Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»
статья (4 класс)
Содержание:
Введение ...………………………………………………………………………3-4
- Метафора, символ и миф в религии ……………………………………...4
- Метафора в религии …………………………………………….…...4-5
- Миф в религии ………………………………………………….........5-6
- Символ в религии ……………………………………………………6-9
Заключение ………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы …………………………………………….9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_m.v._esse_metafora_simvol_i_mif_v_religii.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Черноморская СШ № 3 им. Пудовкина Ф.Ф.»
Курсы повышения квалификации
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Эссе:
«Метафора, символ и миф в религии»
Выполнила: Павлова М.В.,
слушатель курсов
Черноморское, 2023
Содержание:
Введение ...………………………………………………………………………3-4
- Метафора, символ и миф в религии ……………………………………...4
- Метафора в религии …………………………………………….…...4-5
- Миф в религии ………………………………………………….........5-6
- Символ в религии ……………………………………………………6-9
Заключение ………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы …………………………………………….9
Введение
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Она сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа.
Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала.
Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию.
Классическим орудием, является метафора. Ее особенность состоит в том, что она может передать сущность без излишнего упрощения путем восприятия ее через схожий образец многосложности. Эти свойства метафоры нашли отражение в религии. Символы в религиозном мире – это еще один способ доказать, что религия таит в себе очень много загадок. Исконное предназначение религиозных символов и мифов – придавать смысл человеческой жизни, вследствие чего человек выходит «за пределы обыденного приобретения и потребления»[1]. Наша цель – рассмотреть специфику религиозной метафоры, а также символа и мифа в религии. Выяснить, как они соотносятся с религией в том виде, в каком она существует сейчас.
1. Метафора, символ и миф в религии
1.1. Метафора в религии
Я считаю необходимым вначале рассмотреть толкование термина метафора. Согласно словарю В.И. Даля метафора – это «от греч. иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой»[2]. Простыми словами, метафора предполагает сравнение между двумя явлениями на основе их сходства.
Как же соотносятся «метафора» и «религия»?
Мы уже знаем, что религия давала человеку возможность принять необъяснимое, именно метафора помогала концептуализировать неизвестное в терминах уже известных явлений. Поскольку простой человек не имел возможности прямого общения с Богом и лишь немногие святые имели этот опыт, метафора была единственной возможностью взаимопонимания.
Кроме того, метафора способна передать неразрывное единство субъекта и объекта, лежащего в основе философского познания. Метафора позволяет описывать мироздание сквозь призму человеческих качеств: «мир есть разум», «мир есть воля». М., благодаря их связи с символико-архетипической основой реальности, могут рассматриваться в качестве фундаментальных основ метафизических систем, задающих философские картины мира.
Метафора в религии занимает особое место потому, что это инструмент прагматической и изобразительной функции в религиозном дискурсе. Если говорить о прагматическом дискурсе то тут мы говорим о возможности формирования у адресата определенного отношения к ценностям. А изобразительная функция заключается в том, что именно это инструмент помогает создавать объемные, яркие образы, которые лучше помогают запоминать какие формы и образы.
Метафора является как бы проводником из мира божественного опыта в мир людского понимания. «Через образы метафоры человек олицетворяет весь мир, что помогает ему в процессе жизни»[3].
Главные вопросы религии о противостоянии добра и зла чаще всего требуют суждений в виде метафоры. Более того, в писаниях иудеев, христиан или мусульман большинство слов имеют совершенно обычный, «земной» характер. Таким образом, религиозность языка заключается не в самих используемых словах, а в следующих двух факторах: во-первых, это религиозные цели, которым служит язык, и во-вторых, откровенно религиозный контекст, в котором он употребляется.
В итоге мы можем говорить о том, что метафора действительно нужный и важный инструмент религии. Она делает речь выразительной. Применительно к религии она лучше дает понять ее суть. Человечество с первых дней стремилось познать окружающий мир, в том числе религию, и удобнее всего это делать через образы уже известные.
- Миф в религии
Чтобы правильно понять, как соотносятся миф и религия, необходимо обратиться к определению слова «миф». Согласно толковому словарю В.И. Даля миф – это «(с древнегреческого μῦθος) сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях»[4].
Исходя из этого определения, мы уже сейчас можем соотнести «миф» и «религию». Оба этих явления в те далекие времена помогали человеку разобраться в вечных вопросах «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Они давали возможность не бояться необъяснимого, а принимать его как данность. И миф и религия давали человеку веру и чувство защищенности.
Тогда в чем же различие этих двух явлений?
Религия – это соотношение двух миров, реального (человеческого) и сверхчувственного (божественного). Религия появляется в тот момент, когда в понимании человека эти два мира отделяются друг от друга.
Миф, в свою очередь, это целостный мир, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, человеческое и божественное.
Когда человек стал отличать одно от другого? Согласно версии
К. Ясперса все произошло в так называемое «осевое время»[5], а именно в промежуток между 800-ми и 200-ми годами до нашей эры, именно в это время зарождается философия.
В эпоху древнего мира, древних цивилизаций, миф имел господствующее положение. Однако после «осевого времени» ситуация меняется, и миф теряет свою главенствующую роль. Укрепляется положение религии.
