Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 258.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга
имени капитана I ранга П. И. Державина
Технологическая карта урока
Тема урока «Праздники и календари (православие, иудаизм)»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Подготовила
Ерёмченко Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
2018 г.
Технологическая карта урока ОРКиСЭ
Тема | «Праздники и календари (православие, иудаизм)» |
Модуль | Основы мировых религиозных культур |
Оборудование | УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс Мультимедийная презентация. Раздаточный материал Мультимедийная доска |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход, использование игровых технологий |
Цель | Способствовать формированию у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества. |
Задачи | 1. Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира 2. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира 3. Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем. 4. Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении. |
Планируемые результаты | |
Познавательные |
|
Регулятивные |
|
Коммуникативные |
|
Личностные |
|
Содержание урока
Приложение
Урок 23. _______Праздники и календари__(христианство, иудаизм)_________
ПРА́ЗДНИК - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н.
2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
3. Выходкой, нерабочий день.
4. День радости и торжества по поводу чего-н.
5. День игр, развлечений. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)
Название праздника | Посвящён | Как готовятся к празднику | Традиционное угощение | Какие ритуалы, вещи с ним связаны |
Христианство | ||||
Рождество 25 декабря (7 января) | Рождению Иисуса Христа | Рождественский пост | Рождественские лакомства. В северо – русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям или выставляли в оконцах. Одаривали не только славильщиков, сладостями делились с бедняками, больными.
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы. Обязательной частью сочельнической трапезы был "взвар", (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. | Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, "вифлеемской" звезды, возвестившей рождение Спасителя. Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны "визиты" (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). "Визит" длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев. Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. |
Крещение (Богоявление) 6 (19) января | Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога. | Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре. Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота. | На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом. | Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник. За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством – в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии. Затем всей семьей трапезничали – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги". После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники – выпускали белого голубя из клетки. Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться. На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными. |
Пасха | Великий пост, Страстная седмица | Кулич, пасха, крашеные яйца | Богослужение совершается ночью открывается торжественным крестным ходом, 40 дней вспоминают о пасхальных событиях | |
Вознесение | Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца | имеет 1 день предпразднства | В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья - "лесенки", или "лествицы", на которых обязательно делали семь "перекладин", символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне. | Считалось особым грехом в период с Пасхи до Вознесения в чем-то отказывать странникам, верующие старались больше помогать нуждающимся, подавать милостыню просящим. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения.Вознесение Господне считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!» |
Троица- день рождения Христианской церкви | начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова | украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами. Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой. К празднику хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях. | пекли пироги, медовые коврижки. Обязательно подавали яичницу как символ солнца, много овощей, фруктов. Также обязательно были блины (их носили и на кладбище в Родительскую субботу) и блюда из яиц. | В воскресенье, в Троицын день, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями. |
Иудаизм | ||||
Название праздника | Посвящен | Как готовятся к празднику | Традиционное угощение | Какие ритуалы, вещи с ним связаны |
Песах(Пасха) | вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в Землю Обетованную. | едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей. | Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тёртых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминают глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов. | Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом В течение праздника запрещено есть квасной хлеб, |
Шавуот | праздник в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай. | Синагоги украшают цветами и зелёными ветками | принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к праздничному столу подаются блюдо из молока и мёда и творожные ватрушки. | Праздник связан с дарованием Торы и поэтому обучение детей иудейским традициям обычно начинается именно в Шавуот. |
Суккот- праздник кущей | вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне. Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. | устраиваются базары, где продают лулавы, пальмовые ветви для кровли. | следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще). | ритуал "вознесение лулава". Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В течении 8 дней зажигают свечи, вначале 1, потом 2… |
Ханука Переводится с иврита как обновление или освящение | Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней - на время, которое требовалось для приготовления нового масла. | устраиваются базары, где продают ханукии, волчки и пончики. | Пончики делаются на основе дрожжевого теста в большом количестве масла. Другое популярное блюдо на Хануку – латкес (в Израиле используется название левиот), или обычные драники, приготовленные их тертого картофеля и поджаренные на растительном масле. | Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят В первый день зажигают одну свечу, во второй – две, а в восьмой день – все восемь. Детей ожидает масса приятных сюрпризов, когда наступает Ханука – поздравления, специальные книжки с описанием ханукальных чудес, игры, сладости, орехи и т.д. Именно поэтому Хануку, как и Пурим, в народе называют «детскими» праздниками. На Хануку принято дарить подарки, устраивать обильные застолья, веселиться и гулять.Ханукальные символы это ханукия, волчок и пончик. |
Пурим | с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. | Пурим начинается вечером с чтения Книги Эстер в синагоге. Содержание ее напоминает о происшедшем чуде, и есть заповедь публично читать в синагоге ее текст по свитку. Накануне праздника принято воздерживаться от еды и питья, то есть, поститься. С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Книги Эстер | особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана». | Во время празднования Пурима при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещотками |
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....
Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.
данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»
Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» - это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...