Основы мировых религиозных культур - рабочая программа для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс)
В основу программы были заложены методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ, тематического планирования модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» авторов: Аристархова Е.В., Гаврилова Г.Н., Юнг Е.Л. – методистов Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mirovye_kultury.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 п.Козыревск»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ А.А. Шадрина Протокол №1 от «31» августа 2021г | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ СШ№ 6 ______________ ФИО «___»__________2021 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 6 ____________ ФИО «___» ____________ 2021 г Приказ № _____ от _____ 2021г |
Рабочая программа
Шадриной Анны Александровны,
учителя начальных классов
предмет «Основы мировых религиозных культур»
для учащихся 4 класса
Камчатский край
п.Козыревск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г №373
- Письмо МинОбрНауки РФ № МД-883/03 от 08.07.11 г. "О направлении методических материалов по курсу ОРКСЭ"
- Распоряжение Правительства РФ № 84-р от 28.01.12 г. "План мероприятий по введению во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений - ОРКСЭ"
В основу программы были заложены методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ, тематического планирования модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» авторов: Аристархова Е.В., Гаврилова Г.Н., Юнг Е.Л. – методистов Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя модули:
1. Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики.
Главными целями данного предмета являются опыт ценностных отношений и творческий опыт. Курс призван решать следующие задачи:
нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства, укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.
Все модули носят светский, культурологический характер, направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание из значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и нравственность - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых ценностей: 1) Отечество 2) семья 3) культурные традиции. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела. Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса: Россия – наша Родина.
Программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании традиций многонационального народа России. Этот курс носит комплексный характер, так как включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Основы религиозных культур и светской этике.
Основные задачи: Знакомство обучающихся с основами светской этики. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважении и диалога во имя общественного мира и согласия.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Общая характериcтика учебного курcа
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение модуля «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Данный модуль позволяет обучающимся познакомиться с основами мировых религиозных культур: православием, исламом и буддизмом. Кроме культурно-исторических сведений, данный модуль, делает упор на морально-нравственные аспекты мировых религий; рассматривая их значения в формировании нравственной основы человека, вне зависимости от религиозной принадлежности или её отсутствия.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создает условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
Рекомендации к домашним заданиям:
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
- Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно будет замечена, одобрена, продемонстрирована классу.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, в год 34 часа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Россия – наша Родина | 1 | |
2, 3 | Культура и религия. | 2 | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования. | 1 | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | |
6,7 | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 2 | |
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 | |
9 | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | 1 | |
10 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | |
12,13 | Священные сооружения. | 2 | |
14, 15 | Искусство в религиозной культуре | 2 | |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | |
17 | Презентация творческих работ | 1 | |
18, 19 | История религий в России | 2 | |
20,21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | |
22 | Паломничества и святыни. | 1 | |
23, 24 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | 2 | |
25, 26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | 1 | |
28 | Семья, семейные ценности. | 1 | |
29 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | 1 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | |
32 | Защита проектов. «Памятники религиозной культуры» | 1 | |
33 | Защита проектов. «Герои России» | 1 | |
34 | Защита проектов. «Диалог культур» | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Возможные формы контроля и домашнее задание | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||
1 | Россия – наша Родина | Размышляют устно по вопросам: что такое культура, что такое религия, что такое моральные нормы, кто их устанавливает. Работают с картой по вопросам: Какие народы проживают на территории нашего государства, находят столицу государства, регион в котором мы живем. Смотрят видеофрагмент, после просмотра которого отвечают на вопросы: что такое символ, какие государственные символы России вы знаете? Работают с понятиями по тексту учебника. Размышляют над тезисом: дружная семья народов России. В парах работают над вопросом: что общего между внутренним миром человека и внешним миром. Анализируют стихи Александрова, Гамзатова, пословицы о Родине, приводят примеры поступков людей, любящих Родину. | Подготовить вместе с родителями рассказ о ваших семейных традициях. Тест. | 02.09 | |
2 | Культура и религия. | Беседа на тему: что такое религия. Комментированное чтение текста учебника. Объясняют и высказывают свое мнение о том, что объединяет самые различные религии. Работают с иллюстративным материалом: Ритуал (стр. 6). Самостоятельно работают над схемой: мировые религии и национальные. Выполняют творческую работу в группах «Религия это…» | Подготовить вместе с родителями рассказ о культах предков. Тест, таблица. Тренажер. | 09.09 | |
