Урок по теме: "Второстепенные члены предложения" 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» Технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Образовательная программа "Начальная школа ХХI века"
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: вырабатывать умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы, пользоваться научным стилем речи;
Личностные: осознать границу знания и незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;
Метапредметные:
Регулятивные: умения организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);
Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний, т.е. отличать новое от уже известного;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать собеседника, работать в паре и группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog._karta_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 28.14 КБ |
3_kl._vtorostepennye_chleny_predlozheniya.zip | 623.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ
Технологическая карта урока: «Второстепенные члены предложения».
УМК «21 век»
Учебный предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тип урока | открытие новых знаний. | |
Цели урока | образовательная: составить алгоритм по нахождению второстепенных членов предложения, учить находить второстепенные члены, пользуясь алгоритмом; развивающая: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; воспитательная: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки. | |
Технологии, методы | Технология проблемного диалога, оценивание учебных успехов, самооценка по алгоритму, взаимооценка, поисковые методы | |
Основные понятия, термины | Второстепенные члены предложения, распространённое, нераспространённое предложение | |
Планируемый результат | ||
Предметный учебно-языковые умения: вырабатывать умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы. речевые умения: пользоваться научным стилем речи | Личностный: Осознать границу знания и незнания, стремиться преодолеть этот разрыв Метапредметный: Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат). Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре и групп | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная, групповая, работа в парах | Интерактивная доска, заготовки для алгоритма. |
Технология обучения
Этапы урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орга низационный этап II. Актуализация знаний III Постановка цели и задач урока | Осуществлять самоконтроль- р. Слушать и понимать речь других, строить рассуждения – к. Определять границы собственного знания и незнания – п. Учиться прогнозировать – р Слушать и понимать речь учителя, строить рассуждение – к. Предметные: раскрывать сущность понятия. УУД: Осознавать необходимость открытия нового знания – л. Находить в учебнике необходимую информацию; осмысливать заглавие раздела, параграфа, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания – п. Формулировать учебную задачу урока – р. | Слайд 1. (Ежи шуршали.) Убрать картинку. Получилось: Слайд 1. (Ежи шуршат. В лесу проворные ежи шуршат сухими листьями.) Слайд 2. (Хочу узнать. Хочу научиться.) | - Улыбнёмся, друг другу и начнём урок. Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Почему это важно? - Прочитайте предложение. - Что можете сказать о предложении? (По цели выск., по инт., можем выделить грамматическую основу.) - Прежде чем выделить грамматическую основу, вспомним, что такое подлежащее? Что такое сказуемое? - Выделите грамматическую основу предложения. - Хорошее предложение, но мне чего-то не хватает. Хочется дополнить. - Какие вопросы возникают? (Где происходит действие? Чем шуршат? Какие ежи?) Соберите новое предложение. (Вставляют заготовленные слова.) К доске пойдёт … - Выделите грамматическую основу. - Изменилась ли цель высказывания, интонация, грамматическая основа? Молодцы, посмотрите, сколько всего вы знаете и умеете. - Сравните предложения. Чем они похожи? Чем отличаются? - Каким стало предложение? (Более полным, понятным) - У нас есть главные члены предложения, в общем, всё понятно. - А зачем же нужны остальные слова? ( Дополняют предложение, …) - Как бы вы их назвали? (не главные - предположения детей) - Предположите тему урока. (предположения детей) - Проверим, урок 34. (читают тему урока) - В какой рубрике мы будем сегодня работать? (Как устроен наш язык) - Сформулируйте учебную задачу. Чему будем учиться? - Что хотим узнать? Чему хотим научиться? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Высказывают предположения. Определяют характеристики предложения. Вспоминают определения подлежащего и сказуемого. Выделяют грамматическую основу. Задают вопросы по содержанию предложения. Составляют распространённое предложение. Выделяют грамматическую основу. Характеризуют новое предложение. Сравнивают характеристики. Получают удовольствие от похвалы. Сравнивают два предложения. Задумываются. Высказывают предположения. Высказывают предположения о теме урока. Проверяют свои предположения. Читают название рубрики. Формулируют учебную задачу. Определяют, чему хотят и могут научиться на уроке. Подтверждают свои предположения. |
IV. Изучение новых знаний Воспринимать,понимать, критически оценивать устную и письменную речь одноклассников, участвовать в дискуссии, строить рассуждения – к. 1.Физминутка. Упражнения гимнастики для глаз. V. Первичное закрепление Принимать цель деятельности, действовать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль – р. Анализировать, сравнивать, делать выводы, представлять результаты анализа – п. Воспринимать,понимать, критически оценивать устную и письменную речь одноклассников – к. Итог урока. Рефлексия. Предметные: Объяснять сущность понятия, пользоваться терминами. УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом – л. Давать оценку собственной деятельности на уроке р. Домашнее задание. По выбору: упр. 3 или упр. 4 | Предметные: анализировать предложения, выделять существенные и характеризовать предложения; устанавливать связь слов в предложении; называть отличительные признаки; Использовать термины. УУД: Иметь познавательный интерес к работе с предложением – л. Принимать поставленную цель деятельности; Работать по плану; Прогнозировать результат деятельности, осуществлять самоконтроль – р. Ориентироваться в учебнике, находить необходимую информацию, анализировать её – п. наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий, сравнивать языковые явления, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы –п. | Слайд 3. (Ежи шуршат. В лесу проворные ежи шуршат сухими листьями.) Слайд 4. (В лесу проворные ежи шуршат сухими листьями.) Слайд 5. (В лесу проворные ежи шуршат сухими листьями. + слова из словосочетаний + стрелки + вопросы: Ежи проворные Шуршат в лесу Шуршат листьями Листьями сухими Какие? Где? Чем? Какими? Слайд 6. (Алгоритм закрыть шторкой.) Слайд 6. Открыть шторку. