Конспект урока по ОРКиСЭ, 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
К уроку прилагается слайдовая презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dobro_i_zlo_po_orkse.docx | 41.25 КБ |
dobro_i_zlo_orkse.pdf | 1008.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока по курсу
«Основы мировых религиозных культур»
в 4 классе
модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Добро и зло»
Класс: 4 « Б»
Ф.И.О.: Вандаева Жаргалма Михайловна
с. Курумкан
2018 г.
Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий.
Задачи:
личностные
- воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела;
межпредметные
- развитие умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; высказывать свою точку зрения;
предметные
- формирование представления о нравственной ответственности человека за содеянное;
- раскрытие смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, учебник издательства «Просвещение», авторов Алексея Львовича Беглова, Саплиной Елены Витальевны, Токарева Евгения Сергеевича и Ярлыкапова Ахмета Аминовича, тетрадь.
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. | - Дорогие, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. | Ученик читает Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро приветливым лицам!» | Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||
А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов. Сегодня на уроке мы с вами сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человечества. Узнаем новое, закрепим знания по изучаемому модулю. Для этого нам потребуется ваше внимание, ваша активная работа. Итак, мы начинаем. | Эмоционально настраиваются на урок.
| ||||||
I. Введение в тему. Постановка проблемы урока Слайд 2 | «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сможете ли сформулировать тему урока? - Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о таких понятиях как добро и зло. - Запишите дату и тему урока в тетрадь. - Что каждый из вас хотел бы узнать нового для себя на этом уроке? - Какую цель мы поставим для себя на этом уроке? | - Мы будем говорить о добре и зле. - Что такое добро? - Что такое зло? -Узнаем, почему люди совершают добрые или злые поступки? | Познавательные: извлекать информацию из текста, объяснять понятия: добро и зло. Регулятивные: определять цели деятельности на занятии. | ||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Ассоциации. Работа в парах. | 1. Добро и зло – материальный или духовный мир человека? Докажите. 2. Придумайте на каждую букву слов «добро» и «зло» слова, обозначающие качества характера человека. (Добро – положительные, зло - отрицательные). Д – (доброжелательность) О – (отзывчивость) Б – (благородство) Р – (радость) О – (открытость) З – (зависть) Л – (лживость) О – (обман Между добром и злом идёт постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил законов. | Добро и зло – духовный мир человека. Потому что это связано с духовным миром человека - Добрый или злой человек зависит не от того, где он находится, а от него самого, его характера, поступков. | Личностные: сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации. | ||||
II. Работа над новым материалом. 1.Открытие новых знаний Слайд 3 | Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Прочитайте стихотворение Генриха Акулова Каких людей называет добрыми автор стихотворения? | Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые -щедро больным помогают, Добрые - дарят тепло и уют, Добрые - в ногу со слабым шагают И никакого спа-си-бо не ждут. - Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. - Добрый человек любит природу и бережёт её. - Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. | Личностные: формирование моральных норм самооценки, развитие доброжелательности, выделение нравственного содержания поступков. Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникациями. | ||||
2. Словарная работа Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Фронтальная работа Слайд 4 | - Видите, как по-разному мы представляем себе эти понятия. Используя ассоциации, дайте своё определение добра и зла и запишите определение в тетради |
| |||||
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". И отметим качества, определяющие доброту: - А что такое зло? В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» | добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации. | |||||
3. Первичное закрепление Работа в группах | Лев Николаевич Толстой писал: « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло с тьмой, темным, черным. Зло понятие, противоположное понятию добра. - А сейчас мы с вами поработаем в группах. В каждой группе на партах лист. Он разделён на две части. В первой части вы должны будете вспомнить и записать литературных героев, которые ассоциируются у вас с добром. А во второй части - со злом. Даю на выполнение данного задания несколько минут. - Проверка выполнения задания. (Читает та группа, которая быстрее справилась. Другие группы совпадающих героев подчеркивают снизу и дополняют.) - Как вы думаете каких людей на Земле больше? Почему? Почему же добро всегда одерживает победу над злом? |
Заполнение таблицы. Вспомните и запишите литературных героев, которые ассоциируются у вас с добром. А во второй части - со злом.
