Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Солдатова Мария Владимировна

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об  их роли в судьбе страны.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с понятиями «отечество»;

- развивать интерес к истории Отечества;

- ознакомить с примерами героических подвигов

 

Личностные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.3.1/3 фгос

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Дата: 02. 04. 2019 г.                                                        ФИО   учителя школы:Кейзер А. В.

Школа: 148                                                                   ФИ   студентов 36 группы:Чурикова Е., Солдатова М.

Класс: 4 «Д»                                                                   ФИО  методиста ЧПК№1:  Мухина И. Г.

Кабинет: 224

Конспект урока по ОРКиСЭ

Тема: «Защитники Отечества»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об  их роли в судьбе страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с понятиями «отечество»;

- развивать интерес к истории Отечества;

- ознакомить с примерами героических подвигов

Личностные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.3.1/3 фгос

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник «Основы светской этики» 4 класс, М. Т. Студеникин;  учебная презентация.

Этап урока, методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята, встали красиво, подравнялись. Меня зовут Елена Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок основ светской этики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

2 мин.

Защитники Отечества – поэты,

Хранители сердечного тепла.

Архангелы кладут, как эполеты,

На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово

Вести извечный бесконечный бой.

И веру, и Отечество, и слово

Во мгле кромешной заслонить собой.

Всем воинам, в бою неравном павшим,

Стоять в небесном воинском строю.

А всем, стихов при жизни не читавшим,

Быть предстоит поэтами в раю.

Господь на золотые эполеты

Кладёт им негасимый горний свет…

Защитники Отечества – поэты!

Других у Бога не было и нет

О чем говорится в стихотворении?

Ребята, а кто такие защитники?

Слушают и анализируют стихотворение

Отвечают на вопросы учителя:

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником

Наглядный: сопровождение презентации

3 мин

-Кого из защитников Отечества вы знаете? Хотели бы вы узнать больше информации о некоторых защитниках нашего Отечества?

Сформулируйте тему нашего урока. Как вы дум по какй теме…

 - С какой целью мы будем изучать эту тему? Запишите в тетрадь число и тему нашего урока.

-Откройте учебник на стр.143 и кто-то из вас вслух прочитает нам, что такое Отечество.

Запишите это определение

Кутузов, Суворов,

Защитники Отечества

Чтобы узнать героев Отечества, познакомиться с их биографией

Читают, записывают

Р: целеполагание

как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: сопровождение презентацией

Словесный: беседа

10 мин.

Ребята, не так давно был праздник 23 февраля. В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин. Этот день отмечают во всех родах войск Вооружённых сил России.

- А знаете ли вы, какие войска входят в состав Вооружённых сил РФ?

-Ребята, а вы можете ответить на вопрос кто важнее в армии?

Действительно, ребята, нужны все войска.

А какой палец важнее?

Да, ребята, и на этот вопрос невозможно ответить. Ведь одним пальцем, мало,  что можно сделать, а вот если сжать кулак, то враг может получить крепкий удар.

В 1240 году состоялась Невская битва. Кто знает, под чьим командованием была эта битва?

Верно, ребята.

Князь сам мужественно  сражался в первых рядах. Так дружина  князя Александра, нанесла полное поражение. А Александра впоследствии прозвали Невским.

Ребята Александр Невский в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь.

Интересный факт, это то, что Александр не проиграл ни одного сражения.

Другой громкой победой, украсившей биографию Александра Невского, стало знаменитое Ледовое побоище, когда хитрый князь заманил врага на тонкий лёд на озере.   В ходе переговоров с татаро-монгольской Золотой Ордой он четырежды посещал ставку великого хана, каждый раз проделывая долгий и опасный путь. Вероятно, что когда он был там в последний раз, его отравили. Поэтому по дороге обратно он умер.

Навсегда остались в истории его слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»

Отвечают на вопросы учителя.

(сухопутные, военно-воздушные, ракетные войска стратегического назначения, военно-морской флот, космические войска, воздушно-десантные войска)

Нет, все равны.

Сражение было под командованием Александра Невского

Слушают  учителя

К: учёт разных мнений;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: выражение своих мыслей с достаточ. полнотой и точностью.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Динамическая пауза

Практический:

упражнение

2 мин.

Проведение динамической паузы

-Давайте сейчас встанем и проведем динамическую паузу.

Выполняют динамическую паузу.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Наглядный: видеоматериал

Практический: записи в тетради

5 мин

А сейчас давайте посмотрим видео
После просмотра, вам нужно будет ответить на эти вопросы:

1)В каком году родился Александр Невский?

2)В честь кого назвали Александра Невского?

3)Во сколько лет Александр Невский  пошел в поход на Дерпт?

4)С кем воевал Александр Невский в 1240 году?

5)В каком году было Ледовое побоище?

6)Сколько лет прожил Александр Невский?

Будьте внимательны.

Смотрят видео

Делают записи в тетради

К: учёт разных мнений;

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ и источников информации;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение задания.

