогательный субъект.
Главный субъект — это предмет или явление, на которые переносится значение. Выделение главного субъекта помогает понять, какое значение имеет метафора в тексте. Например, в Притчи 25:21,22 говорится о том, что, помогая своему врагу, человек собирает горячие угли на его голову. Речь идёт о том, что враг устыдится и раскается. Итак, главным субъектом метафоры горячих углей являются стыд и раскаяние, ведущие к исправлению человека.
Вспомогательный субъект — то, с какого объекта или явления переносится значение. Бывают метафоры, которые сложно понять без разбора вспомогательного субъекта.
«Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня», говорит, обращаясь к Господу, Давид (Псалтирь 23:4 [22:4]). Как может успокоить жезл? Как может успокоить посох? Пастуший посох мог использоваться двояко: для того, чтобы подтолкнуть овцу в нужном направлении, или для того, чтобы защитить стадо от хищника. Жезл, кроме того — символ власти; таким образом, жезл и посох означают два проявления силы Господа: Он ведёт, направляет Давида и Он защищает его.
Есть метафоры, которые без анализа вспомогательного субъекта невозможно понять правильно.
«Вы — соль земли», говорит Иисус Своим ученикам (Матфея 5:13). Привычное пояснение: «Соль использовалась для консервации, поскольку она предохраняла от гниения. А мы, как ученики Христовы, должны предохранять этот мир от распада». На первый взгляд, это вполне правдоподобно. Что должны были консервировать ученики Христовы в первом веке? Этот мир нужно не консервировать, а менять! Мы, христиане, должны вести себя так, чтобы не отталкивать людей, находить подход к каждому человеку. Мы — соль земли. Для понимания этой метафоры критично важно понимать, для чего соль нужна в земле.
Можно сделать вывод, метафоры действительно нужный и важный инструмент религии. Они делают речь выразительной. А применительно к религии метафоры помогают лучше понять ее суть.
Метафора является как бы проводником из мира божественного опыта в мир людского понимания. Главные вопросы, возникающие в религии, такие как происхождение жизни, противостояние добра и зла, жизни и смерти могли быть объяснены только с помощью метафорических суждений. Поэтому, представить язык религии без метафор практически невозможно.
- Символ в религии
Наша жизнь пронизана символикой. Каждая культура, религия, место связаны с символами. Именно религиозные символы являются самыми распространенными и наиболее используемыми. Их главная цель – объединение людей, исповедующих ту или иную религию или культуру. Символ может быть многозначным и трактуется согласно той конфессии, к которой обращен. Наряду с основными символами, у каждой религии существует множество других образов, вкупе с которыми создается целостный эмоциональный образ для верующего.
Если говорить о христианской вере, то главным символом будет крест. Изображение распятия Христова является доминирующим символом в христианстве. Следует отметить, что изначально христиане не делали изображение креста, и на первых символах Христос был изображен живым, в одеждах и увенчанный короной. Терновый венец, раны и кровь появляются в позднем Средневековье.
В каждой религии есть свои, особенные символы, имеющие сакральный смысл и исполняющие цель объединения людей. В некоторых конфессиях символы могут повторяться или быть похожими, однако не стоит их сопоставлять, необходимо учитывать их многозначность.
Так, например, обращаясь к католической вере, мы можем увидеть символ – причастие хлебом и вином, которое католики трактуют как кровь и плоть Христа. Тогда как протестанты видят в этом символе лишь напоминание о событии Тайной вечери.
Символическое изображение религиозных идей – это попытка человека абстрактно изобразить божественную суть. Религиозные символы облегчают восприятие божественных сил. Символ соединяет осмысленное восприятие веры с эмоциональным.
Заключение:
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.
Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.
Миф был первой ступенью на пути к образованию религий. Метафора являлась проводником из мира божественного опыта в мир человеческого понимания. В то время как символ был призван объединять людей, исповедующих ту или иную религию.
Вопрос о соотношении истинного и ложного в различных религиях
один из сложнейших, поэтому только сам человек должен решать чему ему
верить. Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь
временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно
учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда
более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе,
дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование
важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.
Список использованной литературы:
- Библия. Осия. Глава 13.
- В.И. Даль. Толковый словарь живого и великорусского языка. 1981
- Лосев А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3.С. 458.
- См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28—287.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафора (море)
Обьяснение понятие метафора на примере моря. Презентация на английском языке....
Урок русского языка по теме « Метафора с и сравнение»
Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Символы в мировых религиях
Материал о некоторых символах в религиях, которые, существуя в сегодняшнем мире, имеют очень глубокие корни. И изучать их, знакомиться с ними на занятиях ОРКСЭ – дело чрезвычайно интересное и за...
Педагогическая сказка-метафора "Сказка про жителей ладошек, или Как стать настоящим микробом" для детей от 7 лет. Проблема – нарушения поведения.
Учительница вошла в класс, и все дети встали, приветствуя ее. – Здравствуйте. Садитесь, – сказала учительница. – Сегодня я хочу прочитать вам одну очень интересную историю. Но сна чала посмотрите вни...
Эссе на тему "Роль религии в конфликте".
Социологи едины во мнении, что конечный социальный смысл любой религии в том, что «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Но религиозные конфликты не п...
Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»
Содержание:Введение ...………………………………………………………&helli...