Рабочая программа по предмету ОРКСЭ в 4 классе
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна

Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики (Основы исламской культуры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_v_4_klasse.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

                               

             Пояснительная записка

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОРКСЭ)

Основы исламской культуры

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк,  А.М.Кондаков,  В.А.Тишков] –  М.Просвещение, 2010  г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные Российской академии наук,  Российской академии образования, Федерального института    развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].    

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4—5 кл.                

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4—5 кл.                

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4—5 кл.        

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4—5 кл.                

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы мировых религиозных культур. 4—5 кл.                

6. Основы светской этики. 4—5 кл.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания при преподавании модулей ОРКСЭ:

-нравственный пример педагога;

-социально-педагогическое партнёрство;

-индивидуально-личностное развитие;

-интегративность программы духовно-нравственного воспитания;

-социальная востребованность воспитания.

         

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

        Освоение школьниками учебного  содержания должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям.
  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
  6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным и духовным ценностям:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
  3. Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
  4. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  5. Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
  6. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1.  Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В учебнике содержатся разнообразные рубрики.  Рубрика «Вы узнаете» способствует целеполаганию учащихся и нацеливает их на последующую работу. Рубрика «Это интересно» дана для повышения интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора. Рубрика «Вопросы и задания» способствует закреплению изученного материала  дома, активному диалогу взрослого (родителя) и ребенка.

        Используются различные методы и формы учебной деятельности:

методы: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (творческий), игровой и др. Это рассказ, беседа, диалог, работа с книгой, демонстрация и иллюстрация чего-либо, упражнения, познавательные игры, виртуальная экскурсия в прошлое и будущее.

формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая учебная деятельность. Групповая и парная деятельность учащихся  занимает 40% работы  урока.

        Система оценки достижения планируемых результатов

Данный курс носит ознакомительный мировоззренческий характер, направлен на развитие нравственных личностных качеств, поэтому могут оцениваться только личностные результаты обучения, а предметные и метапредметные результаты оцениваются на основе сформированности УУД в проектной деятельности.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Тематическое планирование

Модуль «Основы исламской культуры»

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы исламской культуры

28

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

1

Пророк Мухаммад –  образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

1

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

1

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

1

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1

Общие принципы ислама и исламской этики.

1

Столпы ислама и исламской этики.

1

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

1

Обязанности мусульман.

4

Для чего построена и как устроена мечеть.

1

Мусульманское летоисчисление и календарь.

1

Творческие работы учащихся.

1

Подведение итогов.

1

Ислам в России.

1

Семья в исламе.

1

Нравственные основы семьи в исламе.

1

Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

1

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

1

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

1

Забота о здоровье в культуре ислама.

1

Ценность образования и польза учения в исламе.

2

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

2

Искусство ислама.

1

III.

Духовные традиции многонационального народа России

5

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Подготовка творческих проектов.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

Календарно-тематическое планирование

Класс:   4 «А»

Количество часов:    

всего -  34; в неделю – 1

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Использование ИКТ

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

Россия - наша Родина.

Урок открытия нового знания

Богатство России. Малая Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы

Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Презентация «Россия – наша Родина!»

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

2

Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

Урок открытия нового знания

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.

Знакомятся с историей возникновения и

распространения

исламской культуры

Презентация

3

Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.

Урок открытия нового знания

Пророк  Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнь пророка.

Изучают основы духовной традиции ислама

Картинки с интернета

4

Начало пророчества.

Урок рефлексии

Пророк  Мухаммад –

Проповедник.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Картинки с интернета

5

Чудесное путешествие пророка.

Урок открытия нового знания

Прекрасные качества пророка Мухаммада.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Картинки с интернета

6

Хиджара.

Урок открытия нового знания

Принципы ислама. Принципы исламской этики.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Презентация

7

Коран и сунна.

Урок открытия нового знания

Священный Коран и Сунна. Нравственность.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Картинки с интернета

8

Вера в Аллаха.

Урок открытия нового знания

Вера и обязанности мусульманина.

Качества мусульманина.

Ангелы. Джинны.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Картинки с интернета

9

Божественные Писания. Посланники Бога.

Урок открытия нового знания

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.  

Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры

Презентация

10

Вера в Судный день и судьбу.

Урок открытия нового знания

Судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры

Презентация

11

Обязанности мусульман.

