Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Свобода и ответственность
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoboda_i_otvetstvennost.doc | 106.5 КБ |
svoboda_i_otvetstvennost.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Свобода и ответственность"
Урок составила учитель начальных классов:
Булыгина Т.А.
Цели урока:
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы «Свобода и ответственность».Подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.
- Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
- Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
- Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
-формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия:
свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального
выбора.
Оборудование:
Учебник, рабочие тетради, ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой на урок (слайд 1).
Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир.
Работа с притчей (слайд 2).
- Начнём мы свою работу, ребята с притчи, которая называется « Всё в твоих руках». Послушайте её.
(слайд 3)
Всё в твоих руках.
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины…
- Какую истину хотел доказать ученик? (чтобы найти вопрос, на который ученик не найдёт ответа)
-То есть ученик,ради того, чтобы доказать свою истину, что мог сделать? (если бы учитель сказал, что она живая, то ученик бы сжал ладони. А если бы учитель сказал, что бабочка мёртвая, то ученик ладони раскрыл бы )
(Слайд 4)
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
(слайд 5)
- Значит, ученик был свободен в своём поведении? (Ответы учащихся)
-А знаете ли вы, что такое свобода? (Ответы учащихся)
- Значит ученик сам решал судьбу бабочки? (Ответы учащихся)
-А что ответил мастер своему ученику? (Слайд 6)
НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ:
— ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.
-Ребята, как вы поняли слова мастера? (Слайд 7)
-Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Человек должен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки.
Мотивационный настрой.
Игра “Паровозик”.
(На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)
– Возьмите, пожалуйста, карточку со стола и найдите “своих друзей”, объединившись в группы. (Дети с одинаковыми символами на карточках должны взять друг друга за руки.)
Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.
– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.
– В какой роли вам было интересно? Почему?
– В какой роли было труднее всего? Почему?
(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)
– А значит, брать на себя ответственность.
Работа с высказыванием (слайд 8)
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям.
М. Клаудиус
- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Сообщение темы урока (слайд 9)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о свободе, о роли свободы в жизни каждого человека и общества в целом.
- Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.
Запись темы в тетрадь.
-А сейчас откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.
- Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.
Стихотворение А.Барто «Уехали »рассказывает ученик – Бобриков Егор.
Уехали
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
(Агния Барто.)
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему именно это стихотворение А.Барто прозвучало на сегодняшнем уроке?
- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
- О какой ответственности идет речь в стихотворении?
Работа с учебником
- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.
( слайд 11)
(Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (слайд 12)
Ответственность – это способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий ( слайд 13)
Физминутка ( слайд 14)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
-За что в этой жизни человек несёт ответственность? (слайд 15)
Кто ? | За кого ? |
Родители | |
Учителя | |
Дети | |
Ученики | |
Люди | |
Друг | |
Человек |
Показ слайдов 17 – 23
(слайд 24) - Ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от воспитания, и от того какое место человек занимает в обществе.
Работа в группах.
(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)
– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.
Образец выполнения работы:
Я | Другие | Школа |
Чистить зубы | Ухаживать за животными и растениями | Выполнять домашнее задание |
Вовремя ложиться спать | Заботиться о младших сестрах и братьях | Содержать в порядке книги и тетради |
Умываться | Благодарить | Соблюдать правила внутреннего распорядка |
Игра “Водоворот мнений”.
Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:
+ – согласны,
– – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение.
(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)
(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)
(слайд 25)
Физминутка
(слайд 26)
–Ребёнок нечаянно разбивает вазу. Должен ли он понести ответственность?
Что такое преднамеренность?
Работа по учебнику (стр. 24)
(слайд 27)
- Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно.
- Непреднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается несознательно.
(слайд 28)
Работа в группах. Задание «Поступаем ответственно». На карточках записана ситуация. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и предположите ваши действия в ситуации. (слайд 29)
Ситуация № 1 (слайд 30)
Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
Ситуация № 2 (слайд 31)
Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?