Наглядный: сопровождение презентации

6мин

Вы посмотрели видео, сейчас я вам раздам карточки с заданиями и вам нужно будет их выполнить .

На работу я вам даю 3 минуты.

Сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте работы.

Правильные ответы на доске

Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

Молодцы, вы получите 5.

Выполняют задания в карточках

Взаимопроверка выполненных работ

Р: осуществление итогового контроля

П: структурирование знаний.

Р: коррекция, оценка;

VII. Включение в систему знаний.

Практический: работа с учебником, чтение супружеских традиций.

Словесный:

Беседа.

8 мин.

Сейчас вам нужно выполнить проекты.
Вы уже узнали об Александре Невском, сейчас вам нужно подготовить проекты о других великих людях и защиту этих проектов.
Мы раздадим информацию о людях, вам нужно ознакомиться с ней, оформить всё на листе и защитить ваш проект.

Работать будем в трех группах, поэтому давайте повторим правила работы в группах.

Хорошо. Начинаем работу. У вас есть 5 минут. Разделите роли в группе, чтобы сэкономить время.

Заканчивайте работу.


Сейчас мы послушаем ваши выступления.

Молодцы, вы отлично поработали сегодня

Слушают  задание

Повторяют правила работы в группах

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Защищают проекты.

П: анализ, синтез, сравнение;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

К: выражение своих мыслей с достаточ. полнотой и точностью;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

2 мин.

-Кто напомнит всем  тему урока?

-О каких защитниках вы узнали?

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Всем спасибо, ребята, вы были очень активные, мне понравилось с вами работать, урок окончен, до свидания.

Отвечают на вопросы.

Называют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют свою работу на уроке.

П: рефлексия способов и усл. действий;

П: контроль оценка процесса и результатов деятельности;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Задание: распределите роли. Выберите человека, который будет представлять ваш проект. Прочитайте информацию, оформите всё на листе, используйте карандаши, фломастеры, чтобы проект получился интересным.

Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730 г.- 18 мая 1800 г.)

-Год рождения полководца до сих пор достоверно не известен, так как источники расходятся во мнении.

-Своё имя Александр Суворов получил в честь Александра Невского.

-Ещё в юности Суворов самостоятельно выучил несколько иностранных языков ( Суворов учил иностранные языки во время своих утренних пробежек.)

-Когда Суворов ещё был простым солдатом, императрица Екатерина подарила ему серебряный рубль. Суворов хранил его всю свою жизнь.

-В течение жизни Суворов получил все существовавшие тогда российские военные ордена, а также 7 иностранных.

-За всю жизнь Александр Суворов командовал в 60 сражениях, и не проиграл ни одного из них.

-В личном поместье Александра Суворова за его счёт жили пожилые солдаты и инвалиды, которых он сам содержал, и которым из своего кармана платил пенсию.

Меткие выражения Суворова:

· Дисциплина — мать победы.

· Ученье свет, а неученье — тьма.

· Тяжело в учении — легко в бою.

· Сам погибай — товарища выручай.

Задание: распределите роли. Выберите человека, который будет представлять ваш проект. Прочитайте информацию, оформите всё на листе, используйте карандаши, фломастеры, чтобы проект получился интересным. Назовите несколько улиц- героев, подробно расскажите об одной .

Каждый день мы ходим по улицам, названным чьими-то именами. Порой мы даже не знаем, за что. А ведь за каждой фамилией кроется героическая судьба. Сегодня в Челябинске больше 30 улиц носят имена тех, кто сражался с фашистами.

Названия улиц: Улица Безрукова, Улица Гончаренко, Улица Марченко, Улица Суркова, Улица Захаренко, Улица Савина, Улица Смирных, Комсомольская площадь, Улица Бурденюка, Улица Газизуллина, Улица Гастелло, Улица Героев Танкограда, Улица Доватора, Улица Ковшовой, Улица Космодемьянской, Улица Котина, Улица Луценко, Улица Матросова, Улица Овчинникова, Улица Расковой, Улица Рождественского, Улица Саблина, Улица Талалихина, Улица Громовой, Улица Хохрякова, Улица Худякова, Улица Чайкиной, Улица Шуменская, Улица 40 лет Победы, Улица 9 Мая, Улица Комаровского

Улица Космодемьянской. Зоя Анатольевна Космодемьянская (13 сентября 1923 г.- 29 ноября 1941 г.)

В 1941 году настали страшные события для страны, началась Великая Отечественная Война. С первых дней отважная Зоя хотела сражаться за Родину и отправится на фронт. Она обратилась в Октябрьский райком комсомола. 31 октября 1941 года Зоя вместе с другими добровольцами - комсомольцами была доставлена в диверсионную школу. После трёх дней обучения девушка стала бойцом разведывательно-диверсионной части.

