Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Тарасов Александр Иванович

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года. Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно- методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_fgos_4_klass.docx404.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                     1.Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в общее образование.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года. Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно- методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.


Особенности Рабочей программы по предмету (основные идеи)

Основные идеи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе: – усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); – привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); – ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие); – привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); – ознакомления со всемирно известными памятниками православной культурыРоссии: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра); – усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы; – усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие; – формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших; – воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; – формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Общие цели учебного предмета

«Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

Формы работы:

– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность учащихся.
– Экскурсии.
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Методы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный(чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический(организация продуктивной деятельности учащихся).

Приоритетные виды и формы контроля

1. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Вопросы, задаваемые учащимся при индивидуальной устной проверке, предполагают развёрнутый ответ, умение использовать знания в учебной практике. 

2. Письменная проверка.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Её специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе её осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности её содержания.

Письменная проверка на уроках может проводиться в форме диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ. Диктанты снимают часть нагрузки с других форм проверки знаний, они могут проводиться на разных этапах урока.  

3. Поурочный балл.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала

Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

4. Контрольные работы.

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

5. Проверка домашних работ учащихся. 

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Сроки реализации Рабочей программы.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 0,5 учебного часа в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 17 часов.

Структура Рабочей программы

   Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные,метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; содержание учебного курса; тематическое планирование; описание материально-технического обеспечения и учебно-методического.

2.Общая характеристика учебного предмета

        Особенности содержанияучебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современнойжизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Структура и специфика курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Целевые установки для класса

«Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

3.Описание места учебного  предмета, курса в учебном плане

-С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса.

Количество часов для изучения предмета в 4 классе

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 0,5 учебного часа в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 17 часов.

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Количество тем по 4 классу:

№ темы

Наименование темы

Коли-

чество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

Всего:

17ч.

Количество контрольных, практических работ по 4 классу

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

8.Православные традиции русской семьи.

   

  4.Описание ценностных ориентиров содержания

  В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

  • Требования к предметным результатам:
    знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

        Формы и виды учебной деятельности

 В  рамках  учебного  модуля  «Основы  православной  культуры»,  курса  ОРКСЭ  формы  и  виды  учебной   деятельности основываются на  следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых. Включают в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.

Контрольно-измерительные материалы

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1)Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

2)Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3)Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4)Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Основной инструментарий для оценивания результатов

Критериями оценки результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

6.Содержание учебного курса
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору его  родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 0,5 урока в неделю.

Всего 17 часов за год.

Перечень и название тем курса

№ темы

Наименование темы

Коли

чество часов

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

Всего:

17ч.

Краткое содержание учебных тем

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17 часов).

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используется:

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры»  4 класс. Просвещение. Москва. 2012г.

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

Для учителя:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2012

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Материально-техническое обеспечение курса

· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, мультипроектор);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото - и видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

· электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


8.Тематическое  (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы  религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы православной культуры) 4 класс.(17 часов) 

п/п

Дата

Тема урока

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

1

Россия – наша Родина

Что такое духовный мир человека?

Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Духовный мир

Традиция

Ценности

Дают определение духовному миру человека.

Понимают, для чего существуют культурные традиции.

Делятся мнениями о традициях в своей семье

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

2

Культура и религия

Что такое культура?

Что такое религия?

Какие черты русской православной культуры 17в. живы до сих пор?

Культура

Религия

Церковь

Пасха

Отличают понятия культура и религия.

Дают характеристику православной культуры 17века.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

3

Человек и Бог в православии

Как вера в Бога может влиять на поступки человека?

Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

Почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

Бог

Творец

Вера

Православие

Высказывают свое мнение, как вера в Бога может влиять на поступки человека;

почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью;

почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

4

Православная молитва

Что значит слово «благодать»?

Кто такие святые?

Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?

Что значит выражение «знать, как Отче наш»?

Благодать

Святые

Молитва

Объясняют значение слова «благодать».

Приводят примеры святых людей.

Высказывают свое мнение, что значит выражение «знать, как Отче наш»

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

5

Библия и Евангелие

Кто такие христиане?

Что такое Библия?

Что такое Евангелие?

Христиане

Библия

Евангелие

Знают, кто такие христиане.

Знают, что такое Библия и Евангелие.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

6

Проповедь Христа

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь?

Какое сокровище нельзя украсть?

Христос

Нагорная проповедь

Святой Дух

Царство Божие

Знают, чему учил Христос?

