Технологическая карта урока "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.52 КБ |
zolotoe_pravilo_nravstvennosti.zip | 245.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предметная область: ОРКСЭ (модуль ОСЭ)
Класс: 4
Тема урока: Золотое правило нравственности.
Цель: Формирование образовательных компетенций у учащихся 4 класса в предметной области «ОРКСЭ» (модуль ОСЭ) по теме «Золотое правило нравственности».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-Сформировать представление о золотом правиле нравственности, как условие оценивания собственного поведения, как необходимом условии выстраивании межличностных отношений
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать, делать выводы);
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-формировать умение работать в группе;
-формировать начальные формы рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-освоение знаний по теме: «Золотое правило нравственности»
Ключевые вопросы для детей:
-Почему появилось золотое правило нравственности?
-Как формулируется золотое правило нравственности?
-Как применять золотое правило нравственности?
План взаимодействия педагога и учителя.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 2 3 4 | ВЫЗОВ Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми. Осмысление содержания Использует приём чтения с остановками) РЕФЛЕКСИЯ Подведение итогов урока. Домашнее задание. | 1.Читает рассказ (Приложение №1)Л.Н.Толстого «Камень». Учитель не дочитывает последнее предложение. 2.Задаёт вопросы: -Как вы думаете, как заканчивается эта история? - Как бы вы поступили на месте этого человека? Учитель: «Человеку очень часто приходится решать как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Человечество всегда искало и продолжает искать правило выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является золотое правило нравственности». -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Как вы думаете, что мы сегодня узнаем? -Чему будем учиться? (слайд №1 и2) - Что такое нравственность? -Вспомните и назовите те правила, которые вы уже знаете. -Объясните, как вы понимаете, почему правило названо золотым? -Знаете ли вы это правило? -Узнать насколько мы правы нам поможет сказка «Полезное колдовство». (Приложение №2) Первая остановка.
Вторая остановка.
Третья остановка.
Многие люди размышляли над тем, как надо поступать в той или иной ситуации. Организует просмотр слайдов Слайды №3.4,5 -Чему учат эти высказывания? -Что говорится в золотом правиле нравственности? Слайд №6 Организует работу в группах Как применять это правило в жизни? Слайды №8,9,10 Возвращает учащихся к рассказу Толстого «Камень» Читает рассказ и не дочитывает последнее предложение. -Как бы ты закончил рассказ? Учитель дочитывает текст до конца. Выдаёт листы самооценки. Я
ВСПОМНИЛ УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ Организует диалог по самооценке. Обращается к теме урока, целям и задачам. Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее самостоятельное получение знаний. Даёт домашнее задание. Слайд №12 | Слушают чтение учителя. Строят предположения о том, как заканчивается рассказ. Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем. Ученики вспоминают, что им известно Читают текст по частям, отвечают на вопросы учителя. Просматривают слайды, обсуждают ответы, участвуют в диалоге. Работают в группах Читают учебник (стр.43), находят ответ на этот вопрос. Обмениваются мнениями друг с другом, объясняют свою точку зрения Заполняют листы самооценки. Вступают в диалог с учителем. Выбирают по желанию домашнее задание. | Коммуникативные и регулятивные ууд Познавательные, коммуникативные ууд. Познавательные, коммуникативные ууд. Личностные, регулятивные, коммуникативные ууд Коммуникативные, регулятивные, личностные ууд |
Приложение №1 Л.Н.Толстого «Камень»
«Один бедный пришел к богатому и стал просить милостыню. Богатый не дал ничего и сказал: «Поди вон!» Но бедный не уходил. Тогда богатый рассердился, поднял камень и бросил им в бедного. Бедный поднял камень, положил за пазуху и сказал: «До тех пор буду носить этот камень, пока не придется и мне бросить в него». И пришло это время. Богатый сделал дурное дело; у него отняли всё, что у него было, и повезли в тюрьму. Когда его везли в тюрьму, бедный подошел к нему, вынул из-за пазухи камень и….» («…замахнулся; потом пораздумался, бросил камень наземь и сказал: «Напрасно я так долго носил этот камень: когда он был богат и силен, я боялся его; а теперь мне жаль его»)
Приложение № 2 « Полезное колдовство»
1 часть
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел.
2 часть.
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломилась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.
Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.
– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.
– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.
– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.
– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.
Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.
Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.
3 часть.
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел , а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.
А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.
Приложение №3
Слайд № 3
Будда: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Конфуций: «Только добро ведёт к счастью».
Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе»
Моисей: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Слайд №4 -Тот, кто собирается взять заостренную палочку и проткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Слайд №5
Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.
Слайд № 6
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
Слайды №8,9,10
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»
Слайд №12
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
Подумай, что могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Подписи к слайдам:
Вы узнаете
Почему появилось золотое правило нравственности.Как формулируется золотое правило нравственности.Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Будда: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Конфуций: «Только добро ведёт к счастью». Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе» Моисей: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и проткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно. Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно:«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.
Золотое правило нравственности
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
Как применять золотое правило в жизни?
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»
Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. Джами
Домашнее задание
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.Подумай, что могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Найти в художественных произведениях отражение темы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
технологическая карта урока "Правила вежливости"
Материал соответствует требованиям ФГОС. Урок провится во 2 классе, УМК "Школа России"...
Технологическая карта "ПДД - правила дорожного занятия" (2 класс)
Клубный кружок "ПДД - правила дорожного движения"...
Технологическая карта урока «Золотое правило нравственности»
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе по ОС "2100" на тему "Золотое правило нравственности"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...