Разработка урока ОПК в 4 классе по теме "Икона"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочий лист к уроку и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_tema_ikona.doc | 206 КБ |
prilozhenie_2.doc | 1.4 МБ |
prilozhenie_1.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №15
Общая часть | ||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||
Тема урока | Икона | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
сформировать представление о том, что такое православная икона, особенностях изображения, её значении в жизни христианина; мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы. | П.- актуализировать имеющиеся знания и представления; содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы. Р. - развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. К. - развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; работать в группе. | содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока; воспитывать духовно-ценностное отношение к иконе; содействовать формированию духовно-нравственных качеств. | ||||
Цель урока | создать условия для формирования представления о православных иконах. | |||||
Тип урока | урок открытия нового знания | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | икона, иконопись, иконописцы, лик, образа, оклад, темпера | |||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, компьютер, мультимедийная презентация (приложение 1); учебник; рабочий лист (приложение2); учебник «Основы православной культуры» 4 класс Изд.»Просвещение» 2019г | |||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Рассказ «Встань и подними!» из православного сборника «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией»; стихотворения «Мама» Т. Шорохова и «Иконка» И.А. Бунина; изображения икон «Иисус Христос. Господь Вседержитель», «Владимирская Богоматерь», «Николая Чудотворца». (1. Русская духовная поэзия. Иван Алексеевич Бунин. https://ivlevadv.wixsite.com/poetry-of-nature/chrpoetry 2. Православная литература. Библиотека художественных книг. Сборник прозы «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией» https://azbyka.ru/fiction/prosite-i-dano-budet-vam-nepridumannye-rasskazy-o-chudesnoj-pomoshhi-bozhiej/ 3 Сайт прихода во имя свв. Косьмы и Дамиана при ОКБ 1. Стихи для детей. Светлый праздник. Татьяна Шорохова http://parishioners.ucoz.ru/publ/detskaja_stranichka/literaturnaja_stranichka/shorokhova_tatjana/42-1-0-754 4. Яндекс.Картинки. Православные иконы https://yandex.ru/images/search? ) | |||||
Организационная структура урока | ||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | ||||||
Формы, методы, приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Фронтальная. Словесный. Беседа. Наглядный. Просмотр презентации. | Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу тепло своей души. Замечательно, а теперь присаживайтесь и внимательно послушайте меня Читаю стихотворение (слайд 2) Мама снова от забот К вечеру устанет, Свечку тонкую зажжёт, На колени встанет. Рядом с нею стану я Богу помолиться – И молитовка моя Тихо затеплится. Богородица на нас Милостиво глянет – И на сердце в тот же час Так спокойно станет.
Его написала Татьяна Шорохова. Думаю, после последних его строк И на сердце в тот же час Так спокойно станет. вам тоже наверняка стало спокойно.
Думаю, что теперь нам можно начать урок.
Замечательно, давайте приступим. Помогать нам на уроке будет Рабочий лист (РЛ) он лежит у вас на столах. | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Готовят РЛ для работы | ||||
| ||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа. Наглядный. Демонстация Фронтальная. Словесный. Приём «Опережающие вопросы» | Давайте, вновь обратимся к стихотворению. Посмотрите внимательно ещё раз на его строки в ваших РЛ к нашему уроку.
Богородица на нас Милостиво глянет….
Совершенно верно. Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа. Вот она перед вами (вывешиваю изображение иконы с Богоматерью).
Правильно перед иконой, на которой изображена Богородица.
Тема урока – «Икона». Я сейчас буду вам задавать вопросы, а вы попробуйте дать на них ответы.
| Слушают, обращаются к РЛ Отвечают на вопрос Наблюдают, рассматривают изображение Отвечают на вопрос Формулируют тему, записывают её в РЛ. Отвечают на вопросы, фиксируют затруднения в ответах | ||||
3. Постановка учебной задачи | ||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа Наглядный. Просмотр презентации. | Хорошо, думаю, что к концу урока вы их получите, но для этого нам нужно сформулировать задачи урока, давайте обратимся к вопросам, которые я вам только что задавала и попробуем их сформулировать. (слайд 3) Карточки с новыми понятиями вывешиваю на доску Давайте подведём итог сказанному и сформулируем совместно цель – узнать о том, что такое православная икона, особенностях изображения, её значении в жизни христианина, понять взаимосвязь иконы и молитвы.
