Открытый урок: «Изобразительность и выразительность в музыке». ( Разработка урока в 3 классе )
презентация к уроку по музыке (3 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рим Хасанов Башкирский композитор, заслуженный деятель искусств Башкортостана, член Союза композиторов СССР с 1973 года.
С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою… Расул Гамзатов. Цветы
МИНИАТЮРА – I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы (напр. интермедия, скетч, реприза)...
полевые ; лесные; садовые ; водные . Живые цветы
В русском языке «цветок» происходит от слова «цвет» Действительно, цветки бывают всех цветов и оттенков.
Для чего нужны цветы? Для красоты, любоваться. Какую пользу приносят цветы? Цветы могут быть кормом для животных, из цветов получают лекарства…
Некоторые цветы занесены в Красную книгу.
Фиалка надрезанная. Жёлтая кувшинка. Лилия саранка (царские кудри). Колокольчик доломитовый. Ирис жёлтый (водяной, болотный) . Подснежники (галантусы)…
Физкультминутка.
Цветочки Наши алые цветочки ( Ладони соединить лодочкой перед собой.) Распускают лепесточки, (По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.) Ветерок чуть дышит, ( Подуть на руки "цветки.) Лепестки колышет. ( Подвигать пальцами вперед-назад.) Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. ( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.) Головой качают, ( Покачать ладонями вправо-влево.) Тихо засыпают. ( Положить голову на сложенные ладони.)
«Песня о волшебном цветке» Есть на свете цветок алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря. Может там, за крутым перевалом, Вспыхнет свежий, как ветра глоток, Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-па-па-пам Ля-ля-ля-ля-ля-ля Па-па-пам
Читаем вместе. Ни дня без музыки, Ни дня без песен, И жить, друзья, На свете станет интересней!
Предварительный просмотр:
Урок музыки для 3 класса «Изобразительность и выразительность в музыке».
Урок музыки в третьем классе с использованием ИКТ. На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ.
Тема урока: «Изобразительность и выразительность в музыке ».
( Разработка урока в 3 классе )
Учитель музыки
Повираева Светлана Евгеньевна ,
МОБУ СОШ с. Тирлянский
муниципального района
Белорецкий район Республики Башкортостан
Цель: - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, повысить эстетические потребности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с музыкальной миниатюрой «Цветы»
Р. Хасанова
- научить детей прислушиваться к музыке, её выразительным и изобразительным особенностям, рассуждать о музыке;
- познакомить с понятием жанр - «миниатюра»;
- закрепить знания о понятиях «средства музыкальной выразительности»;
- формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.
Развивающие:
- учить осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её красоту и глубину содержания;
- расширить представление детей о природе;
- развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
- формировать чувство прекрасного, создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
- развивать у учащихся музыкальную память, тембровый и музыкальный слух, творческое воображение, мышление, образную речь учащихся;
- развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
- развивать вокальные навыки при исполнении песен;
- учить эмоционально и самостоятельно исполнять песни, передавая характер произведения.
Воспитательные:
- воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству;
- воспитать музыкальный вкус и культуру учащихся;
- воспитать бережное отношение к природе;
- воспитывать эстетический кругозор средствами искусства.
Оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, синтезатор, магнитофон, СD диск «10 миниатюр Р.Хасанова», диск с презентацией.
Ход урока
- Организационная часть урока.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.
2. Вводное слово учителя.
У. – Сегодня наш урок будет необычным. Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию. Я приглашаю Вас, ребята, побывать сегодня в сокровищнице Волшебницы Музыки! Самое главное на нашем уроке – улыбка и хорошее настроение! Итак, мы отправляемся в путешествие
3. Основная часть урока.
У. - Сегодня на уроке мы будем говорить об изобразительности и выразительности музыки в творчестве композитора Рима Хасанова.
Показ слайда №1 ( Тема урока
«Изобразительность и выразительность в музыке» )
Красивое звукосочетание Рим Хасанов. Давайте повторим неторопливо три раза - Рим Хасанов.
Показ слайда №2 (фото Р.Хасанова)
Имя заслуженного деятеля искусств Башкортостана композитора Рима Хасанова известно во всей Республике. Это композитор, который сочинял необыкновенно красивую и удивительную музыку. Много лет звучит его музыка для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство.
В творчестве Рима Хасанова проявляется его яркий мелодический талант, национальный башкирский песенный стиль находит свое развитие в классическом стиле с элементами советской эстрады и джаза. Творения Рима Хасанова стали неотъемлемой частью современного башкирского музыкального искусства.
Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с одним из них.
Не называя произведения, слушаем «Цветы» Р.Хасанова.
У. – что вы можете сказать о музыке, какая она по характеру? (ответы)
У.- какие ещё средства выразительности использовал Хасанов? (ответы)
Темп не быстрый, Регистр – средний и высокий, Мелодия – плавная…
У.- а что вы представили? (ответы)
У.- попробуйте отгадать, о чем пойдет речь?
