Рабочая программа по учебному курсу "Основы духовно- нравственной культуры" (Модуль «Основы православной культуры») для 4-х классов
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_odnk_4_klass.docx | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают результаты по учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры.
Планируемые результаты.
В результате освоения модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Выпускник получит возможность научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
Содержание учебного предмета, курса.
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа..На основании письма Минобрнауки России от31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора курса ОРКСЭ» и с учётом методических рекомендаций Департамента образования (письмо от 24.0812г. №01-03-06321)в данном образовательном учреждении на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»выделено 34 часа.(1 час в неделю-34 рабочие недели).
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
4 | 1ч | 34ч |
Итого: | 34ч |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||||||||
Всего часов | Практические работы | Контрольные работы | |||||||||
№п /п | Класс | Наименование раздела | Кол-во часов | Контрольные,лабораторные, практические работы | Экскурсии,проекты,творческие работы. | ||||||
1. | 4 | Введение в православную духовную традицию. | 18 ч | Экскурсия в храм с.Ендовище. Проект «Заповеди Христа» Творческая работа на тему «Русская Пасха» | |||||||
2. | 4 | Православие в России. | 16 ч | Экскурсия в храм с.Терновое Проект «Монастыри России» Творческая работа на тему « Святые защитники России» | |||||||
Итого | 34 ч |
Характеристика деятельности обучающихся
Виды и формы деятельности. |
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения. Методы: 1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов). Формы организации учебного процесса: *Индивидуальные *работа в группе *фронтальные, *работа в парах |
Содержание тем учебного курса
4 класс (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.(18 часов)
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.(16 часов)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
Основы православной культуры (34ч)
№п/п | Тема урока | Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы | Дата | |
Дата по плану | Дата по факту | |||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | 05.09 | |
2 | Культура и религия. | 1 | 12.09 | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | 19.09 | |
4 | Православная молитва. | 1 | 26.09 | |
5 | Библия и Евангелие..
| 1 | 03.10 | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | 10.10 | |
7 | Христос и Его крест. Пасха. | 1 | 17.10 | |
8 | Пасха. | 1 | 24.10 | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | ||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | ||
11 | Заповеди..
| 1 | ||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | ||
13 | Золотое правило этики.. | 1 | ||
14 | Храм..
| 1 | ||
15 | Икона. | 1 | ||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | ||
17 | Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. | 1 | ||
18 | Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. | 1 | ||
19 | Как христианство пришло на Русь . | 1 | ||
20 | Подвиг. | 1 | ||
21 | Заповеди блаженств. | 1 | ||
22 | Зачем творить добро? | 1 | ||
23 | Чудо в жизни христианина. | 1 | ||
24 | Православие о Божием суде. | 1 | ||
25 | Таинство Причастия. | 1 | ||
26 | Монастырь. | 1 | ||
27 | Отношение христианина к природе. | 1 | ||
28 | Христианская семья. | 1 | ||
29 | Защита Отечества.
| 1 | ||
30 | Христианин в труде. | 1 | ||
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||
32 | Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. | 1 | ||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | ||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Основы православной культуры"
Программа включает нормативно-правовой аспект, модули, пояснительную записку, цели, задачи курса, принципы обучения, ожидаемый результат, место курса в учебном плане, используемые методы, технологии, ...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...
рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...
Рабочая программа комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса. Авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко и т.д. 35 часов в год....
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
Разработка урока по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...
Презентация к уроку по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...