презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс по теме "Дружба"
классный час по орксэ (4 класс)

презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс тема "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_druzhba.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока  по курсу ОРКСЭ и изобразительному искусству в 4 классе.

 Тема:   « Дружба».

Цели: расширить и углубить понятия «дружба», «друг», «добродетельность», показать значимость дружбы в жизни человека.

Предметные результаты: расширить знания детей о дружбе; выяснить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми; дать определение понятию «дружба», «друг», «добродетельность»; сформулировать  законы (правила) дружбы.

Метапредметные  результаты:

развивать умение высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме и в форме изображения на бумаге в виде рисунка, умение работать в группе.

Личностные результаты:

развивать умение учащихся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оборудование занятия: презентация, видеофрагменты мультфильмов, звукозапись песни «Если с другом вышел в путь» (М.И.Танич, В.Шаинский), песен о дружбе, толковый словарь С.И.Ожегова, выставка книг, разрезные карточки со словами послови, листы формата А-4 для рисования.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

(Формируемые УУД)

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. (Слайд № 1)

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Поприветствуем друг друга:

Привет, мой друг! Привет, подруга!

Дети машут друг другу ладошками, поворачиваясь в разные стороны

2.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (М.И. Танич, В. Шаинский).

(На экране пословица «Человек без друзей, что дерево без корней».) (Слайд № 2)

- Ребята, давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Зачем корни нужны дереву?
- А что подразумевается под «корнями» для человека? (Друзья, дружба)

- Наше сегодняшнее занятие о дружбе, о друзьях. В конце попробуем сформулировать законы дружбы и определить качества, которыми должен обладать настоящий друг.

Учащиеся отвечают на вопросы. Объясняют смысл пословицы.

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

- самоопределение (Л)

- смыслообразование (Л)

3.Работа по теме урока.

Работа с толковым словарём.

4. Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия. Итог занятия

(В исполнении ученика звучит стихотворение Ю. Энтина)

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

- Что такое «дружба» в вашем понимании, и зачем она нужна людям? 

Мне хочется уточнить значение понятия «дружба».

Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю    

С.И. Ожегова. (Слайд № 3)

В нём можно найти:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.

Многие понимают под словом ДРУГ

  • Человека, который гуляет с тобой во дворе.
  • Соседа по парте.
  • Одноклассника.  
  • Человека, который дал списать на уроке.

- А кто такой друг? Давайте снова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Вот как он уточняет смысл этого слова:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

(Слайд № 4)

- А у вас есть друзья?

- Кто ваш лучший друг? Расскажите о нём. (Ответы детей).

- За какие качества вы его цените?

1. Формулирование первого правила дружбы.

(Слайд № 5)

- Ребята, посмотрите эпизод из мультфильма и подумайте, можно ли героя этого фрагмента назвать другом?

- Нужно ли постоянно напоминать, что сделал хорошего или необходимо помогать бескорыстно, то есть просто так?

- Вот вы и вывели первое правило дружбы:

(Слайд № 6)

Помогай своему другу бескорыстно.

- От этого становится радостно и тебе, и твоим друзьям.

2. Формулирование второго правила дружбы.

- Послушайте ещё одно стихотворение. (Читают ученики).

(А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?»)

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись.

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались, и кололись.

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались, и лягались.

Нас, конечно, разнимали.

Мы, конечно, упирались.

Кто сказал, что это драка?

Правда, он мне руку стиснул,

Правда, я чуть-чуть заплакал,

Правда, он немного взвизгнул.

И расстались мы, поссорясь.

И так сердце громко билось.

Но сначала мы боролись –

Драка после получилась.

- Как вы считаете, можно ли играть в такие игры, которые обижают твоего друга и приводят к драке?

- Какое правило вы бы сформулировали?

- Вот вы и вывели второе правило дружбы:

(Слайд № 7)

Не обижай друзей ни словами, ни поступками.

3. Формулирование третьего правила дружбы.

- Послушайте стихотворение С. Маршака «Жадина».

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернёшь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.

- Ребята, как называют таких людей, как Гриша?

- А вам понравилось бы  дружить с жадиной? (Ответы детей).

- Так какое правило дружбы мы сформулируем?

(Слайд № 8)

Не жадничай.

4. Формулирование четвёртого правила дружбы.

Вспомним эпизод из любимого мультфильма «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Просмотр эпизода мультфильма)

- Какое правило дружбы было нарушено Карлсоном, который пообещал Малышу десять тысяч люстр взамен разбитой?

Не лги другу, будь честным.

(Слайд № 9)

- Молодцы!  Это четвёртое правило.

А теперь я вам предлагаю отдохнуть ("Песенка о дружбе" - испол. группа "Барбарики")

5. Формулирование пятого правила дружбы.

- Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию.