Понимают, почему Нагорная проповедь так называется.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

7

Христос и Его Крест

Как Бог стал человеком?

Почему Христос не уклонился от казни?

Какова символика креста?

Воплощение

Жертвенное служение

Символика Креста

Объясняют, как Бог стал человеком?

Знают, почему Христос не уклонился от казни.

Объясняют  каждую из составляющих частей креста.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

8

Пасха

Что такое Пасха?

Как празднуют Пасху?

Какие обычаи ты заметил, когда бывал в домах, где праздновали Пасху?

В чем состоит христианский пост?

Пасха

Пост

Обычай

Знают, что такое Пасха, как ее празднуют.

Отмечают традиции тех, кто празднует Пасху.

Понимают, в чем состоит христианский пост.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

9

Православное учение о человеке

Чем Бог одарил человека?

Когда болит душа?

Что такое образ Божий в человеке?

Душа

Образ Божий

Внутренний мир

Болезнь души

Знают, чем одарил Бог человека.

Высказывают мнение: когда болит душа.

Понимают, что значит образ Божий в человеке

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

10

Совесть и раскаяние

Что подсказывает совесть?

Как исправлять ошибки?

Почему покаяние называют лекарством для души?

Совесть

Раскаяние

Покаяние

Делятся опытом, что подсказывает совесть?

Высказывают мнение: как исправлять ошибки и почему покаяние называют лекарством для души.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

11

Заповеди

Какие заповеди даны людям?

Что общего у убийства и воровства?

Как зависть гасит радость?

Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

Заповедь

Грех

Перечисляют заповеди, данные Богом Моисею на Синае.

Выказывают свое мнение: что общего у убийства и воровства и

как зависть гасит радость.

Объясняют значение слов «заповедь», «заповедник», «заповедный»  и их связь

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

12

Милосердие и сострадание

Чем милосердие отличается от дружбы?

Кого называют ближним?

Как христианин должен относиться к людям?

Что вы знаете о княгине Елизавете Федоровне?

Милосердие Ближний

Самарянин

Милостыня

Понимают, чем милосердие отличается от дружбы.

Знают, кого называют ближним и как христианин должен относиться к людям.

Знает, кто такая княгиня Елизавета Федоровна и чем она занималась.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

13

Золотое правило этики

Какое главное правило человеческих отношений?

Как уберечься от осуждения? Сформулируйте свои правила.

Почему Христос защитил женщину?

Осуждение

Неосуждение

Правило

Знают главное правило человеческих отношений.

Понимают, как уберечься от осуждения и формулируют свои правила.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

14

Храм

Как устроен православный храм?

Что делают люди в храме?

Что такое иконостас?

Может ли православный христианин молится без икон?

Как вы поняли: Богоматерь-это Бог или человек?

Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Храм

Икона

Иконостас

Богоматерь

Знают, как устроен православный храм и что делают люди в храме.

Имеют представление. Что такое иконостас.

Высказывают свои мнения:

зачем существуют правила поведения в различных общественных местах, может ли православный христианин молится без иконы.  

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

15

Икона

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому и о чем молятся христиане, стоя перед иконой?

Живописная картина

Икона

Изображение

Молитва

Знают, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины.

 Опираясь на текст Евангелия знают, почему

православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога.

Знают, что христиане молятся не иконам, а перед иконами.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

16

Творческие работы учащихся

Курс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики»

(с разрешения родителей экскурсия в храм)

Темы сочинений:

«Сокровенный мир человеческой души».

«Жертва Христа».

«Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего».

Из перечисленных тем уч-ся выбирают одну, близкую по душе.

При подготовке можно обращаться к помощи старших членов семьи.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

17

Подведение итогов

Проведение праздничного проекта, который уч-ся оценивают сами. Опираясь на те знания, которые сформировались в результате занятий.

Задания можно готовить в составе группы или индивидуально. Подумать, как распределить работу по времени.

Проект

Задания:

1.Закончите предложения:

«Я понимаю православную культуру как…»

2.Подберите несколько живописных картин и расскажите, как они связаны с Евангелием

Прокомментируйте несколько самых важных для христиан заповедей.

3.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия?

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"

Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....

Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"

Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....

Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса на 2016-2017 учебный год

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающе...

Рабочая тетрадь к урокам ОРКСЭ ( модуль "Основы православной культуры")

Данный материал используется в качестве раздаточного  на уроках основ православной культуры в рамках курса ОРКСЭ в 4 классе....

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"

Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...

Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), 4 класс

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» ...