Конспект урока по ОРКиСЭ, 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Вандаева Жаргалма Михайловна
Тема: «Добро и зло»
Цель урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий.

К уроку прилагается слайдовая презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dobro_i_zlo_po_orkse.docx41.25 КБ
PDF icon dobro_i_zlo_orkse.pdf1008.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока по курсу

 «Основы мировых религиозных культур»

 в 4 классе

модуль  «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Добро и зло»

Класс: 4 « Б»

Ф.И.О.:   Вандаева Жаргалма Михайловна

с. Курумкан

2018 г.

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий.

Задачи:

личностные

- воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела;

межпредметные

- развитие умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;  высказывать свою точку зрения;

предметные

- формирование представления о нравственной ответственности человека за содеянное;

- раскрытие смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в парах,  в группах,  индивидуальная работа.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, учебник издательства «Просвещение», авторов Алексея Львовича Беглова, Саплиной Елены Витальевны, Токарева Евгения Сергеевича и Ярлыкапова Ахмета Аминовича, тетрадь.

Тип  урока: открытие новых знаний   

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

 Создание эмоционального настроя.

- Дорогие, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Ученик читает

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!

 Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!»

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей  ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.

Сегодня на уроке мы  с вами сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человечества. Узнаем новое, закрепим знания по изучаемому модулю. Для этого нам потребуется ваше внимание, ваша активная работа. Итак, мы начинаем.  

Эмоционально

настраиваются на урок.

     

I. Введение в тему. Постановка проблемы урока  

Слайд 2

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение)                      

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сможете ли сформулировать тему урока?

- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о таких понятиях как добро и зло.

- Запишите дату и тему урока в тетрадь.

- Что каждый из вас хотел бы узнать нового для себя на этом уроке? 

- Какую цель мы поставим для себя на этом уроке?

- Мы будем говорить о добре и зле.

- Что такое добро?

- Что такое зло?

-Узнаем,  почему люди совершают добрые или злые поступки?

Познавательные:

извлекать информацию из текста,

объяснять понятия: добро и зло.

Регулятивные:

определять цели деятельности на занятии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ассоциации.  Работа в парах.

1. Добро и зло – материальный или духовный мир человека? Докажите.

2. Придумайте на каждую букву слов «добро» и «зло» слова, обозначающие качества характера человека. (Добро – положительные, зло -  отрицательные).

Д – (доброжелательность)            

О – (отзывчивость)

Б – (благородство)

Р – (радость)

О – (открытость)  

З – (зависть)

Л – (лживость)                                                       

О – (обман

Между добром и злом идёт постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил законов.

Добро и зло – духовный мир человека. Потому что это связано с духовным миром человека

- Добрый или злой человек зависит не от того, где он находится, а от него самого, его характера, поступков.

Личностные:

сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

II. Работа над новым материалом. 

1.Открытие новых знаний

Слайд 3

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

      Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Прочитайте стихотворение Генриха Акулова

Каких  людей называет добрыми автор стихотворения?

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые -щедро больным помогают,

Добрые  - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут. - Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

 - Добрый человек любит природу и бережёт её.

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Личностные:

формирование моральных норм самооценки, развитие доброжелательности, выделение нравственного содержания поступков. 

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникациями.

2. Словарная работа

Самостоятельная работа  с проверкой по эталону. Фронтальная работа

Слайд 4

- Видите, как по-разному мы представляем себе эти понятия.

    Используя ассоциации, дайте своё определение добра и зла и  запишите определение в тетради

   

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к  толковому словарю. 

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  

« Добро - всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметим  качества, определяющие доброту:

- А что такое зло? В словаре Ожегова –

 «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» 

добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме,

поиск и выделение необходимой информации.

3. Первичное закрепление

Работа в группах

Лев Николаевич Толстой писал: « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло с тьмой, темным, черным. Зло понятие, противоположное понятию добра.

- А сейчас мы с вами поработаем в группах. В каждой группе на партах лист. Он   разделён на две части. В первой части вы должны будете вспомнить и записать литературных героев, которые ассоциируются у вас с добром. А во второй части - со злом. Даю на выполнение данного задания несколько минут.

- Проверка выполнения задания. (Читает та группа, которая быстрее справилась. Другие группы совпадающих героев подчеркивают снизу и дополняют.)

- Как вы думаете каких людей на Земле больше? Почему?

Почему же добро всегда одерживает победу  над злом?

Добро

Зло

Золушка

Красная Шапочка

Кащей бессмертный

Волк

Заполнение таблицы. Вспомните и запишите литературных героев, которые ассоциируются у вас с добром. А во второй части - со злом. 

   

Добрых людей больше.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается  всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

 

Регулятивные:

прогнозирование, предвосхищение результата.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со сверстниками (умение работать в команде),

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами,

договариваться о правилах общения и поведения.

