Урок ОРКСЭ "Этика и этикет"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ягуткина Оксана Викторовна

Материал представляет собой план-конспект урока по теме6 "Этика и этике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ОРКСЭ Этика и этикет29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «ЭТИКА И ЭТИКЕТ»

Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Личностные

Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений

Регулятивные

Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).

Познавательные

Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.

I . ОРГ. МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Разгадайте ребусы Родина Патриот Столица

- Что общего в словах: РОДИНА, НАРОД, РОДИТЕЛИ, РОДНЯ?

- Что такое Родина?

- Какая бывает Родина?

- Кто такой патриот?

III. Мотивация. Постановка темы урока.

- Послушайте отрывки из стихотворения Григория Остера «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ» .

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.


Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
. Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! pуки вверх!"…

-  Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (ответы)

-  Сегодня на уроке мы поговорим о правилах и нормах поведения.

- Кто знает, как называются эти правила и нормы?

IV. Работа по теме урока

- С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил поведения.

- Итак, тема  нашего урока «Этика и этикет»

- Как вы понимаете, что такое ЭТИКА и что такое  ЭТИКЕТ? Выскажите свое мнение.

- Давайте обратимся к словарю и выясним значения данных слов.

ЭТИКА –  в переводе с греческого означает «нрав», «обычай». Этика изучает мораль – систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.

- Каждый человек знает, что такое хорошо и что такое плохо. Вот такие жизненные установки, нормы поведения  и исследует этика. Это учение объясняет, что такое добро и зло, как надо правильно поступать с незнакомыми и близкими людьми, на улице, в школе и дома. Этика регулирует отношения между людьми, подсказывает,  как надо жить радостно, «без печали». Этика помогает оценить хорошие и плохие поступки человека, сформировать такие качества личности,  как доброта, любовь, забота о  самых родных и близких людях.

- О том, как правильно вести себя в гостях, за столом, в театре и на концерте, вам расскажет ЭТИКЕТ.

ЭТИКЕТ- установленный, принятый порядок поведения.

 Что такое этикет?

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

- Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было доброе отношение к людям. 900 лет назад появились правила посвящения в рыцари, участие в рыцарском турнире, служения даме сердца. В переводе с немецкого рыцарь означает всадник.

- В переносном значении рыцарь-благородный, воспитанный человек. Рыцарь должен уметь фехтовать, ездить верхом, владеть копьём, плавать, играть в шашки и путь стихи даме сердца. Этикет прежде всего определяет удобства человека. Так, 200-300 лет назад мужчины носили на левом боку оружие-саблю, шашку, шпагу или кинжал, поэтому женщина должна была идти справа. Обычай остался.

Само понятие "этикет" настолько древнее, что непросто найти и установить время его появления. 

Но, если верить историческим фактам, то слово «этикет» впервые появилось во Франции в XVII веке при дворе Людовика XIV .

Дело было так: однажды на одном придворном приеме гостям раздали карточки "этикетки", на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран, в том числе и в русский язык. 

В России этикет сначала использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться​ первые пособия по этикету. 

Первая книга по этикету появилась в допетровской России и называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни - как играть свадьбы, воспитывать детей, вести себя в гостях и вообще как следует жить.  А собственно этикет пришел в нашу страну вместе с правлением Петра I. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. И вот в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Главное правило вежливости

У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.

Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.

И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.

На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!

Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.

Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.

Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
«ТЫ» к ВАМ...

Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ...
Поскольку их много на свете,
УВЫ!

- Этикет рассматривает МАНЕРЫ поведения человека.

МАНЕРЫ  — способ держать себя, внешние формы поведения.

- Под манерами понимают способ держать себя, обращение с другими людьми, употребляемые выражения, тон и интонация голоса, походка человека. Некрасиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. И, наоборот, приятно смотреть на человека с прямой и свободной походкой.

- К хорошим манерам всегда причисляли скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично относиться к другим людям. Хорошие манеры привлекают внимание и располагают окружающих. Они начинают тебе симпатизировать.

- В обществе всегда осуждались плохие манеры. К ним относят привычку слишком громко разговаривать и спорить, грубость в разговоре и неряшливость в одежде, проявление недоброжелательности к окружающим, сквернословие, бестактность, употребление унизительных прозвищ.

Проявление хороших манер диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважения к ним. Некоторые манеры основываются на требованиях гигиены, например, при входе в помещение надо вытирать обувь, а у японцев принято снимать ботинки. При чихании и кашле принято закрывать рот платком, нельзя садиться за стол непричесанным., с грязными руками.

- Манеры связаны с заботой о более слабом и беззащитном, например, о женщине. Так, поднимаясь по лестнице, мужчина идет позади женщины на одну – две ступеньки, чтобы в нужный момент , в случае, если она оступиться,  поддержать ее.  Спускаясь по лестнице, по той же причине, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины.  

Случай на лестнице

На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.

Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.

И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.

– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз...

Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:

– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!

Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.

- Почему маркиз уехал с бала с позором?

- Помните, что соблюдая правила этикета и благородных манер, каждый из нас показывает свою воспитанность!

- Давайте рассмотрим ситуации из школьной жизни.

1.Витя готовит доску к занятиям. В класс входит учительница. Её руки заняты книгами и тетрадками. Как должен поступить Витя? (Он должен был помочь учительнице – взять у неё книги и тетради)

2. Навстречу Маше по коридору шла её учительница Евгения Ивановна с учительницей из другого класса. Как должна поздороваться Маша? (Поздороваться с обеими учительницами)

Вопросы для размышления

1. Почему, входя в помещение и выходя из помещения  нужно придерживать дверь рукой?

2. Почему нельзя есть мороженое или пирожное в общественном транспорте?

V. Рефлексия

- Что такое этика?

- Что такое этикет? Зачем он нужен людям?

- Что вам известно о происхождении слова этикет?

- Что такое манеры?

- Как ты понимаешь слова китайского мыслителя Конфуция: «Все добродетели имеют своим источником этикет»?

- Какие правила хорошего поведения вы знаете?

- А закончить наш урок я хочу словами писателя, философа и мыслителя Иоганна Гёте: 

 “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”.

(И.Гёте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Учимся договариваться"- комбинированные уроки риторики и этикета

Уроки риторики и этикета в начальной школе. 1-4 класс. Планирование.цели и задачи преподавания.Логика построения материала.Структура уроков....

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Конспект урока по теме "Этикет"

ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"...

Конспект урока по теме «Этикет»

Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...