Прежде чем мы начнём искать ответы на поставленные вопросы, прошу обратить внимание на ваши РЛ. В них мы будем искать недостающую информацию, давать ответы на поставленные вопросы. | Определяют место затруднения – новые понятия (икона, лик, оклад, темпера, иконопись, образа – слова вывешиваются на доску). Формулируют задачи урока по вопросам, поставленным учителем Обращают внимание на содержание РЛ | ||||
4. Построение проекта выхода из затруднения | ||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа Наглядный. Просмотр презентации. Индивидуальная. Практическая работа Наглядный. Просмотр презентации. | Итак, что же такое икона? ( слайд 4 ) Издревле, церкви на Руси были деревянными, так как основным строительным материалом были деревья, лесов на Руси много. Церкви украшали расписанными деревянными досками. Их называли иконами это картины, изображающие святых и эпизоды из Библии. А «Икона» в переводе с греческого обозначает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли – «образа». А теперь, давайте обратимся к словарю и найдем в нем значение слова лик. (слайд 5) Лик - изображение лица святого на иконе.
Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер. Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад. Что же это такое и почему это делалось? (слайды 6,7) Оклад иконы — это декорирование способом накладывания металлического узора поверх рисунка. Он создавался совсем не случайно. Сияющий, переливающийся в лучах горящих свеч, он символизировал невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Каждый вид украшающих материалов имел особый смысл: золотой орнамент — духовную благодать; серебряные элементы — спасение души; дорогие камни, жемчуг, разноцветные эмали — духовное богатство. Христиане верят, что оклад — это не простая декоративная деталь на произведении искусства, а важнейший символ веры, очищения души, благодати. Все в иконе имеет свою символику. Например, золото — символизирует сияние Бога, Божественное свечение, а иконная доска символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос. Возьмите свои РЛ, найдите Задание1 , прочитайте его. Текст При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка - темпера. Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы. Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если он имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого. Эта подпись — своего рода освящение иконы, иконописец после этого уже ничего не меняет. Иконописцы это не просто художники. Настоящий иконописец не должен изображать других сюжетов кроме религиозных. Обучаться иконописи может далеко не каждый. Иконопись искусство особое — церковное. Поэтому на обучение иконописи нужно чтобы благословил священник. Иконописцы — это люди, обязательно глубоко верующие и благочестивые. Сегодня, как и много веков назад иконописи учатся с детства, понемногу постигая тайны старых мастеров. Все приёмы иконописи можно перенять только от опытного учителя — иконописца. (слайд 8) Перед вами фотографии с красками для написания иконы, на первой вы видите минеральные пигменты - это природные минералы, традиционно используемые в иконописи в качестве красок, а на второй процесс смешивания пигмента с яичным желтком. Это и есть темпера, готовая краска для иконописи. | Слушают учителя. На слайде находят информацию из словаря, зачитывают её Слушают учителя. Рассматривают и анализируют изображения икон Читают задание 1 в РЛ Читают текст, готовятся ответить на вопросы к нему Рассматривают изображения фотографий | ||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | ||||||
ЗОЖ | Колокольня Колокольня – это башня, где звонят колокола, Нас зовя от дел домашних на духовные дела. И в небо стая голубей взметается стрелой, И крыльями меня обнял Ангел-хранитель мой. | Поднимают руки вверх. Синхронно покачивают вправо влево. Выполняют маховые движения руками. Обеими руками обхватывают себя. | ||||
Фронтальная. Словесный. Беседа Групповая. Практическая работа. Фронтальная. Приём «Вопрос – ответ» Индивидуальная. Самостоятельная работа по учебнику Фронтальная. Словесный. Беседа | Раздаю тексты с рассказом А теперь, я предлагаю вам прочитать небольшой рассказ из православного сборника «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией». Он называется «Встань и подними!» Текст рассказа Моя прабабушка жила в своей усадьбе в Ярославской губернии. Она более десяти лет лежала на кровати неподвижно — у нее отнялись ноги. В углу, в изголовье, висела Владимирская икона Божией Матери, к которой она часто обращалась в молитве. Однажды она слышит стук, будто что-то упало, и слышит голос: «Встань и подними». Осмотрелась — никого нет. «Послышалось», — подумала она. И вот снова слышит слова: «Встань и подними». Напал на нее страх и удивление: «Как я встану, когда столько лет лежу неподвижно?» В третий раз слышит голос, твердый, как приказание: «Тебе говорю, встань и подними». Тут она почувствовала в себе силу, спустила ноги на пол и пошла в тот угол, из которого слышала голос. И что же она видит? Икона (без оклада, одна доска, но написана была очень хорошо — лик как живой) лежала на полу, расколотая на две части. Она в страхе наклонилась, подняла икону и стала соединять две половинки, и икона как бы срослась. Но так как она соединила половинки неточно, у Матери Божией одна сторона лица выше другой. С тех пор бабушка поправилась. Икону перенесли в церковь, и от нее стали совершаться чудеса.
Предлагаю поработать в группах Вы перед уроком сели по группам. Послушайте задание - каждой группе по тексту рассказа надо составить два вопросы и затем задать вопросы другим группам. Приступайте к работе. Если группы готовы, спикеры задают вопросы классу. Молодцы!
