Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Основы мировых религиозных» Тема: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Анисимова Юлия Николаевна

Данный материал содержит конспект урока ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока261.98 КБ

Предварительный просмотр:

Анисимова Ю.Н. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Основы мировых религиозных»

Тема: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:   Освоение учащимися ценностного смысла понятий «милосердие», «взаимопомощь», «забота» в религиях мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

 Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • давать определение понятиям «милосердие», «милостыня», «закят».
  • различать традиции разных религий.
  • осознавать единство ценностей и духовности разных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

Метапредметные:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Личностные: - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Оборудование: м/м проектор, презентация, учебник ( Беглов А.Л., Е.В. Саплина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» , толковые словари русского языка (авт. С.И. Ожегов), раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал для работы в группах.)

Ход урока.

Название

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

На слайде  стихотворение:

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

И. Кучин

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. Как вы понимаете слова:  «Делать людям хорошее – хорошеть самому».

-  Что хорошего в данный момент мы можем сделать друг другу?

Так давайте улыбнёмся и начнем урок. Присаживайтесь.

Отвечают на вопрос

- улыбнуться, пожать руки

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, чему они учат.

Проверка.

- Можно ли говорить, что нравственные нормы в религиях существенно отличаются? Почему?

- Действительно, все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества, объединяют людей в стремлении к добру.

- О нравственных заповедях религий мира

(индивидуальная работа, карточка №1)

Постановка темы и целей урока.

- Сейчас предлагаю вам послушать притчу «Продаются котята»

- Я вижу, что эта история не оставила вас равнодушными. Какие чувства возникли у вас при слушании притчи? Какие чувства владели мальчиком, когда он выбирал котенка?

- Вслушайтесь в  слова: со-чувствие, со-страдание. Что их объединяет?

- Что она означает?

- Как вы думаете, какое понятие  вмещает в себя все названные вами  качества?

Милосердие; (учитель открывает серединку ромашки, на которой записано это слово.)  

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь)

Слушают притчу.

Учащиеся называют чувства и качества, учитель прикрепляет заранее заготовленные карточки и дополняет.

Приставка со –

Причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Предположения детей

Учащиеся формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.

Изучение нового материала

- Если разобрать слово «Милосердие» по составу, из каких двух частей оно состоит? От каких слов произошли эти две части?

- Слышали ли вы о сестрах милосердия? Кто это? Чем занимаются?

Я вам расскажу про сестер милосердия.

Единственное в России государственное училище сестер милосердия расположено на территории Городской клинической больницы N 1 им. Н.Н. Пирогова

Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия — государственное образовательное учреждение Департамента здравоохранения Москвы.

Основной задачей училища является подготовка средних медицинских работников из числа православных христиан по специальности «Сестринское дело». Училище также готовит патронажных работников по специальности «младшая медицинская сестра по уходу за больными» для работы с хроническими больными, пожилыми людьми и инвалидами. Училище имеет государственную лицензию на занятие образовательной деятельностью в области медицины, а также на санитарно-просветительскую работу среди населения.

Сестра милосердия… слов сочетание.

В нем радость и боль, надежда, отчаянье.

Это холод и грязь, это кровь и страданье.

Это стойкость и слезы, и души состраданье.

Это труд, это подвиг и бессонные ночи.

Это то, что сердце одного только хочет:

Чтоб спасти и утешить, быть всегда с кем-то рядом,

Чтоб облегчить страданья, жизнь отдать, если надо.

Потому и идет она, собрав последние силы,

На любой зов о помощи, где б ее не просили.

И идет она в стужу и слякоть, и зной,

И идет она с мыслью только одной:

Как бы ей не упасть, приложить бы усердье,

Слабой быть не положено сестре милосердия.

Лишь на Бога надежду в душе она носит,

Лишь у Матери Божией она помощи просит.

И маячит пред ней свет любви впереди,

Отражается в нем красный свет на груди.

Этот крест дан ей Богом, и отречься не вправе.

