Урок ОРКСЭ "Этика и этикет"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Материал представляет собой план-конспект урока по теме6 "Этика и этике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ Этика и этикет | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «ЭТИКА И ЭТИКЕТ»
Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
Планируемые результаты
Личностные
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Регулятивные
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).
Познавательные
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.
I . ОРГ. МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Разгадайте ребусы Родина Патриот Столица
- Что общего в словах: РОДИНА, НАРОД, РОДИТЕЛИ, РОДНЯ?
- Что такое Родина?
- Какая бывает Родина?
- Кто такой патриот?
III. Мотивация. Постановка темы урока.
- Послушайте отрывки из стихотворения Григория Остера «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ» .
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
. Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! pуки вверх!"…
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (ответы)
- Сегодня на уроке мы поговорим о правилах и нормах поведения.
- Кто знает, как называются эти правила и нормы?
IV. Работа по теме урока
- С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил поведения.
- Итак, тема нашего урока «Этика и этикет»
- Как вы понимаете, что такое ЭТИКА и что такое ЭТИКЕТ? Выскажите свое мнение.
- Давайте обратимся к словарю и выясним значения данных слов.
ЭТИКА – в переводе с греческого означает «нрав», «обычай». Этика изучает мораль – систему норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.
- Каждый человек знает, что такое хорошо и что такое плохо. Вот такие жизненные установки, нормы поведения и исследует этика. Это учение объясняет, что такое добро и зло, как надо правильно поступать с незнакомыми и близкими людьми, на улице, в школе и дома. Этика регулирует отношения между людьми, подсказывает, как надо жить радостно, «без печали». Этика помогает оценить хорошие и плохие поступки человека, сформировать такие качества личности, как доброта, любовь, забота о самых родных и близких людях.
- О том, как правильно вести себя в гостях, за столом, в театре и на концерте, вам расскажет ЭТИКЕТ.
ЭТИКЕТ- установленный, принятый порядок поведения.
Что такое этикет?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
- Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было доброе отношение к людям. 900 лет назад появились правила посвящения в рыцари, участие в рыцарском турнире, служения даме сердца. В переводе с немецкого рыцарь означает всадник.
- В переносном значении рыцарь-благородный, воспитанный человек. Рыцарь должен уметь фехтовать, ездить верхом, владеть копьём, плавать, играть в шашки и путь стихи даме сердца. Этикет прежде всего определяет удобства человека. Так, 200-300 лет назад мужчины носили на левом боку оружие-саблю, шашку, шпагу или кинжал, поэтому женщина должна была идти справа. Обычай остался.
Само понятие "этикет" настолько древнее, что непросто найти и установить время его появления.
Но, если верить историческим фактам, то слово «этикет» впервые появилось во Франции в XVII веке при дворе Людовика XIV .
Дело было так: однажды на одном придворном приеме гостям раздали карточки "этикетки", на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран, в том числе и в русский язык.
В России этикет сначала использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету.
Первая книга по этикету появилась в допетровской России и называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни - как играть свадьбы, воспитывать детей, вести себя в гостях и вообще как следует жить. А собственно этикет пришел в нашу страну вместе с правлением Петра I. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. И вот в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Главное правило вежливости
У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.
Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.
И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.
На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!
Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.
Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.
Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
«ТЫ» к ВАМ...
Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ...
Поскольку их много на свете,
УВЫ!
- Этикет рассматривает МАНЕРЫ поведения человека.
МАНЕРЫ — способ держать себя, внешние формы поведения.
- Под манерами понимают способ держать себя, обращение с другими людьми, употребляемые выражения, тон и интонация голоса, походка человека. Некрасиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. И, наоборот, приятно смотреть на человека с прямой и свободной походкой.
- К хорошим манерам всегда причисляли скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично относиться к другим людям. Хорошие манеры привлекают внимание и располагают окружающих. Они начинают тебе симпатизировать.
- В обществе всегда осуждались плохие манеры. К ним относят привычку слишком громко разговаривать и спорить, грубость в разговоре и неряшливость в одежде, проявление недоброжелательности к окружающим, сквернословие, бестактность, употребление унизительных прозвищ.
Проявление хороших манер диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважения к ним. Некоторые манеры основываются на требованиях гигиены, например, при входе в помещение надо вытирать обувь, а у японцев принято снимать ботинки. При чихании и кашле принято закрывать рот платком, нельзя садиться за стол непричесанным., с грязными руками.
- Манеры связаны с заботой о более слабом и беззащитном, например, о женщине. Так, поднимаясь по лестнице, мужчина идет позади женщины на одну – две ступеньки, чтобы в нужный момент , в случае, если она оступиться, поддержать ее. Спускаясь по лестнице, по той же причине, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины.
Случай на лестнице
На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.
Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.
И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.
– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз...
Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:
– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!
Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.
- Почему маркиз уехал с бала с позором?
- Помните, что соблюдая правила этикета и благородных манер, каждый из нас показывает свою воспитанность!
- Давайте рассмотрим ситуации из школьной жизни.
1.Витя готовит доску к занятиям. В класс входит учительница. Её руки заняты книгами и тетрадками. Как должен поступить Витя? (Он должен был помочь учительнице – взять у неё книги и тетради)
2. Навстречу Маше по коридору шла её учительница Евгения Ивановна с учительницей из другого класса. Как должна поздороваться Маша? (Поздороваться с обеими учительницами)
Вопросы для размышления
1. Почему, входя в помещение и выходя из помещения нужно придерживать дверь рукой?
2. Почему нельзя есть мороженое или пирожное в общественном транспорте?
V. Рефлексия
- Что такое этика?
- Что такое этикет? Зачем он нужен людям?
- Что вам известно о происхождении слова этикет?
- Что такое манеры?
- Как ты понимаешь слова китайского мыслителя Конфуция: «Все добродетели имеют своим источником этикет»?
- Какие правила хорошего поведения вы знаете?
- А закончить наш урок я хочу словами писателя, философа и мыслителя Иоганна Гёте:
“Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”.
(И.Гёте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "Учимся договариваться"- комбинированные уроки риторики и этикета
Уроки риторики и этикета в начальной школе. 1-4 класс. Планирование.цели и задачи преподавания.Логика построения материала.Структура уроков....
Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"...
Конспект урока по теме «Этикет»
Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...