Откройте учебник на с. 78, найдите часть статью к уроку «Икона и молитва», прочитайте самостоятельно. Аргументируйте теперь свои ответы. (слайд 9) Ребята, любая святая икона — чудотворная, и она чудесным образом охраняет православного христианина и его дом. Но не нужно забывать, что чудо просто так не случается. Икона — это образ, благодаря которому идет обращение от человека к Богу (иконы иногда так и называют – образа). И только, если молитва была прочитана искренне, она сможет помочь, принести в семью благополучие, защитить дом. Сколько же икон должно быть в доме, и какие? Плохо или хорошо, когда образов много? Это святыня, и за неё вы несёте духовную ответственность. Святому образу нужно молиться. Нет ничего плохого в большом количестве образов в квартире, если вы каждому успеваете воздать честь. Но три иконы обязательно должны быть в доме верующего: Пресвятой Троицы, Иисуса Христа и Богородицы. (слайд 10) Всегда нужно помнить: не икона спасает нас, помогает в трудную минуту, а тот, кто на ней изображён. Иисус Христос, Божия Матерь, ангелы и святые наделяют свои образы такой благодатной силой. Сейчас подарок в виде иконы, сделанный христианину, отличный и нужный. Дарить икону - благочестивый обычай православной веры и проявление любви к ближнему. Даже первые иконы на Руси появились как дар Византии. Такой подарок как икона подходит всем - близким, друзьям, хорошим знакомым, коллегам и может являться пожертвованием в храм. Кроме того, она может связывать поколения, став семейной реликвией. | Читают текст , один ученик читает вслух Отвечают на вопрос Составляют вопросы Отвечают на вопросы спикеров Высказывают предположения Открывают учебник, читают статью. Аргументируют ответы Слушают, воспринимают информацию | ||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | Итак, ребята, как бы вы теперь ответили на вопросы, поставленные в начале урока?
| Отвечают на вопросы | ||||
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | ||||||
Индивидуальная. Практическая работа в РЛ | А сейчас вы поработаете самостоятельно, прочитайте задание 2 в РЛ. Установите соответствие определений с понятиями с помощью стрелок. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, учитель в это время вывешивает на доске определения понятий. Выполнили? А теперь сравним с тем, что на доске. Кто допустил ошибки, исправьте. Обратимся к заданию 3. Вы должны определить названия икон и вписать рядом цифры, которыми они обозначены. Проверка Молодцы. А знаете ли вы, что в православии насчитывается около 400 икон с изображением Богородицы? Много разных икон и с изображением Спасителя Иисуса Христа. Эти иконы издавна были практически в каждом доме, поэтому и много разных изображений. | Выполняют задания 2 и 3 в РЛ Сравнивают ответы с эталоном | ||||
7. Рефлексия деятельности | ||||||
Групповая. Практическая работа. Приём «Синквейн» |
Давайте подведём итог всему сказанному и услышанному сегодня. Посмотрите в свои РЛ, у нас осталось последнее задание, с помощью которого мы это сделаем. Составьте синквей в группах к слову Икона, а затем понравившийся запишите в свои РЛ. Напоминание правила составления синквейна. Групповая работа Учащиеся приступают к работе, по окончании читают и вывешивают синквейны. Запись синквейнов в РЛ.
Дома вам предстоит выполнить задание - подготовить рассказ об иконе которая есть у вас в доме (если нет о любой на выбор), прочитать материал в учебнике (с. 76-80). Закончить наш урок я хочу еще одним стихотворением. Его написал Иван Алексеевич Бунин Иконка Иконку, черную дощечку, Нашли в земле - пахали новь... Кто перед нею ставил свечку? В чьем сердце теплилась любовь? Кто осветил ее своею Молитвой нищего раба, И посох взял и вышел с нею На степь, в шумящие хлеба, И, поклоняясь ветрам знойным, Стрибожьим внукам, водрузил Над полем пыльным, беспокойным Убогий символ божьих сил? Берегите дома свои иконы, молитесь, и они вас будут оберегать! Урок закончен. | Отвечают на вопросы Составляют синквейны в группах. Представляют синквейны у доски, понравившийся записывают в РЛ. Слушают домашнее задание Слушают стихотворение |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Икона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 1 класса "День рождения класса".
Урок был проведен в первый школьный день - 1 сентября! Это был первый урок моих первоклассников.Цель урока: Развитие интереса к обучению в школе.Задачи урока:1.Вовлечение учащих...
Разработка урока для 1 класса "День рождения класса".
Разработка урока для 4 класса "День рождения класса"....
Разработка урока для 1 класса "День рождения класса".
Разработка урока для 1 класса "День рождения класса"....
Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".
Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....
План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".
План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...
Открытый урок: «Изобразительность и выразительность в музыке». ( Разработка урока в 3 классе )
урок=презентация...
Разработка урока во 2 классе Кауфман урок 7
Разработка урока во 2 классе...