3 | Культура и религия. | Беседа на тему: что такое культура. Какого человека можно считать культурным. Комментированное чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Объясняют и высказывают свое мнение о том, что каким набором качеств должен обладать культурный человек. Работают с иллюстративным материалом: презентация учителя. Самостоятельно работают над схемой: виды культуры. Выполняют творческую работу в группах «Храм это…» | - Ответь на вопросы на странице 7; - Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют. | 16.09 | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования. | Беседа: вспомните, какие мифы вам известны? Комментированное чтение «Олимп». Работа с различными источниками над вопросом: что такое иудаизм? Работа в группах: заполнение таблицы. | Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах, Индийских богах (на выбор). Ответить на вопрос: почему все древние народы были язычниками. | 23.09 | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Работа в группах с источниками. Ответы фиксируются в тетради. Родоначальник религии. Как и почему он проповедовал новую религию. Как называется религия. Как называются последователи? Работа с иллюстрациями: почему последователи так стремятся за своим учителем? | Рассказать родителям о возникновении новых религий. Выяснить их мнение о чертах сходства и различия. | 30.09 | |
6 | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Беседа по вопросам: для чего нужна книга? В чем суть в форме или содержании? Что означает слово священный? Работа с материалами электронного приложения. Работа в парах с текстом восточной притчи о священных книгах. Самостоятельное чтение текста учебника и составление конспекта. | Обсудите роль священных книг в жизни человека. | 07.10 | |
7 | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран, Типитака | Работа с иллюстрациями: как выглядят священные книги. Работа с электронным приложением. Составление рассказа-презентации: о чем эта книга. Порекомендуйте ее почитать. Объясните зачем это нужно сделать. | Проектная работа «Священные книги» | 14.10 | |
8 | Хранители предания в религиях мира | Работа в парах со словом хранитель. Объяснение понятия. Просмотр видеоролика. Работа над понятиями: Жрец. Раввин. Священник. Имам. Лама. Чтение текста учебника и выделение главного. Сравнение полученной информации в группе. Работа с иллюстрациями: дать устное описание священнослужителя по элементам одежды. Продолжение заполнения таблицы. | Подготовьте рассказ: духовенство. | 21.10 | |
9 | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Работа в парах: продолжи предложение «Добро – это…», «Добрый человек – это…», «Зло это- …», «Злой человек – это…» Вспомните поговорки о добре и зле. Работа с иллюстрациями сказок: добрый герой и злой. Работа со стихотворение Акуловой. Работа с текстом «Миф о Пандоре» Объяснение в парах смысла высказывания и своего отношения к нему. | Подготовить презентацию: Два мира – добро и зло» | 28.10 | |
10 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Работа со словами: грех и грехопадение. Комментированное чтение текста учебника на страницах 25-27. Вспомните поговорки о добре и зле. Работа с иллюстрациями сказок: добрый герой и злой. Работа со стихотворение Акуловой. Заполнение таблицы по самоконтролю. | Рекламный ролик: «Творите добро» | 11.11 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира | Самостоятельная работа: продолжи предложение «Молитва – это…» Просмотр видеоролика. Беседа по увиденному: о чем просит человек. Как он это делает. Какие чувства у вас вызывает его молитва? Работа с источниками: тесты молитв разных религий. Обмен информацией в группах. Обсуждение: в чем суть общения человека с Богом? Работа с иллюстрациями на странице 28-29. | Подготовь рассказ: человек в (по выбору) вере. | 18.11 | |
12 | Священные сооружения. | Просмотр видеоролика. Чем отличаются эти сооружения от привычных для нас? Что их объединяет? В чем вы увидели главное различие? Беседа по теме: священные сооружения. Выполнение тестового задания по тренажеру. Комментированное чтение на странице 31-32. | Подготовьте презентацию: священные сооружения. | 25.11 | |
13 | Священные сооружения. | Комментированное чтение на странице 32-33. Просмотр видеоролика с последующим обсуждением: какие особенности вы можете назвать? Что вам показалось интересным? Похожи ли они на священные сооружения других религий? Работа в группах с электронным приложением. Задание в парах: напиши описание. | Какие сооружения есть в нашем городе? Составьте рассказ с родителями о священном сооружении, в котором вам посчастливилось побывать. | 02.12 | |
14 | Искусство в религиозной культуре | Задания: продолжи цепочку слов. Продолжи предложение. Составьте синквейн. Угадайте слово по лексическому толкованию. Работа с различными источниками над понятием: искусство. Объяснение в парах этого понятия. Работа с афоризмами про искусство. Высказывание своего отношения. Комментированное чтение статьи учебника на странице 35-36 | Составить план ответа: «Искусство в религиозной культуре (по выбору)» | 09.12 | |
15 | Искусство в религиозной культуре | Обсуждение домашнего задания в парах. Самооценка. Игра в группах «Верю – не верю» Комментированное чтение статьи страница 36. Работа с иллюстрациями. Беседа: почему, как вы думаете, традиции религиозного искусства так различны? Работа в парах с афоризмами. Работа в группах с афоризмами. | Сочинение «Мои впечатления» | 16.12 | |
16 | Творческие работы учащихся | 23.12 | |||
17 | Презентация творческих работ | 13.01 |
II полугодие
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Возможные формы контроля | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||
1 | История религий в России | Беседа о роли религий, комментированное чтение «От Руси до России» Гумелева, устный рассказ на тему «Выбор веры», работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. | Подготовь ответ на тему: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил» Лист самоконтроля Предварительный контроль в форме беседы Самооценка учащихся | 20.01 | |