Религия, как и мифология, апеллирует к фантазии и чувствам, но она не смешивает земное и сакральное. Бытия Бога переживается человеком как откровение. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или осуждаются с высшего, божественного абсолютного критерия[6].
Мифология шире религии. Она возможна без нее. Религия невозможна без мифологии, так как без него она перестает быть массовым сознанием.
- Символ в религии
Вся жизнь человека пронизана символикой. Каждая культура, религия, взаимосвязана с символами. Именно религиозные символы считаются самыми распространенными и наиболее используемыми. Их основная цель – объединение людей, исповедующих ту или другую религию, или же культуру. Символ может быть многозначным и истолковывается согласно той религии, к которой обращен. Наряду с главными символами, у каждой религии имеется масса других образов, совместно с которыми формируется целостный эмоциональный образ для верующего[7].
Символы бывают условные и безусловные. Один и тот же символ следует трактовать в зависимости от того к какой религиозной конфессии мы обращаемся. Если рассматривать христианскую веру, то важнейшим символом будет крест. Изображение распятия Христова считается господствующим символом в христианстве. Необходимо обозначить, что сначала христиане не делали изображение креста, и на первых символах Христос был представлен живым, в одеждах и увенчанный короной. Терновый венец, раны и кровь появились позднее, в Средневековье.
В каждой религии имеются свои, особенные символы, имеющие сакральное значение и исполняющие цель объединения людей. В некоторых конфессиях символы могут повторяться или же быть схожими, но, не надо их сопоставлять, необходимо учитывать их многозначность.
Современное общество изменяет и рушит принципы понимания религиозной символики и по-другому оценивает место основных религиозных символов в нынешнем мировоззрении. В эпоху постмодерна религиозные символы заметно утрачивают свой традиционный сакральный характер и нагружаются идеологическими значениями.
Религиозные символы сопряжены с сакральными идеалами и организуют язык религии. Символ «вообще» есть образ, раскрывающий скрытый смысл, а религиозный символ — это явление абсолютных тайн. Когда тот или иной обозначенный предмет наделяется особо ценным смыслом, то умственное оперирование знаком этого предмета начинает выходить за рамки привычного рационального мышления и становится уже мышлением символическим. Знаки могущества, величия и непостижимости несут на себе отпечатки сакральности, с ними ассоциируются образцы (идеалы), табу и страсти обладания.
Символ имеет пограничную природу, являясь сочетанием двух начал в одном (третьем).
Символическое изображение религиозных идей – это попытка человека абстрактно изобразить божественную суть. Религиозные символы облегчают восприятие божественных сил. Символ соединяет осмысленное восприятие веры с эмоциональным[8].
В процессе развития мировых религий появляются и новые символы, знание которых помогает современному человеку глубже понимать религиозное искусство, которое призвано воспитывать, воодушевлять и вдохновлять людей[9].
Заключение
Резюмируя, можно сказать, что миф, метафора и символ – это сильно и тесно взаимосвязанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.
Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.
Миф был первой ступенью на пути к образованию религий. Метафора являлась проводником из мира божественного опыта в мир человеческого понимания. В то время как символ был призван объединять людей, исповедующих ту или иную религию.
Список использованной литературы
- Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 592 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
- Демина Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 360 с.
- Каламов С.Х. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2015. – 224 с.
- Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М.: Учпедгиз, 2019. - 619 c.
- Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 264 с.
- Писманик М.П., Вертинский А.В., Демьяненко С.П. и др. Религии в истории и культуре. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 430 с.
- Радугин, А. А. Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие .– М.: Центр, 2016. – 319 с.
- Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. - 408 с.
- Ясперс К. Истоки истории и её цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28—287.
[1] Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. – М.: ЮНИТИ, 2016. – с.34
[2] Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - c.476
[3] Каламов С.Х. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2015. – с.16
[4] Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - c.418
[5] Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. – с.32
[6] Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. – М.: ЮНИТИ, 2016. – с.35
[7] Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. - с.297
[8] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - с. 354
[9] Радугин, А. А. Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие .– М.: Центр, 2016. – с.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафора (море)
Обьяснение понятие метафора на примере моря. Презентация на английском языке....
Урок русского языка по теме « Метафора с и сравнение»
Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Символы в мировых религиях
Материал о некоторых символах в религиях, которые, существуя в сегодняшнем мире, имеют очень глубокие корни. И изучать их, знакомиться с ними на занятиях ОРКСЭ – дело чрезвычайно интересное и за...
Педагогическая сказка-метафора "Сказка про жителей ладошек, или Как стать настоящим микробом" для детей от 7 лет. Проблема – нарушения поведения.
Учительница вошла в класс, и все дети встали, приветствуя ее. – Здравствуйте. Садитесь, – сказала учительница. – Сегодня я хочу прочитать вам одну очень интересную историю. Но сна чала посмотрите вни...
Эссе на тему "Роль религии в конфликте".
Социологи едины во мнении, что конечный социальный смысл любой религии в том, что «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Но религиозные конфликты не п...
Эссе: «Метафора, символ и миф в религии»
Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что миф, метафора и символ – это тесно связанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность....