Программа по "ОРКСЭ" 4 кл. 2022г. и технологическая карта урока
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Программа по "ОРКСЭ" 4 кл. 2022г. и технологическая карта урока предназначены для модуля "Светская этика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkse_4klass.doc | 99 КБ |
tehn.karta1_.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевский центр образования № 2»
муниципального образования Киреевский район
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол от «_ » __20 г. № _____ | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол от « » _20 г. № ___ | УТВЕРЖДЕНО приказом от «_ » _ _20г. № _____ директора МКОУ «Киреевский центр образования № 2» ________В.А.Григоренко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс (ФГОС НОО)
2022год
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_______ Жерздева Г.Е.
«____» ________20__г.
Составитель
Феоктистова Мария Петровна
Рабочая программа по предметной области (учебному предмету)
«Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной программы воспитания.
Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей четвероклассников. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем родителем (законным представителем) получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.
В соответствии с учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе (1 час в неделю) и входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
В рабочей программе расширен объем изучаемого материала с целью углубления знаний. Использована перестановка отдельных тем для целесообразного изложения материала.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ и их обсуждения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
В результате изучения предмета у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность;
— осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение;
— избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; — раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой, жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; — высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы этикета, приводить примеры; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; —раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; — рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; — раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; — рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; — раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; — объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс (34 часа)
Блок 1. Россия – наша Родина. (3ч.)
Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Блок 2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (29 час)
Образование как нравственная норма. Методика создания морального кодекса в школе. Этика и её значение в жизни человека. Что такое светская этика? Основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской гражданской этики. Этикет. Честь и совесть. Добро и зло. Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек? Справедливость. Милосердие. Семейные ценности и этика семейных отношений. Праздники как одна из форм исторической памяти. Взгляд светский на семью. Взгляд религиозный на семью. Мое генеалогическое древо. Труд в жизни человека. Трудовая мораль. Кем быть? Нравственные традиции предпринимательства. Основы религиозных культур. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Моральный долг. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Культура и мораль. Что значит быть моральным. Государство и мораль гражданина. Нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время. Золотое правило нравственности. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Стыд, вина и извинения. Нормы морали. Методы нравственного самосовершенствования.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России
(2 часа)
Образцы нравственности в культурах разных народов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
Тематическое планирование
№ блока | Содержание | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. | 3ч |
2 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 29ч |
3 | Духовные традиции многонационального народа России. | 2ч |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) в 4 классе
Автор: | Феоктистова Мария Петровна, учитель начальных классов МКОУ «Киреевский центр образования № 2» |
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличностных отношений; в потребности нравственного поведения.
Планируемые результаты:
Личностные: - развивать этические чувства как результат морального поведения; - учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; - воспитывать желание делать выбор в пользу добра
Метапредметные: Познавательные УУД: - способность ставить и сохранять учебные цели и задачи; - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - способность к анализу и синтезу информации; - смысловое чтение; - выбор способов решения этических задач
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные УУД: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формирование умения высказывать свое мнение, аргументировать его
Основные понятия урока: нравственный поступок, нравственный человек, «золотое правило нравственности».
Методы изложения нового учебного материала: 1. Подводящий диалог. 2. Решение проблемных вопросов.
Формы: 1. Групповая работа по выведению золотого правила этики: - работа с текстовым материалом; - работа с иллюстративным материалом, дискуссия; - моделирование 2. Индивидуальная
Оборудование: - мультимедийная установка; - презентация; - видеоролик притча «Ведро яблок», клип «Делай добро»; - конверты с заданиями; - иллюстрации; - рассказ В.Осеевой «Три товарища»; - толковый словарь.
Литература:
1. Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики.» А.И.Шемшурина 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2018 – с.18-19
2. Рассказ В. Осеевой «Три товарища»
3. Притча «Ведро яблок» //www.youtube.com
4. Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Будда; http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос ; http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_2611.html; http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций;
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) в 4 классе
Тема: «Золотое правило нравственности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика
Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с опорой...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Урок по теме: "Второстепенные члены предложения" 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски.
Образовательная программа "Начальная школа ХХI века"Учебный предмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие новых знанийПланируемые результаты:Предметные: вырабатывать умения находить, срав...
Технологическая карта урока технологии "Программа MicrosoftOfficeWord. Правила набора текста. Программа MicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа, формирование и печать". Изделие: «Программка» (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с программой Microsoft Office Word, правилами набора текста.Задачи урока: Дидактические:1...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...