Со смирением носит она крест свой кровавый

А сейчас поработаем над понятиями «милосердие» «забота», «сострадание», «взаимопомощь».  В толковом словаре С.И. Ожегова вы найдете определение: 1 группа – милосердие, 2 группа – забота, 3 группа – взаимопомощь, 4 группа – сострадание.

С появлением милосердия, взаимопомощи, сострадания мы встречались в произведениях многих писателей. Вспомните и  назовите произведения и героев, которые проявляли милосердие к другим?

- Назовите профессии, которые ты считаешь милосердной? Почему?

-В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.  

Сейчас вы продолжите работать в группах, познакомьтесь с текстом учебника, дополнительным материалом и заполните таблицу «Представление о милосердии в разных религиях».   (Христианство, буддизм, иудаизм, ислам)

По ходу выступления учитель добавляет, используя презентацию.

– Какой можете сделать вывод?

- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?

В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

- Надо ли ждать вознаграждение за доброе дело?

А сейчас посмотрите видео. Оно называется  «Притча о милосердии» (автор – Сэмюэль Джонсон, английский писатель и мыслитель)
Что делал мальчик на берегу?

Почему проходящий человек его не понял?

Мальчик сказал, что он может изменить очень много для этой звезды. Что может изменить он для звезды?

Над чем бы вы задумались?

Как вы думаете, что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»?

(милое сердце, способность миловать, жалеть всем сердцем) 

Ответы детей.

Дети получают задание, работают в группах с толковым словарем С.И. Ожегова над понятиями темы. Затем зачитывают результаты поиска.

Ответы детей.

  Каждая группа рассматривает свою религиозную культуру, находит информацию,

заполняет таблицу, озвучивает результат

своей работы.

Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным,

больным.

Делать добрые дела, откликаться на чужую беду, милосердие должно быть деятельным, активным, участвовать в благотворительных акциях.

Милосердие – бескорыстное

дело.

Учащиеся смотрят видео.

Ответы детей.

Первичное закрепление

Работа с пословицами (в группах).

Соединить части пословиц разных народов, которые доказывают, что тема милосердия одинаково близка людям разных национальностей. ПРОВЕРКА.

Дети составляют пословицы «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца»(ислам)

«Настоящий воин тот, у кого есть милосердие» (Христианство)

«Сострадание правит миром» (Буддизм)

«Без милосердия невозможно жить в мире» (Иудаизм)

Итог урока.

Рефлексия.

Итак, ребята, над чем заставил задуматься этот урок?

Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?

Захотелось ли вам сделать добрые дела?

Оценивание учебных достижений учащихся за урок.

Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

- Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.

Ответы детей.

Домашнее задание

Рассказать членам семьи о милосердии, на-

писать текст - рассуждение на тему: «Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?»

Приложение 1

Карточка.

Соедините стрелками  названия религиозных культур и нравственные заповеди:

        

Приложение 2

Продаются котята. Притча

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». В магазин вошёл мальчик и робко спросил о цене котят.

— От 30 до 50 рублей, — ответил продавец.

Ребёнок, вздохнув, полез в карман, достал кошелёк и стал пересчитывать мелочь.

— Но у меня сейчас только 2 рубля, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них?

Продавец вынул котят из большого короба. Те, оказавшись на свободе, побежали кто куда. Но один из них явно отставал от всех, странно подтягивая заднюю лапку.

— Скажите, а что с этим котёнком? — поинтересовался мальчик.

— Врождённый дефект лапки. Ветеринар сказал, что это на всю жизнь, — ответил мужчина.

Ребёнок разволновался:

— Вот его-то я и хотел бы приобрести!

— Это же неполноценное животное, — удивился продавец. — Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром.

— Нет, я не хочу брать его даром, — твёрдо сказал ребёнок. — Этот котёнок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить вам полную цену. Я принесу вам деньги.

Сердце продавца дрогнуло:

— Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

Мальчик, молча, стал заворачивать штанину своей левой ноги. Поражённый продавец увидел, что нога ребёнка искривлена и поддерживается металлическими обручами.