Показ слайда № 3 (Стих-фрагмент)
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою…
Расул Гамзатов.
У.- вот какие слова сказал замечательный поэт Р.Гамзатов.
У. – о чем этот фрагмент стихотворения? ( О цветах).
У. – они какие? (живые).
У.- и музыка Рима Хасанова рассказывает о живых цветах, произведение называется «Цветы», это миниатюра из сборника пьес «10 миниатюр для фортепиано».
Показ слайда № 4 (Миниатюра)
У.- что такое миниатюра?
МИНИАТЮРА –
I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.
2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры.
3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы
(напр. интермедия, скетч, реприза)...
Показ слайда № 5 (Живые цветы)
У. - Ребята, а где растут цветы?( в поле, в саду, в лесу, на воде).
У. - Совершенно верно.
У. - В русском языке «цветок» происходит от слова «цвет».
А что значит для вас цвет? (краски, оттенки…)
Показ слайда № 6 (В русском языке)
У.- а в какие цвета наряжаются цветы? (перечисление)
У. - Итак, действительно, цветки бывают всех цветов и оттенков.
Показ слайда № 7
У. – Ребята, для чего нужны цветы? (для красоты).
У.- Какую пользу приносят цветы? (ответы).
У.- какие вы, молодцы!
У.- ребята, а кто знает из вас, что такое «Красная книга»? (ответы).
У.- правильно, там записаны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Показ слайда № 8.
Показ слайда № 9.
У. – какой мы с вами сделаем вывод, что нужно беречь и любить все что нас окружает, бережно относиться ко всему.
Физкультминутка.
Показ слайда № 10 (физкультминутка)
Показ слайда № 11
Наши алые цветочки
(Ладони соединить лодочкой перед собой.)
Распускают лепесточки,
(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)
Ветерок чуть дышит,
( Подуть на руки "цветки.)
Лепестки колышет.
( Подвигать пальцами вперед-назад.)
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.)
Головой качают,
( Покачать ладонями вправо-влево.)
Тихо засыпают.
( Положить голову на сложенные ладони.) Я считаю до десяти в это время представьте свои любимые цветы и на счет десять открываем глаза.
У.- перед вами лежат чистые листы бумаги и карандаши. Нарисуйте ваши любимые цветы.
( Звучит повторно «Цветы» Р.Хасанова), дети рисуют, затем рисунки вывешиваются на доске.
У.- Как красиво и уютно стало у нас, хочется поскорее дождаться лета, и увидеть всю эту красоту наяву. Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в страну Песен. Как вы думаете, о чем мы будем петь? Правильно, про цветы. Но цветок этот будет необычный, а волшебный.
Учитель наигрывает фрагмент песни – Чичкова Ю.
«Песня о волшебном цветке»
У. – О чем эта песня? – О мечте.
У. – Верно! Вот куда привела нас песня. А о чем вы мечтаете? (ответы).
Давайте разучим с вами это вокальное красивое произведение, которое называется «Песня о волшебном цветке» композитора Ю. Чичкова.
Учащиеся разучивают исполняют песню Ю. Чичкова
«Песня о волшебном цветке»
Пока звучит фонограмма песни, детям раздается текст.
«Песня о волшебном цветке».
Слова: Пляцковский М.
Музыка: Чичков Ю.
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-пам
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-пам
У. – Молодцы! Исполнили в характере, эмоционально - выразительно.
У. - Сколько удивительного нам подарили сегодня мир музыки и мир природы. И к тому и к другому мы должны относиться бережно, чтобы и дальше нам приносили радость и звуки музыки, и звуки природы.
У. – Наше занятие подходит к концу. Но мы с вами не прощаемся с миниатюрой «Цветы». Мы продолжим знакомство с остальными номерами из этого цикла миниатюр на следующих уроках.
Нас ждёт карусель. Сели ровно и мы отправляемся с песней.
Показ слайда № 12 ( Текст песни - 1 куплет )
Обобщение.
- Понравилось вам путешествие ? А чем оно вам понравилось?
- С каким композитором вы сегодня познакомились?
- С каким жанром вы познакомились?
- Как она называется?
- Какие цветы изобразил композитор?
Итог урока.
Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке. Все вы молодцы.
Я думаю, что наш сегодняшний урок надолго останется в вашей памяти.
Показ слайда № 13 ( стихотворные строчки )
А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…
Ни дня без музыки, ни дня без песен,
И жить, друзья, на свете станет интересней!
У. - Поэтому мы, никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…
До свиданья музыка прозвенел звонок.
Всем спасибо скажем, окончен наш урок!
Выход учащихся из класса.
Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения
Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.
Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...
Конспект урока изобразительного искусства «Выразительность формы предметов» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты: Предметные...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...