2 | История религий в России | Беседа на тему «Роль религии в жизни человека», комментированное чтение «Принятие христианства», устный рассказ на тему «История религий России», работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций | Лист самоконтроля Предварительный контроль в форме беседы Самооценка учащихся | 27.01 | |
3 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Беседа на тему «Обычаи и традиции», комментированное чтение «Возникновение обрядов», устный рассказ на тему «Обряды разных религий», работа с толковым словарем: иконы, фреска, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций | Подготовь рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале (на основе рассказов старших или дополнительного материала). Самооценка учащихся | 03.02 | |
4 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Беседа на тему «Христианские таинства», комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Расскажите об обрядах иудаизма, ислама, буддизма (на выбор). Составьте план ответа. Самооценка учащихся | 10.02 | |
5 | Паломничества и святыни. | Беседа по теме урока: какие слова для вас непонятны?, работа с толковым словарем, комментированное чтение «история паломничества», работа с картой, устный рассказ на тему по итогам самостоятельной работы в группах с источниками информации. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций | Контроль над выполнением домашнего задания: работа с фотографиями Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Самооценка учащихся | 17.02 | |
6 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | Беседа: какие религиозные праздники вы можете назвать? Просмотр видеофрагмента. Названия, каких праздников совпадают? Комментированное чтение, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. | Подготовьте вместе с родителями рассказ об одном из праздников. Самооценка учащихся | 24.02 | |
7 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | Работа с иллюстративным материалом. Беседа: о каких праздниках вы узнали? Какие из них можно назвать календарными? Работа с электронным приложением. | Подготовьте вместе с родителями рассказ о том, какой смысл несут праздники традиционных религий России Самооценка учащихся | 03.03 | |
8 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Беседа: что такое мораль? Как вы думаете, как она возникла? Как соотносятся понятия мораль и религия? Работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации и составление сравнительной таблицы, решение кроссворда «Религия и мораль» | Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Самооценка учащихся | 10.03 | |
9 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Работа с текстом учебника и выполнение задания: важные слова и моя оценка их значения. Беседа: нравственные нормы в разных религиях, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. | Что общего в нравственных ценностях разных религий. Самооценка учащихся | 17.03 | |
10 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | Беседа по «Притче о добром самарянине» , комментированное чтение «Ислам о милосердии к животным», устный рассказ на тему: почему нужно быть милосердным, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. | Таблица «Милосердие в разных религгиях» Самооценка учащихся | 07.04 | |
11 | Семья, семейные ценности. | Беседа: как вы понимаете слова род и семья?, комментированное чтение: урок 28 электронное приложение, устный рассказ на тему: какой должна быть семья? | Родовое дерево и родовой герб. Обсуждение выполнения домашнего задания. Самооценка учащихся | 14.04 | |
12 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Беседа: что значит быть ответственным человеком? За что может и должен отвечать человек?, работа в группах над пословицами и поговорками, работа с толковым словарем, самостоятельная работа с источниками информации. | Обсуждение кроссворда составленного с родителями по теме урока. Самооценка учащихся | 21.04 | |
13 | Любовь и уважение к Отечеству. | Виртуальная экскурсия. Беседа по теме: патриотизм. | Самооценка учащихся | 28.04 | |
14 | Подготовка творческих проектов. | 05.05 | |||
15 | Защита проектов. «Памятники религиозной культуры» | 12.05 | |||
16 | Защита проектов. «Герои России» | 19.05 | |||
17 | Защита проектов. «Диалог культур» | 26.05 |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Основы мировых религиозных культур» будут использованы следующие средства материально-технического обеспечения:
1. Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., классная доска для оформления письменного и иллюстративного материала к уроку.
2. Технические средства обучения. Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, аудио-колонки. Экранно-звуковые пособия. Электронное пособие по модулю «Основы мировых религиозных культур»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
3. Библиотечный фонд. Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение программы (программа, учебные пособия для учащихся), нормативные документы, научно-популярная литература, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература, художественные альбомы. Печатные пособия. Картины, иллюстрации, карты.
Литература
1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ
2. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г.
3. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
4. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
5. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
- о мировых религиях;
- об основателях религий мира,
- о священных книгах религий мира;
- о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
- об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
- названия мировых религий,
- имена основателей религий мира,
- названия основных праздников религий мира,
- особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...
Презентация по ОРК и СЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Католицизм". 4 класс.
Презентация по ОРКиСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Автор учебника Амиров Р.Б., Воскресенский О.В. и др. В презентациии рассматриваются особенности католической культуры....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" 4-5 класс...
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРКСЭ Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» для 1-4 классов (ФГОС)
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРКСЭ Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» для 1-4 классов(ФГОС)...
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...