ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
план-конспект урока (4 класс) на тему
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,
пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предмет ОРКиСЭ | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учитель начальных классов Галиуллина К.Р.
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №2» Арского муниципального района, города Арска, РТ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет ОРКиСЭ
Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру,
пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».
Задачи урока: привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;
• развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
• способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
• развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Оборудование, материалы к уроку: Учебник авт. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.И.Даля ; карточки для групповой работы, памятки, таблица модели Фейера, плюсовка «Улыбка» , сигнальные карточки по сингапурской методике на каждом столе ( дети распределены по 6 человек за совмещенными партами) , картинки по теме; мультимедийный проектор, экран.
Урок построен на основе сингапурской методики. Дети сидят в группах, на столах расположены карточки с порядком выполнения работ ( работа в парах- Релли Робин, Раунд Робин)
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников. |
| Организационный момент. - Здравствуйте, Все, кто собрался в этом кабинете! Здравствуйте, ребята! Вы наверное разволновались, увидев гостей? Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать: -Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том что волнует многих живущих на нашей планете. | Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием. ( в музыкальном сопровождении « Улыбка» ) |
2.Актуализация знаний
4. «Открытие нового знания»
5. 5.Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности. 9. Итог урока 10. Д/з | - У вас на столах лежат конвертики с карточками. Вам сейчас нужно вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце. Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? На доске появляется слово « милосердие» -Часто ли вы слышали слово,вынесенное в название нашего урока? - как часто видели вы милосердие в реальной жизни? Прослушайте отрывок из стихотворения и дайте своё суждение по теме урока. Работа со словарями. - Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».
В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему. -А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”? -Вывод: Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим. Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:
А вот как об этом написала свои стихи З.В.Мостовая .Послушайте.(чтение учеником) - Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода? Прочитайте небольшой отрывок из рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы. Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так делать нельзя? Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь. -Прочитайте определение в учебнике с 55 ( 2 абзац и определение) - Подумайте и назовите антоним к слову «милосердие»? (ЖЕСТОКОСТЬ) - Ребята, к кому, по вашему мнению, мы должны относиться с милосердием? Работая в однократном Раунд Робин. Прежде, вы должны быть милосердными к своим близким, к тем, кто вас окружает! - А кто такой, по вашему мнению «близкий» человек? Послушаем притчу «О добром самарянине». - Так кто же такой близкий человек? - Придаётся ли в других религиях милосердию также огромное значение? Какой можете сделать вывод? Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным. -А что главное в помощи? Какие добрые дела можете уже сделать вы сами? Захотелось ли вам сделать доброе дело? А сейчас прослушаем стихи о милосердии, которые подготовили ваши товарищи. (чтение стихов) Совпали ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения? А сейчас, ребята , я попрошу вас заполнить небольшую табличку которая называется Модель Фрейера. В ней вы должны будите указать раскрытия смысла понятия сегодняшнего урока, указать характеристику понятия, привести к нему примеры положительные и противоположные. 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? А в заключении я хочу раздать вам памятки « Жизненных правил». Я надеюсь, что наш урок принесет пользу в выборе правил поведения в различных жизненных ситуациях. Я предлагаю вам поработать с информацией и узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в Арске? | (работа с конвертиками) Раунд Робин однократный. Обсуждение в группе . Уч-ся выбирают слова-чувства по теме урока, которые напечатаны на цветных листочках и совмещают их с рисунком сердечка. Затем свои ответы сверяют по слайду. Слайд №1 Активное собеседование.Продолңителҗный Раунд Робин. Слайд №2 Чтение стихотворения уч- ся. Мы хотим, чтоб нас всегда любили. Ответы детей. (Ученики находят значение слова в словаре С.И.Оңегова и В.И.Даля. Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.) Слайд №3 (Ответы детей) Работа Релли Робин –по плечу Из набора слов надо выбрать уч-ся слова –синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…) Слайд №4 -для проверки Чтение учеником для класса. За боль умей благодарить , (Ответы детей) Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому «….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.» Слайд №5 (вывод) –чтение. -Чтение определения в учебнике с 55 ( 2 абзац и определение) Подбор уч-ся антонимов самостоятельно (равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность) Слайд №6 ( для проверки и дополнения знания) Учебник, с. 60 ,2 абзац – чтение и обсуждение. Раунд Робин однократный. Обсуждение в группе . Ответы детей. (к пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе…) Дети слушают чтение и следят по распечатке. Так же текст вынесен на экран. Выяснение понятия ,ответ на вопрос. Выступление с сообщением подготовленных учащихся. 1 ученик Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Есть разные формы. В Коране Бог говорит, что всё, чем люди владеют на этой земле, в конечном счете, принадлежит Богу. Есть обязательный налог – закят, который идёт на благотворительность. Есть понятие милостыни «по внезапному побуждению». Это добровольная милостыня. 2 ученик. Всё учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допускать никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Многие религии учат, что человек был создан по образу и подобию Божьему. 3 ученик. Иудеи считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни. Коллективный вывод.( Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.)Релли Робин-по лицу - ответы детей. (Главное чтобы эта помощь шла от чистого сердца! Перечисление добрых дел доступных своему возрасту (покормить птиц зимой, посадить деревце, помочь по дому , помочь пожилым и больным- бабушки и дедушки, соседи, родственники…..) Слайд №7-ответы детей с опорой на картину слайда. Милосердие в моем понимании – Дети заполняют таблицу по теме урока.( Пояснение - Они должны новому понятию урока « Милосердие» дать определение, характеристику, привести примеры. По этой модели сразу можно определить на каком этапе урока у ребенка не закрепились понятия.) -ответы детей. - чтение детьми правил. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей . 2.Умей видеть достоинства людей, ценить их. 3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Запись заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...
Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23
Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...
презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"
Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....
Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". 4 класс
Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»Цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.Результат: ...
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Цели и задачи:1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;2) дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимоп...
Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Данная методическая разработка содержит технологическую карту, опорный конспект и презентацию урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»по предмету «Основы мировых религиозных...