Мальчик дрожащим голосом произнёс:

— Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал.

В глазах продавца появились слёзы:

— Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные и сердечные хозяева, как ты.
Приложение 3

Представление о милосердии в разных религиях.

Религии

К кому проявлять

милосердие

Как (каким образом) проявлять милосердие

Христианство (православие)

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Приложение 4

Христианский смысл милосердия

Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей. Любовь к ближнему неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть

нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить.

В подаче милостыни и, шире, — в оказании помощи вообще, особое место занимало представление о важности соблюдения тайны. Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. Иначе доброе дело может не быть зачтено на небе, так как дающий получил уже награду на земле.

Милостыня – это добровольное бескорыстное пожертвование или безвозмездная помощь кому-то в ответ на просьбу. Помощь, которая не обязывает к какому-то ответному действию.

Иудаизм

БЛАГОТВОРИ ТЕЛЬНОСТЬ, проявление сочувствия ближнему в виде материальной и моральной поддержки. Благотворительность — одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков и пришельцев, потому что евреи сами были пришельцами в земле Египетской и испытали там нужду. Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир. Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание, подробно рассмотрели законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нуждающимся. В еврейской общине создают кассу благотворительности. (из «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИУДАИЗМА»)

Ислам

Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку, Аллах тоже требует от нас милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье. «К тому, кто не проявляет милосердия, не будет милосердия». В первую очередь, нужно быть милосердными к своим родителям. Милосердие к родителям - это не только материальная и физическая поддержка, нужно проявлять милосердие к ним во всём. С этого начинается милосердие мусульманина. Проявлять милосердие также к родственникам, вот когда ты учиняешь скандал, разрываешь родственные узы, тогда ожидай беды, ведь ты вышел из-под милосердия Всевышнего. Нужно проявлять милосердие к грешнику, ведь он нуждается в милосердии больше чем кто-либо. Естественно, должно быть милосердие ко всем людям, если мы слышим о какой-либо беде, которая постигла наших братьев - это должно обязательно отзываться в наших сердцах болью. Мы должны делать всё возможное, чтобы оказать помощь.

«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо»

Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся.

Буддизм

Богиня Милосердия - Богиня Гуань Инь.

В Буддизме Гуань Инь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисаттву милосердия.

Гуань Инь говорит нам, что «милосердие – это качество любви, которое сглаживает шероховатости жизни, исцеляет раны тела, заделывает трещины в уме и чувствах, выметает осколки греха и чувство напряжения прежде, чем они проявятся в физическом теле как болезнь, увядание, разрушение и смерть».

Сила милосердия – в интенсивной любви, которая растворит весь страх, все сомнение, непокорность и мятеж в народе. «Если вы ожидаете от Бога милосердия, то должны сами проявлять милосердие к каждой частице жизни».

Приложение 6.

Текстовые материалы, дополняющие содержание урока.

В. Осеева

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали

Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и,

когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным

хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда

кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

- Нет, моя! - сердился Ваня. - Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел

уступить.

- Моя! Моя! - кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на

Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул

товарищу:

- Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник

и отогнал своих овчарок.

- Чья собака? - сердито закричал он.

- Моя, - сказал Коля. Ваня молчал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". 4 класс

Тема урока:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.Результат:  ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...

Урок по ОРКСЭ 4 класс Модуль "Основы религиозных культур". Тема "Введение. Моя Родина-Россия"

Цель урока: формирование готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, социокультурной идентичности....

Урок по предмету "Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Цель урока: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности, дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и ...

Рабочий лист "Священные города и сооружения ислама" ОРКСЭ 4 класс модуль Основы Мировых Религиозных культур к учебнику под редакцией Т.Д. Шапошниковой

Рабочий лист "Священные города и сооружения ислама" ОРКСЭ 4 класс модуль Основы  Мировых Религиозных культур  к учебнику под редакцией Т.Д. Шапошниковой...