Ситуация № 3 (слайд 32)
Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?
- Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.
(слайд 33)
Синквейн к слову:
- СВОБОДА
- Думать, задавать, поступать
- Свобода –это обязанности.
- Ответственность
- Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?
Домашнее задание (слайд 34)
Прочитать урок 10;
Записать в тетрадь дела за выполнение которых отвечаете вы.
Рефрексия (слайд 35)
- Спасибо, ребята. А теперь давайте мысленно опять перенесёмся на летнюю лужайку. Красивые, свободные бабочки предлагают вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
СИНКВЕЙН
1. Свобода
2._____________________
3._____________________
4._____________________
5._____________________
- Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте.
Как вы поступите?
- Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?
Перед собой | Перед другими | Перед школой |
Чистить зубы | Ухаживать за животными | Содержать в порядке книги |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всё в твоих руках.
ОН КРЕПКО ДЕРЖАЛ БАБОЧКУ В СОМКНУТЫХ ЛАДОНЯХ И БЫЛ ГОТОВ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ СЖАТЬ ИХ РАДИ СВОЕЙ ИСТИНЫ.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. ?
Значит, ученик был свободен в своём поведении? А был ли он ответственен за судьбу бабочки? А что ответил мастер своему ученику?
НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ: — ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ. Как вы поняли слова мастера?
Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ». Человек должен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки.
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям. М аттиас Клаудиус
Свобода и ответственность
А. Барто. Уехали
Что такое ответственность, по вашему мнению?
Ответственность – это черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор .
Ответственность – это способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий
Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре полетела
За что в этой жизни человек несёт ответственность?
Отношения ответственности Кто ? За кого ? За что? Родители Дети Учителя Ученики Люди Друг Человек
Родители несут ответственность за своих детей.
Дети несут ответственность за порученные им дела.
Дети несут ответственность за то, как они учатся.
Ответственность за жизнь больных людей
Ответственность за сохранение своего дома и жилища других людей
Люди несут ответственность за все, что его окружает, в том числе за природу .
Просто не потушили костёр
Ответственность за всю Россию и её народ
Перед собой Перед другими Перед школой Чистить зубы Ухаживать за животными Содержать в порядке книги
Физминутка Давай с тобой попрыгаем И ножками подвигаем. Раз прыжок и два прыжок, Поактивнее, дружок (Прыжки на месте.) Всё, закончилась зapядкa - Мы пройдёмся для порядка. (Ходьба на месте.)
Ребенок разбивает нечаянно вазу. Должен ли он нести за это ответственность? Это действие не будет наказано; Это оплошность, за которую он не несет ответственность; Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить; Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.
Что такое преднамеренность? Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно. Непреднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается несознательно.
Ребенок разбивает нечаянно вазу. Должен ли он нести за это ответственность? Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить; Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.
Отношения ответственности: Тот, кто несёт ответственность то, за что человек несёт ответственность тот или те, перед кем человек несёт ответственность
Практикум Перед вами ситуация морального выбора. Какое решение вы примите? Готовы ли вы взять на себя ответственность?
Ситуация № 1 Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
Ситуация № 2 Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?
Ситуация № 3 Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?
Составление синквейна Первая строчка – 1 существительное. Вторая строчка – 2 прилагательных. Третья строчка – 3 глагола. Четвертая строчка – фраза из 4 слов. Пятая строчка – синоним, существительное.
Домашнее задание: Прочитать урок 10 ; Записать в тетрадь дела за выполнение которых отвечаете вы.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Рефлексия Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? да не знаю нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Моральный долг
Моральный долгСоздание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях....
Конспект урока по ОРКиСЭ "Свобода и ответственность"
Цель:подведение учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей....
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ...
Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"
Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свобод...
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)»....
4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность"
Технологическая карта и презентация к уроку по ОРКСЭ по теме "Свобода и ответственность".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление учащихся с новыми ...