Физкультминутка 

Включение нового  в систему знаний.

Работа над притчей

 « Два волка»

Слайд 5

         Все религии в той или иной форме отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. А теперь послушаем притчу «Два волка».

 Послушайте притчу.

              « Два волка»

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

Регулятивные:

прогнозирование, предвосхищение результата, составление плана и последовательности действий.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Мы с вами читали миф о Пандоре.

- Что  значит Пандора?

- Как вы поняли, что, по представлениям древних греков, появилось на земле раньше - добро или зло?

- За что наказал Зевс людей, послав им Пандору?  

- Какой представляли себе  древние греки Пандору?  

Пандора – наделённая всеми дарами.

- Добро.

- За то, что Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания.

- Злой, обманчивой, хитрой, коварной

Личностные:

выделение нравственного содержания поступков,

анализирование своих и чужих поступков с точки зрения общечеловеческих норм.

Работа с учебником.

Поисковый  метод и метод анализа конкретной ситуации(анализ  разных представлений о появлении добра и зла у разных народов  Технология продуктивного чтения

 Слайды  6-7

Первые два абзаца комментированное чтение.

  1. 1. На Древнем Востоке добро и зло считались равными силами. Вопросы добра и зла издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему. Кто найдёт  и прочитает об этом.
  2. 2.Мнение древних греков?
  3. 3. Что говорится о происхождении добра и зла в Библии?

Чтение со стр.32 

1.Древние  вавилоне считали, что добро и зло равновеликие силы и появляются вместе с этим миром.

2.Древние греки считали, что уцелевшая Надежда помогает бороться  со всеми бедствиями и несчастьями.

3.По  Библии человек должен управлять миром, беречь и возделывать в соответствии замыслом Творца.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и  понимать других, высказывать свою точку зрения,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. 3акрепление новых знаний. Работа с пословицами и поговорками.       

Фронтальная работа 

Слайд 8

- Издавна люди разных народов и религий стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили   в своих национальных пословицах,   поговорках, мудрых изречениях, которые передаются из уст в уста.

Обратимся  к  заданию.

Прочтите эти пословицы. В чем заключается смысл этих пословиц и поговорок.

  • Какие ценности утверждаются в этих пословицах?
  • Как эти пословицы связаны с тем, что мы обсуждали на уроке?
  • Как вы думаете, почему у разных народов существуют пословицы со схожим значением?

- Да, правильно. Представления о добре и зле у представителей разных народов, а следовательно, разных религий очень близки. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.  Творить добро, куда приятней. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Чтение стихотворения учеником

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они - великие помощницы

И в жизни - верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой  чему - то научают

И от беды нас берегут.

  •  1. Быть добрым или злым — зависит от привычки. Японская
  • 2.   Бежит от тебя добро — догони, настигает тебя зло — сторонись. Грузинская
  • 3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. русская
  • 4. Жизнь дана на добрые дела . русская

В пословицах  говорится о честности, о доброте и злости, глупости.  Смысл пословиц и поговорок о добре и зле в том, что если человек делает только добрые дела, то это ему обернется радостью, уважением, счастьем. Зло приносит только одиночество, разочарование, зависть (злой плачет от зависти, добрый от радости). Оно губит человека.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и  понимать других, высказывать свою точку зрения,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Слайд 10

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Сочинение «Зачем я делаю добро?»

IV. Рефлексия деятельности

Слайд 9

- Ради чего, по вашему мнению, живет  человек?

- Что нового узнали о добре и зле?

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Подумайте и запишите на карточке, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Человек живет ради того, чтобы люди, окружающие его, становились счастливее и  добрее.

На зло нельзя отвечать злом, только добрые дела и поступки способны растопить даже самое злое сердце. Если отвечать добром, то и злых людей станет меньше, и мир станет лучше и добрее.

Дети на карточке записывают, какие добрые дела они совершили и прикрепляют к доске.

Познавательные:

делать самостоятельные выводы.

Личностные:

умение различать основные нравственно-этические понятия,

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Итог урока

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

    Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Регулятивные:

умение оценивать качество выполнения работы в соответствии с принятыми требованиями.

Используемые материалы и Интернет – ресурсы

1. Материалы из Википедии.

2. Аудиозапись «Притчи Добро и Зло».

3. http://festival.1september.ru/authors/

Литература

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В. Учебник «Основы мировых религиозных культур», Москва, Просвещение, 2017 г.
  2. Данилюк А.Я. «Программы общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2016 г.
  3. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., «Книга для учителя», Москва, Просвещение, 2012 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"

Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об  их роли в судьбе страны. Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с понятиями «отечество»;- р...

Конспект урока по ОРКиСЭ на тему «Праздники народов России», 4 класс

Цели деятельности учителя: расширение представлений учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.Планируемые результаты:Предметные:- ознакомление с понятием «пр...

презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс по теме "Дружба"

презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс тема "Дружба"...