Коля случайно опрокинул стакан лимонада на платье Ани. «Балбес», - крикнула расстроенная девочка и выбежала из кухни. Коля обиделся и перестал дружить с Аней. Девочка очень переживала, но не знала, как ей поступить.

- Как можно исправить эту ситуацию? Что, по вашему мнению, должна сделать Аня, чтобы дружба между детьми возобновилась?

 (Слайд № 10)

Не бойся просить прощения, если обидел друга.

- Ребята, вот мы и составили правила дружбы, чтобы она сохранилась на долгие годы.

- Какие правила дружбы в этот список добавили бы вы?

(Слайд № 11)

6. Фрагмент урока Изобразительного искусства Вернисаж «Дружба»

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сейчас будем рисовать рисунки в соответствии с темой сегодняшнего урока. Вы можете рисовать героев мультфильмов о дружбе, иллюстрации к литературным произведениям, зарисовки из жизненных ситуаций.

7. Игра «Собери пословицу»

- Люди всегда ценили дружбу. На протяжении многих столетий о дружбе складывались не только стихи, но и поговорки, пословицы.

Задание: соединить части пословиц и поговорок.

Без друга / на сердце вьюга.

Верному другу / цены нет.

Кто старых друзей забывает, / тот новых не наживет.

Не тот друг, кто медом мажет, / а тот, кто правду в глаза скажет.

Старый друг / лучше новых двух.

Сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Подведём итог.

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

 (Честность, доброта, верность, справедливость, ответственность, сострадание и др.)

- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

- Подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

- А теперь прикрепите к доске ваши рисунки, оформляем вернисаж «Дружба»

– Вам нравится?

(Слайд № 12)

- Спасибо за вашу работу. Всего вам доброго! Хороших и верных друзей!

 

 

Подготовленный ученик читает стихотворение Ю.Энтина.

Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА».

Учащиеся самостоятельно работают со словарём, находят определения понятия «ДРУЖБА».

Учащиеся самостоятельно работают со словарём, находят определения понятия «ДРУГ».

Дети рассказывают о своих друзьях.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Просто так».

Дети формулируют первое правило дружбы.

Ученики читают стихотворение

А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?»

Дети формулируют второе правило дружбы.

Подготовленные дети инсценируют произведение С.Маршака «Жадина».

Дети формулируют третье правило дружбы.

Просмотр эпизода мультфильма «Малыш и Карлсон»

Дети формулируют четвёртое  правило дружбы.

Дети повторяют движения за одним из ребят под музыку.

Дети дают ответы по ситуации.

Дети формулируют пятое  правило дружбы.

Ответы детей.

Дети рисуют, фоном  звучит  песня о дружбе.

Оформляется выставка детских рисунков. Дети  рассматривают, дают комментарии.

Дети работают в группах, собирая из частей пословицы и поговорки. Затем представители от каждой группы выступают, комментируя пословицы.

Дети на доске оформляют выставку рисунков. Вернисаж «Дружба»

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация  и обобщение информации (П)

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- выполнение пробного действия (Р)

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения (К)

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

- смыслообразование (Л)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация  и обобщение информации (П)

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

-адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач(К)

-осознание ответственности за общее дело(Л)

-осознание ответственности за общее дело(Л)

- произвольное построение речевого высказывания(П)

-формулирование выводов на основе анализа ситуации(П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач(К)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Осознание ответственности за общее дело(Л)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

-извлечение необходимой информации (П)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

-формирование и аргументация своего мнения(К)

-использование критериев для обоснования своего суждения(К)

-формулировка выводов с понимания моральных норм и эстетических требований(Л)

                                                                                         

                                                                     

                                                                    Список литературы:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.

2. Персидская  И.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, «Учитель», 2006г.

3. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – «Литера+» , 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока во 2 классе "Безударная гласная в корне слова".

Представляю презентацию к конспекту урока во 2 классе УМК "Перспектива" Обобщающий урок "Безударная гласная в корне слова"...

Презентация к конспекту урока во 2 классе "Безударная гласная в корне слова".

К конспекту урока   во 2 классе по теме "Безудрарная гласная"  прилагается презентация....

Презентация к конспекту урока во 2 классе "Имя прилагательное".

К конспекту урока по русскому языку во 2 классепо теме "Имя прилагательное" создана презентация....

Презентация к конспекту урока для 1 класса "Буквы Гг и Дд". Предмет: обучение грамоте(чтение)

Данная презентация содержит занимательный материал по теме урока (с картинками)....

презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"

Презентация  и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...

Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об  их роли в судьбе страны. Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с понятиями «отечество»;- р...

Конспект урока по ОРКиСЭ на тему «Праздники народов России», 4 класс

Цели деятельности учителя: расширение представлений учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.Планируемые результаты:Предметные:- ознакомление с понятием «пр...