Команда диверсантов получила задание сжечь десять населенных пунктов в течение 5-7 дней. Группе, в которую входила и Зоя, выдали бутылки с зажигательной смесью и сухой паек на 5 дней. Космодемьянская успела поджечь три дома, а так же уничтожить немецкий транспорт. Вечером 28 ноября при попытке поджечь сарай, Зоя была схвачена немцами. Ее допрашивали три офицера. Известно, что девушка назвалась Таней и не говорила ничего о своём разведывательном отряде. Немецкие палачи жестоко пытали девушку, они хотели узнать кто и зачем прислал её. Со слов присутствующих известно, что Зою пороли ремнями, затем на протяжении четырех часов водили босой по снегу на морозе.  Мужественная комсомолка не сказала ни слова. Зоя настолько была отважна и предана Родине, что не назвала даже своего подлинного имени и фамилии.


Задание: распределите роли. Выберите человека, который будет представлять ваш проект. Прочитайте информацию, оформите всё на листе, используйте карандаши, фломастеры, чтобы проект получился интересным. Назовите несколько улиц- героев, подробно расскажите об одной .

Каждый день мы ходим по улицам, названным чьими-то именами. Порой мы даже не знаем, за что. А ведь за каждой фамилией кроется героическая судьба. Сегодня в Челябинске больше 30 улиц носят имена тех, кто сражался с фашистами.

Названия улиц: Улица Безрукова, Улица Гончаренко, Улица Марченко, Улица Суркова, Улица Захаренко, Улица Савина, Улица Смирных, Комсомольская площадь, Улица Бурденюка, Улица Газизуллина, Улица Гастелло, Улица Героев Танкограда, Улица Доватора, Улица Ковшовой, Улица Космодемьянской, Улица Котина, Улица Луценко, Улица Матросова, Улица Овчинникова, Улица Расковой, Улица Рождественского, Улица Саблина, Улица Талалихина, Улица Громовой, Улица Хохрякова, Улица Худякова, Улица Чайкиной, Улица Шуменская, Улица 40 лет Победы, Улица 9 Мая, Улица Комаровского

Улица Матросова. Матросов Александр Матвеевич  (5 февраля 1924 г.- 27 февраля 1943 г.)

Подвиг Александра Матросова стал одним из символов героизма и вошел в историю Великой Отечественной войны.
В январе 1943 года, вместе с другими курсантами – добровольцами маршевой роты отправился на фронт. С 25 февраля 1943 г, проходил службу во 2-ом отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина. Свой, прогремевший на всю страну подвиг, он совершил 27 февраля 1943 г, когда  батальон пошел в атаку на опорный пункт недалеко от деревни Чернушки Псковской области. Выходя из леса на опушку, наши солдаты попали под пулеметный огонь, источником которого были три дзота немцев, прикрывавших подступы к деревне. На уничтожение огневых точек противника были посланы штурмовые группы по 2 человека. Две точки были подавлены быстро, а третьему пулемет удавалось довольно долго простреливать всю лощину, расположенную перед деревней. В очередной попытке заставить пулемет замолчать, в сторону врага поползли рядовые Александр Матросов и Петр Огурцов. Когда Огурцов получил ранение, Матросов решил довести дело до конца самостоятельно, бросил на дзот две гранаты, и тот затих. Но вскоре фашисты вновь открыли огонь по советским солдатам. Тогда
Александр резко бросился к амбразуре пулемета и закрыл ее своим телом. Этот подвиг стоил ему жизни, благодаря этому, батальон смог выполнить свою боевую задачу



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята

Слайд 2

Тема: Защитники Отечества Цель: - познакомиться с понятием «Отечество», - с биографией некоторых защитников Отечества, - ознакомиться с примерами героизма.

Слайд 3

В состав вооруженных сил РФ входят: Сухопутные, военно-воздушные, ракетные войска стратегического назначения, военно-морской флот, космические войска, воздушно-десантные войска

Слайд 4

Александр Невский (13 мая 1221 г . – 14 ноября 1263 г .)

Слайд 5

1)В каком году родился Александр Невский? 2)В честь кого назвали Александра Невского? 3)Во сколько лет Александр Невский пошел в поход на Дерпт? 4)С кем воевал Александр Невский в 1240 году? 5)В каком году было Ледовое побоище? 6)Сколько лет прожил Александр Невский?

Слайд 6

1)В каком году родился Александр Невский? 1220 2)В честь кого назвали А.Н.? А Македонский 3)Во сколько лет А.Н. пошел в поход на Дерпт? 15 лет 4)С кем воевал А.Н в 1240 году? Шведы 5)В каком году было Ледовое побоище? 1242 6)Сколько лет прожил А.Н.? 41 год

Слайд 7

Прочитайте информацию, оформите всё на листе, используйте карандаши, фломастеры, чтобы проект получился интересным.

Слайд 8

Зоя Анатольевна Космодемьянская 13 сентября 1923 г.- 29 ноября 1941 г .

Слайд 9

Матросов Александр Матвеевич 5 февраля 1924 г. 27 февраля 1943 г .

Слайд 10

Спасибо за работу на уроке!