Урок по ОРКСЭ 4 класс Модуль "Основы религиозных культур". Тема "Введение. Моя Родина-Россия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лищенко Венера Таштимировна

Цель урока: формирование готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, социокультурной идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_orkse_4_kl.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 г. ТЮМЕНИ»

Курс «Основы мировых религиозных культур

и светской этики»

Конспект урока по теме 

«Введение. Моя Родина – Россия.

                Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества»

Разработала:

Лищенко Венера Таштимировна

учитель начальных классов 

1 квалификационная категории

2013

Цель урока: формирование готовности обучающихся к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, социокультурной идентичности.

Задачи  урока:

  1. Теоретическая: раскрыть  понятия: поколение, духовно-нравственные  ценности и традиции, их значение в жизни каждого человека, семьи  и общества;
  2. Мировоззренческая: формировать первоначальные представления о России как части мира и Родине для всех народов нашей страны; о человеке как представителе своей страны, народа, определенной культуры;
  3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, понимание значения нравственности для каждого человека;
  4. Развивающая: развитие коммуникативной компетенции: высказывать предположения, делать выводы, развивать монологическую речь,  логическое мышление,  познавательные способности.

Виды учебной деятельности обучающихся на уроке:

        беседа, работа с понятиями,  работа с иллюстративным материалом, групповая

       работа, самостоятельная работа в парах, творческая работа.

Ключевые слова и понятия: 

       Поколение, Родина, Отечество, Россия, род, семья, культура, религия,

       духовность, традиции, ценности, нравственность.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Презентация по теме
  3. Карта мира
  4. Рабочие листы (пословицы)

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся слайд №1
  2. Вводное слово учителя:

Я хочу начать урок с цитаты С.Н. Булгакова

слайд №2

«Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством,

отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом…»

- Ребята, вы приступаете к изучению нового предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Знакомство с содержанием религиозного учения позволяет глубже понимать культуру того народа, который её исповедует.

Знание основ религиозных культур является важным в жизни всех народов проживающих на Земле. В процессе своего развития у различных народов сформировались различные религии, о которых мы будем говорить на этих уроках.

  Вопрос к классу:

- Предположите с какой целью вы будете изучать основы религий? (Подвести к выводу, что мы живём в многонациональной стране, где граждане исповедуют разные религии. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне, должны знакомиться с культурой народов, проживающих на территории России).

  1. Раскрытие понятия «ПОКОЛЕНИЕ», роль поколений в развитии человечества.

слайд № 3

 - История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось

 примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.

     слайд № 4 

Вопрос к классу:

- Как вы понимаете, что такое поколение? (После предположений,  высказанных учащимися, разбирается  определение поколения).

- Мы приходим к выводу, что поколение - группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.

Вопрос к классу: 

- Сколько поколений живы в вашей семье? (Разбирается понятие роли и значения поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом)

    слайд № 5

Ты и твое поколение – младшее поколение

Твои родители –  старшее поколение

Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

Вопрос к классу: 

- Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут? (ответы о деятельности старшего поколения и её мотивации)

   

- Учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»

Вывод: «Предыдущие поколения накопили  и сохранили  для нас огромные богатства: язык,   территорию, накопили богатые знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: построили красивейшие города, сохранили для нас природу, оставили в наследие произведения искусства…»

Вопрос к классу:

- Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?» (следующему поколению)

- Скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?» (мы так же должны передать все наследие нашим потомкам)

слайды № 6,7, 8

Вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению. В этом заключается суть исторического развития.

  1. Раскрытие понятий:  «ОТЕЧЕСТВО» и «РОДИНА».

 слайды № 9, 10

- Обратите внимание на следующий слайд.

«Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
  2. Здесь они учились, работали
  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас
  4. Мы  и наши дети будут здесь жить и работать

«Родина» потому что мы родились и живем здесь. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежим и мы с вами, и наши предки, проходит в России.

слайд № 11

Работа по карте:

 - Покажите на карте мира территорию, которую занимает Россия.

- Природа России разнообразна и сказочно богата. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. В нашем классе обучаются ребята 5 национальностей! Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!  Например, ненцы-коренные народы Севера привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор,  калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край.

  1. Самостоятельная работа в парах:

- Поработайте в паре, попробуйте соединить части  пословицы.

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,    

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

слайд № 12   (проверка)

  1. Работа в малых группах («четверках»):

- Разберите по составу слово «Родина».

- Подберите однокоренные слова.

слайд № 13 (проверка)

слайд № 14

(Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода)

Вопрос к классу:

    - Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»? (Предположительные ответы:

                                 Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
                                Наша Родина – это природа: леса, поля, моря и реки.
                                Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
                                Родина – это наш край, город, поселок.
                                Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

                                    Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа.
                                   Родина - это место, по которому люди скучают, находясь в

                                    далеком краю.

                                    Семья, дом – частица Родины и т.д.)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Вывод: наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Но все же, главное богатство нашей необъятной Родины-это ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ!

  1. Раскрытие понятия «ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ», их роли в семье, обществе «ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ».

- Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.

слайд № 15

Тради́ция (от лат. tradere, что значит, передавать) - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Вопрос к классу: 

   - Ребята, как вы думаете, а что такое ценность? (Дети высказывают свои мнения. подвести  их к правильной формулировке термина)

     Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Вопрос к классу:

- Являются ли для нас традиции ценностью?  (Дая, потому что они сохраняются передаются из поколения в поколение)

слайд № 16

Вопрос к классу: 

- Что же означает термин «духовные традиции»? (Подвести к выводу, что Духовные традиции позволяют нам различать добро и зло, учат быть справедливыми, учат нас красоте, учат ИСТИНЕ)

Вопрос к классу:

 - Как вы понимаете слово «духовный»?

Вывод: от слова «дух», «душа»: духовный – значит, внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.

слайда № 17

Вопрос к классу:

 - Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным? (Уважает родителей, свою Родину, бережет природу своей страны, уважает традиции другого народа и т. д.)

-  Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей? (честный, добрый, справедливый, уважает чувства и традиции других людей)

слайд № 18

Вопрос к классу:

 - Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях, например, в вашей семье? (Родители заботятся о детях, об их здоровье, образовании, прислушиваются к мнению друг друга-«семейный совет», защищают и помогают младшим в своей семье)

- Действительно, в каждой семье старшие заботятся о младших: ваши родители берегут ваше здоровье, достоинство, честь, покупают одежду. Заботятся о вашем нравственном развитии: проводят семейные праздники, водят вас в кино, цирк, вы многие посещаете музыкальную школу, художественную, спортивную школу.

Вывод: на Руси старшее поколение проявляет заботу о подрастающем поколении. Это одна из важнейших духовных традиций нашего общества

слайд № 19

«Минутка ЭРУДИЦИИ» (рассказывает учитель)

- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях! У русских, как любого и народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы. Была у древних русичей традиция празднования  Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.


8. Итог урока:

 

Вопрос к классу:

-  С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? 

слайд № 20

9. Домашнее задание:

По выбору учащихся:

  1. Нарисуйте образ Родины (для выставки рисунков)
  2. Приготовьте устный рассказ о своих семейных традициях. Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
  3. Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для своей Родины?»

слайд № 21

 - Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Искусство в религиозной культуре" Буддизм

Буддизм, ступа, пагода, священные барабаны, мантра, типитака, мандала....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

ОРКСЭ Искусство в религиозной культуре 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Искусство в религиозной культуре"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс

Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...