Урок по ОРКСЭ 4 класс Модуль "Основы религиозных культур". Тема "Введение. Моя Родина-Россия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: формирование готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, социокультурной идентичности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse_4_kl.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 г. ТЮМЕНИ»
Курс «Основы мировых религиозных культур
и светской этики»
Конспект урока по теме
«Введение. Моя Родина – Россия.
Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества»
Разработала:
Лищенко Венера Таштимировна
учитель начальных классов
1 квалификационная категории
2013
Цель урока: формирование готовности обучающихся к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, социокультурной идентичности.
Задачи урока:
- Теоретическая: раскрыть понятия: поколение, духовно-нравственные ценности и традиции, их значение в жизни каждого человека, семьи и общества;
- Мировоззренческая: формировать первоначальные представления о России как части мира и Родине для всех народов нашей страны; о человеке как представителе своей страны, народа, определенной культуры;
- Воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, понимание значения нравственности для каждого человека;
- Развивающая: развитие коммуникативной компетенции: высказывать предположения, делать выводы, развивать монологическую речь, логическое мышление, познавательные способности.
Виды учебной деятельности обучающихся на уроке:
беседа, работа с понятиями, работа с иллюстративным материалом, групповая
работа, самостоятельная работа в парах, творческая работа.
Ключевые слова и понятия:
Поколение, Родина, Отечество, Россия, род, семья, культура, религия,
духовность, традиции, ценности, нравственность.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация по теме
- Карта мира
- Рабочие листы (пословицы)
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся слайд №1
- Вводное слово учителя:
Я хочу начать урок с цитаты С.Н. Булгакова
слайд №2
«Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством,
отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом…»
- Ребята, вы приступаете к изучению нового предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Знакомство с содержанием религиозного учения позволяет глубже понимать культуру того народа, который её исповедует.
Знание основ религиозных культур является важным в жизни всех народов проживающих на Земле. В процессе своего развития у различных народов сформировались различные религии, о которых мы будем говорить на этих уроках.
Вопрос к классу:
- Предположите с какой целью вы будете изучать основы религий? (Подвести к выводу, что мы живём в многонациональной стране, где граждане исповедуют разные религии. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне, должны знакомиться с культурой народов, проживающих на территории России).
- Раскрытие понятия «ПОКОЛЕНИЕ», роль поколений в развитии человечества.
слайд № 3
- История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось
примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
слайд № 4
Вопрос к классу:
- Как вы понимаете, что такое поколение? (После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения).
- Мы приходим к выводу, что поколение - группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
Вопрос к классу:
- Сколько поколений живы в вашей семье? (Разбирается понятие роли и значения поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом)
слайд № 5
Ты и твое поколение – младшее поколение
Твои родители – старшее поколение
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
Вопрос к классу:
- Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут? (ответы о деятельности старшего поколения и её мотивации)
- Учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»
Вывод: «Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства: язык, территорию, накопили богатые знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: построили красивейшие города, сохранили для нас природу, оставили в наследие произведения искусства…»
Вопрос к классу:
- Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?» (следующему поколению)
- Скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?» (мы так же должны передать все наследие нашим потомкам)
слайды № 6,7, 8
Вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению. В этом заключается суть исторического развития.
- Раскрытие понятий: «ОТЕЧЕСТВО» и «РОДИНА».
слайды № 9, 10
- Обратите внимание на следующий слайд.
«Отечество» потому, что:
- Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
- Здесь они учились, работали
- Они защищали землю , сохраняя её для нас
- Мы и наши дети будут здесь жить и работать
«Родина» потому что мы родились и живем здесь. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежим и мы с вами, и наши предки, проходит в России.
слайд № 11
Работа по карте:
- Покажите на карте мира территорию, которую занимает Россия.
- Природа России разнообразна и сказочно богата. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. В нашем классе обучаются ребята 5 национальностей! Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России! Например, ненцы-коренные народы Севера привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор, калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край.
- Самостоятельная работа в парах:
- Поработайте в паре, попробуйте соединить части пословицы.
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
слайд № 12 (проверка)
- Работа в малых группах («четверках»):
- Разберите по составу слово «Родина».
- Подберите однокоренные слова.
слайд № 13 (проверка)
слайд № 14
(Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родиться – значить появиться на свет потомству.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода)
Вопрос к классу:
- Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»? (Предположительные ответы:
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Наша Родина – это природа: леса, поля, моря и реки.
Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
Родина – это наш край, город, поселок.
Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа.
Родина - это место, по которому люди скучают, находясь в
далеком краю.
Семья, дом – частица Родины и т.д.)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о Родине:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Вывод: наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Но все же, главное богатство нашей необъятной Родины-это ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ!
- Раскрытие понятия «ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ», их роли в семье, обществе «ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ».
- Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.
слайд № 15
Тради́ция (от лат. tradere, что значит, передавать) - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Вопрос к классу:
- Ребята, как вы думаете, а что такое ценность? (Дети высказывают свои мнения. подвести их к правильной формулировке термина)
Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
Вопрос к классу:
- Являются ли для нас традиции ценностью? (Дая, потому что они сохраняются передаются из поколения в поколение)
слайд № 16
Вопрос к классу:
- Что же означает термин «духовные традиции»? (Подвести к выводу, что Духовные традиции позволяют нам различать добро и зло, учат быть справедливыми, учат нас красоте, учат ИСТИНЕ)
Вопрос к классу:
- Как вы понимаете слово «духовный»?
Вывод: от слова «дух», «душа»: духовный – значит, внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.
слайда № 17
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным? (Уважает родителей, свою Родину, бережет природу своей страны, уважает традиции другого народа и т. д.)
- Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей? (честный, добрый, справедливый, уважает чувства и традиции других людей)
слайд № 18
Вопрос к классу:
- Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях, например, в вашей семье? (Родители заботятся о детях, об их здоровье, образовании, прислушиваются к мнению друг друга-«семейный совет», защищают и помогают младшим в своей семье)
- Действительно, в каждой семье старшие заботятся о младших: ваши родители берегут ваше здоровье, достоинство, честь, покупают одежду. Заботятся о вашем нравственном развитии: проводят семейные праздники, водят вас в кино, цирк, вы многие посещаете музыкальную школу, художественную, спортивную школу.
Вывод: на Руси старшее поколение проявляет заботу о подрастающем поколении. Это одна из важнейших духовных традиций нашего общества
слайд № 19
«Минутка ЭРУДИЦИИ» (рассказывает учитель)
- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях! У русских, как любого и народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы. Была у древних русичей традиция празднования Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.
8. Итог урока:
Вопрос к классу:
- С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?
слайд № 20
9. Домашнее задание:
По выбору учащихся:
- Нарисуйте образ Родины (для выставки рисунков)
- Приготовьте устный рассказ о своих семейных традициях. Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для своей Родины?»
слайд № 21
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Искусство в религиозной культуре" Буддизм
Буддизм, ступа, пагода, священные барабаны, мантра, типитака, мандала....
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...
Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...
ОРКСЭ Искусство в религиозной культуре 4 класс
Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Искусство в религиозной культуре"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс
Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...