конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Шерешкова Валерия Вячеславовна

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_predmetu_orkise_2.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, много нового узнать. (Приветствие гостей)

  1. Проверка домашнего задания:

- О чем мы говорили  на предыдущем уроке?

- Что такое мораль? Как связана мораль с религией? Чему учат заповеди?

- Какие пословицы вы подобрали, выражающие правила нравственных заповедей?

Ответы детей…( Сколько веревочке не виться, а конец будет. Лучше по миру сбирать, чем чужое брать, на лжи дапеко не уедешь.))

- Какие религии мира вы знаете?

  1. Определение темы и целей урока:

- О нравственных заповедях каких религий мы не говорили на предыдущем уроке? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

Запишем в тетрадь тему урока. «Нравственные заповеди в Исламе и Буддизме»

Что мы сегодня узнаем на уроке?

  1. Изучение нового учебного материала

     Познакомимся с нравственным учением Ислама.

- Ребята, а вы знаете, кто был основателем религии Ислама?

- Назовите священное писание мусульман…ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ

Прочитаем страницы учебника (с.70-71)

Индивидуальная работа: заполнение таблицы

Выпишите из текста предложения, которые показались тебе самыми важными в учении Ислама

Выпишите из текста предложения, которые показались тебе самыми важными в учении Буддизма

 2.Работа в парах: сравните записи. Совпадают ли они? Обсудите, почему вы выписали именно эти слова? Обдумайте, какую запись вы предложите для обсуждения?

-Что в Исламе считается высшей ценностью?

- Как вы понимаете слова пророка Мухаммада: « Рай находится под ногами наших матерей»? Почему мы обязаны заботиться о маме?

- Сам пророк Мухамад  являлся примером для других .

Ученик рассказывает интересный факт из жизни пророка.

- Какое нравственное правило выразил этими словами пророк Мухамад?  В каких ситуациях вы могли бы помочь своему соседу?

- Что общего в заповедях Христианства и Ислама?

Знакомство с основами поведения в Буддизме.

- Ребята, чем отличается религия Буддизма от Христианской и Мусульманской религий?

- Самым первым правилом для каждого буддиста является любовь и милосердие ко всему живому. ДЖАЙНЫ сообщение

Слово учителя о божествах бодхисатвах.

Основой поведения человека в Буддизме – это ответственность за других.

Прочитайте на с.71 об основных заповедях буддистов.

        

Выпишите из текста предложения, которые показались тебе самыми важными в учении Ислама

Выпишите из текста предложения, которые показались тебе самыми важными в учении Буддизма

Итоги работы оценка

2. Обсудите в парах что общего в нравственных заповедях буддизма и ислама

- Мы познакомились с основными заповедями Ислама и Буддизма.

- Ребята, скажите, что общего между нравственными заповедями ислама и буддизма? Чем они отличаются?

Физкультминутка: «Если добрый ты?»

  1. Закрепление учебного материала:

Работа с ТЕСТОМ.

- Определите, к какой религии относится данная заповедь? ? !

На экране «золотое правило нравственности» в трактовке разных религий.

Постановка проблемного задания: выделите одну общую мысль в данных высказываниях.

       Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Чтение притчи «Два брата»

Притча «Два брата»

Жили  два  брата,  один  -  богатый,  другой   бедный,  и    появилось    у    них желание    завоевать  мир.  Достал  богатый  и  золото,  и  драгоценности  из  своих кладовых,  собрал  хорошо  вооруженное  войско  и  направил  его  в  поход    на    чужие земли.    Он  завоевал  оазисы,  но,  убив  всех  людей,  населяю щих  эти  места,  через год  потерял  цветущие  некогда  земли, потому    что   без    человеческой    любви  и заботы    земля    иссохла.    Он    пошел  на  цветущие  города,

 но,  разрушив  их,  стал царем  руин.  Пустыни,  сотворенные  его  руками,  убили  его  войско,  и  он,  нищий  голодный,  бродил  по  мертвым  землям  и    никак    не    мог    понять,    почему    птица счастья  не  прижилась  на  кровавом  мече  его. 

         Второй    брат  тоже  мечтал  завоевать  весь  мир,  но  прежде,  чем  отправиться в  путь,  он  вырастил  в  душе  своей  прекраснейший  цветок  Любви  и,    взяв    его    в руки,    пошел    он  к  людям,  направляемый  сиянием  света.  Везде,  где  ступала  его нога,  свет  Любви  возрождал  жизнь,  и  окрыленные  этим  светом  люди    стали    жить так,    чтобы    породить  в  своей  душе  такой  же  прекрасный  цветок  и  оставить  его после  себя  своим  детям  и  внукам.  Весь  мир  был  у  ног  этого  человека,  но  он  не  стремился    властвовать    над ним.    Он    знал:    чем    больше  он  отдаст,  тем  больше  будет  иметь,  а  то,  что  он имеет,  он  не  сможет  сложить  ни  в  одну  кладовую,  вместить  это  можно  только   в своем  сердце.

- Какие моральные правила нарушил один брат и какие выполнил другой?

  1. Заключение.

- Ребята, что самое главное во всех религиях мира?

Религий много, но нравственные заповеди объединяют людей в стремлении к добру.

РЕБЯТА, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ? ЧТО ВЫ ЗАПОМНИЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

- Что вы расскажите своим родным о нравственных основах буддизма и ислама?

- Какие вопросы вы им зададите?

7. Творческое домашнее задание:

НАРИСУЙ РИСУНОК К ЗАПОВЕДИ ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ, ПЕРЕДАЮЩИЙ ЕЕ СМЫСЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Культура и религия.

Урок предназначается для учащихся 4-го класса. На данном уроке дети знакомятся с основными понятиями курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики"...

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Ø  Сформировывается представление об основных священных книгах  мировых религий –  Типитака, Коран, Тора, Библия....

Конспект урока по ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

  Модуль. Основы  мировых религиозных  культур. 4 класс.    Тема. Священные книги религий мира ....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...