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР | - Это интересно? - Тогда давайте заглянем в тайны языка. (читают рубрику тайны языка с. 82) - Что узнали? (нераспространённое – распространённое) - Какое предложение нераспространённое? Докажите. - Какое распространённое? Докажите. - Спишите в тетрадь распространённое предложение. Дети списывают распространённое предложение. - Какое предложение вы списали? Проверьте себя. Оцените свою работу. (шкала) - Что можно сказать о словах в предложении? (они связаны между собой) - Каким образом можно установить связь слов в предложении? (с помощью вопросов) - Давайте учиться находить второстепенные члены предложения. - Авторы учебника предлагают нам рубрику «Обратите внимание» на с. 83 в нижней части страницы. (Дети читают в учебнике рубрику «Обратите внимание!!!») или - Сначала обратим внимание на то, что советуют нам авторы учебника на с. 83 в нижней части страницы. - С чего начнём? От какого слова логично задавать вопрос в первую очередь? (от подлежащего) или - Давайте найдём группу подлежащего. - Кто хочет попробовать? - К доске пойдёт … (Ежи какие? проворные) Запишите словосочетание. (Главное слово – вопрос – зависимое слово) - От какого слова будем задавать во вторую очередь? ( от сказуемого) - К доске пойдёт … (шуршат где? в лесу; шуршат чем? листьями) - Какое слово осталось? От какого слова зададим вопрос к слову «сухими»? (листьями какими? сухими) - Итак, как найти второстепенные члены предложения? - Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза, повторить 2,3 раза. - Садитесь. - А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить алгоритм: Как найти второстепенные члены предложения. - Повторим правила работы в группах. (Я раздаю заготовки, листы и клей-карандаш. Дети должны будут определить порядок действий при нахождении второстепенных членов предложения и наклеить заготовки на лист) От каждой группы выходит представитель и зачитывает свой алгоритм. А теперь вернитесь на места и сверьте свой алгоритм с эталоном. Каждая группа оценит свою работу. (шкала) Найдите алгоритм в учебнике на с. 84. - Запишем предложение с комментированием на маркерной доске: Пойдёт к доске… Сегодня улетела на юг последняя стая журавлей. Прочитайте предложение. - Что мы можем о нём сказать? (По цели выск.- повест., по инт.- невоскл, распространённое) - Согласно пунктам нашего алгоритма, докажите, что в предложении есть второстепенные члены, и оно является распространённым. - Давайте найдём второстепенные члены предложения. Поработайте в парах. - По алгоритму в учебнике с. 84 найдите второстепенные члены предложения и выпишите в тетрадь словосочетания. - А у доски поработает пара … и … Работа с учебником Работа по алгоритму с. 84. Проверка: Проверьте работу на доске. (с чем не согласны?) Как работали? Назовите грамматическую основу. У кого так же? Затем? (? От подлежащего) Потом? (? От сказуемого) Следующий шаг. (? От второстепенного члена предложения) - Действительно, дети молодцы. Каждая пара оценит свою работу. (шкала) Над какой темой работали? Что трудно? Что легко? Что понравилось? - Оцените свою работу на уроке. -А знаете ли вы какие виды второстепенных членов есть в русском языке? - О видах второстепенных членов мы поговорим на следующих уроках Анонс упражнений. | Читают рубрику тайны языка с. 82) Определяют, что нового узнали. Доказывают. Доказывают. Списывают в тетрадь распространённое предложение. Проверяют и оценивают свою работу. Устанавливают связь слов в предложении с помощью вопросов. Дети читают в учебнике рубрику «Обратите внимание!!!» с. 83. Рассуждают, выстраивают логику поиска второстепенных членов предложения. Находят группу подлежащего. Записывают словосочетание. (Главное слово – вопрос – зависимое слово) Находят слова, то которых будут задавать вопросы. Задают вопросы. Определяют и отмечают главное слово. Выстраивают цепочку действий. Выполняют упражнения. Принимают предложение учителя. - Повторяют правила работы в группах. Получают заготовки, листы и клей-карандаш. Определяют порядок действий при нахождении второстепенных членов предложения. Наклеивают заготовки на лист. От каждой группы выходит представитель и зачитывает свой алгоритм. Сверяют алгоритм с эталоном. Каждая группа оценивает свою работу. (шкала) Находят алгоритм в учебнике на с. 84. - Записывают предложение с комментированием на маркерной доске. Определяют характеристики предложения. Доказывают, что в предложении есть второстепенные члены, и оно является распространённым. Находят второстепенные члены предложения. Работают в парах. - По алгоритму в учебнике с. 84 находят второстепенные члены предложения и выписывают в тетрадь словосочетания. У доски поработает пара. Проверяют работу на доске пошагово. Высказывают своё мнение. Вспоминают алгоритм: Как работали. Называют грамматическую основу. Оценивают работу в паре. Высказывают своё мнение. Оценивают работу. Записывают д\з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».
Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1-ом классе по УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1-ом классе по УМК "Начальная школа 21 века".Тема урока: Знакомство с буквой В (в). Письмо заглавной и строчной букв В, в.Тип урока: изучение нового мате...
УМК "Начальная школа 21 века" Технологическая карта урока по Русскому языку, 2 класс
Представлена презентация и технологическая карта урока....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление»....
Технологическая карта урока письма "Дифференциация букв Дд, Тт на письме" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования навыка дифференциации букв Д, д и Т, т и развития внимания к буквенной записи слов.Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4 на однозначное число» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умения умножать число 4 на однозначные числаЗадачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки,способствова...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Кто работает на транспорте?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для выделения различия и сходства разных видов транспорта.Задачи урокаДидактические:Познакомить со старинными и современ...