Добрых людей больше. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро. |
Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата. Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками (умение работать в команде), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, договариваться о правилах общения и поведения. | ||||
Физкультминутка | |||||||
Включение нового в систему знаний. Работа над притчей « Два волка» Слайд 5 | Все религии в той или иной форме отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. А теперь послушаем притчу «Два волка». Послушайте притчу. « Два волка» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? | Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата, составление плана и последовательности действий. | |||||
- Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? | Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. | ||||||
Мы с вами читали миф о Пандоре. - Что значит Пандора? - Как вы поняли, что, по представлениям древних греков, появилось на земле раньше - добро или зло? - За что наказал Зевс людей, послав им Пандору? - Какой представляли себе древние греки Пандору? | Пандора – наделённая всеми дарами. - Добро. - За то, что Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания. - Злой, обманчивой, хитрой, коварной | Личностные: выделение нравственного содержания поступков, анализирование своих и чужих поступков с точки зрения общечеловеческих норм. | |||||
Работа с учебником. Поисковый метод и метод анализа конкретной ситуации(анализ разных представлений о появлении добра и зла у разных народов Технология продуктивного чтения Слайды 6-7 | Первые два абзаца комментированное чтение.
| Чтение со стр.32 1.Древние вавилоне считали, что добро и зло равновеликие силы и появляются вместе с этим миром. 2.Древние греки считали, что уцелевшая Надежда помогает бороться со всеми бедствиями и несчастьями. 3.По Библии человек должен управлять миром, беречь и возделывать в соответствии замыслом Творца. | |||||
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |||||||
III. 3акрепление новых знаний. Работа с пословицами и поговорками. Фронтальная работа Слайд 8 | - Издавна люди разных народов и религий стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в своих национальных пословицах, поговорках, мудрых изречениях, которые передаются из уст в уста. Обратимся к заданию. Прочтите эти пословицы. В чем заключается смысл этих пословиц и поговорок.
- Да, правильно. Представления о добре и зле у представителей разных народов, а следовательно, разных религий очень близки. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Творить добро, куда приятней. Первый шаг к доброте – это доброе слово. | Чтение стихотворения учеником Пословицы недаром появляются. Без них прожить никак нельзя, Они - великие помощницы И в жизни - верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему - то научают И от беды нас берегут.
В пословицах говорится о честности, о доброте и злости, глупости. Смысл пословиц и поговорок о добре и зле в том, что если человек делает только добрые дела, то это ему обернется радостью, уважением, счастьем. Зло приносит только одиночество, разочарование, зависть (злой плачет от зависти, добрый от радости). Оно губит человека. | Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||
Домашнее задание Слайд 10 | Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Сочинение «Зачем я делаю добро?» | ||||||
IV. Рефлексия деятельности Слайд 9 | - Ради чего, по вашему мнению, живет человек? - Что нового узнали о добре и зле? - Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? - Почему важно бороться со злом? - Достигли ли мы поставленных целей? - Подумайте и запишите на карточке, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? | Человек живет ради того, чтобы люди, окружающие его, становились счастливее и добрее. На зло нельзя отвечать злом, только добрые дела и поступки способны растопить даже самое злое сердце. Если отвечать добром, то и злых людей станет меньше, и мир станет лучше и добрее. Дети на карточке записывают, какие добрые дела они совершили и прикрепляют к доске. | Познавательные: делать самостоятельные выводы. Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. | ||||
Итог урока | - Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела. Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям". | Регулятивные: умение оценивать качество выполнения работы в соответствии с принятыми требованиями. |
Используемые материалы и Интернет – ресурсы
1. Материалы из Википедии.
2. Аудиозапись «Притчи Добро и Зло».
3. http://festival.1september.ru/authors/
Литература
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. Учебник «Основы мировых религиозных культур», Москва, Просвещение, 2017 г.
- Данилюк А.Я. «Программы общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2016 г.
- Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., «Книга для учителя», Москва, Просвещение, 2012 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед"
Предлагаю конспект урока по ОРКиСЭ "Пророк Мухаммед" с презентацией....
конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"
Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об их роли в судьбе страны. Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с понятиями «отечество»;- р...
Конспект урока по ОРКиСЭ на тему «Праздники народов России», 4 класс
Цели деятельности учителя: расширение представлений учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.Планируемые результаты:Предметные:- ознакомление с понятием «пр...
презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс по теме "Дружба"
презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс тема "Дружба"...