Урок открытия нового знания

Пять столпов ислама. Исламская этика.

Изучают исламскую этику, пять столпов ислама

Презентация

12

Поклонение Аллаху.

Урок открытия нового знания

Поклонение Аллаху.

Молитва. Мечеть.

Изучают понятия «молитва», «мечеть»

Презентация

13

Пост и месяц рамадан.

Урок открытия нового знания

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста.

Дают определения основных понятий исламской культуры

Презентация

14

Пожертвование во имя Всевышнего.

Урок открытия нового знания

Пожертвования.

Богатство. Бедность.

Учатся быть доброжелательными, отзывчивыми, учатся понимать и сопереживать  чувствам

Видеоурок

15

Поломничество

в Мекку.

Урок открытия нового знания

Обязанности мусульманина. Мечта мусульманина.

 Мекка. Хадж.

Знакомятся с обязанностями мусульманина, понятиями «Мекка», «Хадж».

Видеоурок

16

Творческие

работы учащихся.

Урок  развивающего контроля

Жизненный путь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?

Оформляют проектные работы

17

Творческие

работы учащихся.

Урок  развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.

Оформляют проектные работы

Презентации

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

18

История ислама в России.

Урок открытия нового знания

Ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Жизнь людей после принятия ислама.

Учатся анализировать жизненные ситуации выбирать нравственные формы поведения сопоставляя их с нормами религиозной культуры исламской и др.

Видеоурок

19

Нраственные ценности ислама.

Урок открытия нового знания

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.

Учатся описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры. Изучают нравственные ценности мусульман.

Презентация

20

Сотворение добра.

Урок открытия нового знания

Добро.  Творить добро. Как научиться творить добро.

Учатся творить добро, быть добрыми.

Видеоурок

21

Дружба и взаимопомощь.

Урок открытия нового знания

Дружба. Традиции крепкой дружбы.

Знакомятся с традициями крепкой дружбы.

Презентация

22

Семья в исламе.

Урок открытия нового знания

Семья мусульманина.

Семейная жизнь.

Изучают семейные ценности, традиции мусульман

Видеоурок

23

Родители и дети.

Урок открытия нового знания

Родительская любовь.

Примеры матери и отца.

Презентация

24

Отношение к старшим.

Урок открытия нового знания

Отношение мусульман к старшим.

Дети в присутствии взрослых.

Изучают отношение мусульман к старшим, учатся

Презентация

25

Традиции гостериимства.

Урок открытия нового знания

Отношение мусульман к гостям. Традиции.

Гостеприимство.

Изучают мусульманские традиции (отношение мусульман к гостям)

Презентация

26

Ценность и польза образования.

Урок открытия нового знания

Отношение мусульман к образованию.

Обучение. Исламские школы.

Изучают труды мусульманских деятелей в области образования (нашего односельчанина Хусаина Фаизханова)

Презентация

27

Ислам и наука.

Урок открытия нового знания

Наука  в исламском мире. Мусульманские деятели в области образования.

Изучают труды мусульманских деятелей в области образования

Презентация

28

Искусство ислама.

Урок открытия нового знания

Искусство ислама. Интерес к искусству.

Знакомятся с искусством ислама, развитием исламской культуры в истории России

Презентация

29

Праздники мусульман.

Урок открытия нового знания

Праздники мусульман.

Начало праздников.

Изучают  основные праздники мусульман

Презентация

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Урок открытия нового знания

Патриотизм . Многонациональный  народ России. Толерантность.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Видеоурок

31

Выступление  уч-ся

со своими творческими работами.

Урок контроля

«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры».

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий . Оформляют проектные работы

Презентации и проекты учащихся

32

Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

Урок контроля

 «Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».

Готовят сообщения по выбранным темам

Презентации и проекты учащихся

33

Выступление

 уч-ся со своими творческими работами.

Урок контроля

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад  моей семьи в благополучие и процветание Отечества ( «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», «Война в истории моей семьи» и т.д.)

Защита проектов, презентаций

Презентации и проекты учащихся

34

Презентация творческих проектов

Урок контроля

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Защита проектов, презентаций

Презентации и проекты учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ"

Модуль "Основы мировых религиозных культур"....

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, модуль "Светская этика", 4 класс....

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии с  Федер...