Рабочая программа по предмету ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orkse.docx35.72 КБ
Файл planirovanie_orkse.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа модуля «Основы светской этики» учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Михайловская СОШ», программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся из расчета 1 ч в неделю, 34 ч в год.

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам светской этики А.Я. Данилюк и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. «Основы светской этики». Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2012

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. М. Просвещение, 2012

3. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей, М. Просвещение, 2012

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М. Просвещение, 2012.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее-ОРКСЭ) введен в учебные планы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 (в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»), распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, писем Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ», от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют в настоящее время особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Общая характеристика учебного модуля «Основы светской этики» В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Цели и задачи изучения учебного модуля:

• дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

• формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

• изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

Задачи:

•  обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

• знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

•   развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;

• формирование качеств гражданина и патриота России;

• воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты) Модуль «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

• Мотивационно - побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики» (34 ч.)

Россия - наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Что значит быть моральным? Род и семья - исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Образцы нравственности. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем - носителем информации и учеником - реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. Рекомендации к домашним заданиям Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу. Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Внеурочная работа в рамках изучения курса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

Место учебного модуля в учебном плане. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе всего 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного модуля «Основы светской этики». Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно- культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания модуля обеспечивает: ƒ понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; ƒ формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; ƒ формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; ƒ формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; ƒ знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; ƒ укрепление веры в Россию; ƒ укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.

Требования к личностным результатам:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

− формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

− принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

− развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

− формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

− адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

−    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

 − определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

− знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

 − знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

− понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

− формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

− общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

− осознание ценности человеческой жизни.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий учащиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий учащиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий учащиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий учащиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Материально-техническое обеспечение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Учебно-методический комплекс:

1. Данилюк А. Я. Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей, М.: Просвещение, 2012

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М. Просвещение, 2012.

Методические пособия:

  А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2012

Печатные пособия:

  1. Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.: Аванта,1996.
  2. Герб и флаг РФ.
  3. Толковый и энциклопедический словари.
  4. Сказка «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка», «Кощей Бессмертный», К. Д.Ушинский «Лекарство»
  5. Пословицы и поговорки о добре. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства».
  6. Пословицы о долге.
  7. Пословицы и поговорки о дружбе.
  8. Образец родового древа, родового герба.
  9. Картина В. Васнецова «Три богатыря».

Технические средства обучения

  1. Классная доска
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Экспозиционный экран

Экранно- звуковые пособия

  1. Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила».
  2. Фотографии, видеоматериалы о семейных праздниках.
  3. Песня кота Леопольда.

Оборудование класса

  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
  2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  3. Стол учительский.
  4. Компьютерный стол.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование модуля «Основы светской этики» - 34 часа

4 класс

№/дата

Тема урока

Планируемые результаты (что должны знать, уметь)

Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные

Приемы и методы преподавания

Виды деятельности

Способы и формы оценки достижения этих результатов

Литература ЦОР Интернет

1.

Россия – наша Родина.

Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм.

Урок изучения нового материала смешанный урок

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге.

Смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ

Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.: Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru - Игнатьева А.П. (герб, флаг, гимн и т.д.) ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1.

2.

Что такое светская этика?

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог

Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок

Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.: Аванта,1996. ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2, С.Баруздин «О человеке и его делах».

3.

Культура и мораль.

Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Работа со словарем; оценка и интерпретация событий, явлений и фактов; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари.

4.

Особенности морали

Расширение знаний, учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом; участие в учебном диалоге

Ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении; смысловое чтение учебных и художественных текстов.

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4, Толковый и энциклопедический словари

5.

Добро и зло

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.

Урок усвоения новых знаний.

Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответы на учебные вопросы разных типов, участие  в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка- Хаврошечка», «Кощей Бессмертный», К. Д.Ушинский «Лекарство»

6.

Добро и зло

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответы на учебные вопросы разных типов, участие  в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,

Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики

7.

Добродетель и порок

Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям

Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок

Беседа, Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

ЦОР- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7

8.

Добродетель и порок

Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8.

9.

Свобода и моральный выбор человека

Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9

10.

Свобода и ответственность

Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу

Урок совершенствования знаний

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10

11.

Моральный долг

Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

Урок изучения нового материала. Комбинированный

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением

Пословицы о долге, только ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь

12.

Справедливость

Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям

Урок изучения нового материала. Комбинированный

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12.

13.

Альтруизм и эгоизм

Познакомить с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям.

Урок изучения нового материала. Комбинированный.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Работа со словарем; смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся.

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь

14.

Дружба

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты

Работа с иллюстративным материалом; смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе

15.

Что значит быть моральным

Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, к друг другу.

Урок систематизации знаний. Урок-диспут

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».

ЦОР- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15.

16.

Подведение итогов

Развитие способности учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

Урок обобщения знаний, умений и навыков

Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему

Творческая работа; работа со словарем; работа с иллюстративным материалом.

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16.

17.

Подведение итогов

Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса

Урок подведения итогов изучения курса

Творческая мини- конференция

Творческая работа; работа со словарем; работа с иллюстративным материалом.

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17

18.

Род и семья-исток нравственных отношений

Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Урок изучения нового материала смешанный урок

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге

Написание творческой работы;  ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба

19.

Нравственный поступок

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Урок усвоения новых знаний

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск

20.

Золотое правило нравственности

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск

21

Стыд, вина и извинение

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

Урок усвоения новых знаний

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.

Ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении; аргументированное представление собственной точки зрения.

Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск

22.

Честь и достоинство

Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.

Работа со словарем; смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск

23.

Совесть

Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана

Смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск

24.

Нравственные идеалы

Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

Комбинированный

Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»

25.

Нравственные идеалы

Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении; смысловое чтение учебных и художественных текстов.

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по- колениями

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Аргументированное представление собственной точки зрения; работа со словарем; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов

27.

Этикет

Развитие этических чувств и норм.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана

Работа со словарем; смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации; ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации

28.

Семейные праздники

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че- ловека.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Написание творческой работы;  ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках

29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов- ной безопасности личности, умение им противодействовать

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении; смысловое чтение учебных и художественных текстов.

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск

30.

Любовь и уважение к Отечеству

Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Ответы на учебные вопросы; участие в беседе и обсуждении; смысловое чтение учебных и художественных текстов.

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск

31.

Подготовка творческих проектов учащихся

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Урок обобщения знаний, умений и навыков

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, выбор тем для индивидуальных творческих работ

Творческая работа; участие в анализе работ и их обсуждении результатов.

Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом

32-34

Презентация творческих проектов

Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение

Урок-подведение итогов изучения курса

Мини-конференция

Творческая работа; участие в анализе работ и их обсуждении результатов.

Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение.

Презентации учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ"

Модуль "Основы мировых религиозных культур"....

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики (Основы исламской культуры)....

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, модуль "Светская этика", 4 класс....

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...