Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

 

Задачи урока: формировать  представление о нравственных понятиях – сочувствие, сопереживание, человеколюбие, сострадание и милосердие;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, понимания и сопереживание чувствам других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Методическая разработка урока ОРКСЭ

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

УМК: «Школа России».

Класс: 4

Тип урока: Изучение нового материала

Учитель: Пуленко Е.В.

Тема

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Цель

Освоение учащимися ценностного смысла понятий «милосердие», «взаимопомощь», «забота» в религиях, развитие ценностного отношения к собственным поступкам.

Задачи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий;
  • развивать в детях этические чувства как регуляторы морального поведения;
  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

  • учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • выстраивать последовательность необходимых операций;
  • контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  • учиться воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать свою точку зрения;
  • вступать  в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • давать определение понятиям «милосердие», «милостыня», «закят».
  • различать традиции разных религий.
  • осознавать единство ценностей и духовности разных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

Планируемые результаты.

Предметные:

Знания: Сформируют понятие о милосердии и сострадании.

Умения: научатся понимать смысл слов милосердие и милостыня.

Навыки: составление устных рассказов.

Метапредметные:

Регулятивные: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.

Познавательные: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Формирование такого качества личности как милосердие, сострадание и умение сострадать, быть отзывчивым.

Основные понятия.

Милосердие, сострадание, взаимопомощь

Формы урока

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная  работа

Технология

Личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельности подход.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы собрались поговорить о том, что волнует многих людей, живущих на нашей планете.

 - Недавно я услышала притчу, которой хочу поделиться с вами:

“ Спросил как-то наставник троих учеников: “Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?”

- Потому что камень тяжелый, - ответил один.

- Потому что стекло хрупкое, - ответил второй.

-Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным, - отвечал третий.

- Никто из вас троих не дал правильного ответа, - ответил учитель. - Потому что окно было закрыто!

Научитесь идти по жизни с открытыми сердцами, и ни один камень не разобьет их.

Человеческое сердце может быть добрым и злым, большим и маленьким, любящим и ненавидящим, может быть золотым, а может быть каменным и ледяным. Пусть ваше сердце всегда будет открытым и любящим.

Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок нашел отклик в вашем сердце и запомнился вам. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные (Л.):самоопределение к деятельности;

Коммуникативные (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний.

Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним,чему они учат (работа в таблице). Проверка.

- Можно ли говорить, что нравственные нормы в религиях существенно отличаются? Почему?

- Действительно, все заповеди религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества, объединяют людей в стремлении к добру.

О нравственных заповедях религий мира.

(Работа в парах по таблице, двое уч-ся на доске заполняет таблицу):

5 моральных заповедей;

- необходимость сострадать всем живым существам;

- Бодхисатва: отречение от нирваны.

10 заповедей, которые были дарованы Моисею самим Богом. Среди них: возлюби ближнего своего, чти отца и мать, не убий, не кради, не лги  и др.

человеческая жизнь – наивысшая ценность;

- почитание матерей;

- запрет на спиртное.

иудаизм и христианство

ислам

буддизм

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии

Постановка темы и целей урока.

- Какие чувства должны быть в каждом добром сердце?

- Человека, который обладает этими качествами ещё можно назвать милосердным.

Кто догадался,  какая тема нашего урока сегодня?

- Откройте учебник на стр.99 и прочитайте,о чём мы будем сегодня говорить.

Теперь попробуйте сформулировать цель урока: что вы хотите узнать?  

- Любовь, доброта, взаимопомощь, забота.

- Милосердие.

- Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Формируют  цели урока.

- узнать, что такое милосердие.

- какого  человека называют  милосердным

- как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

Р.: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою работу

П.:общеучебные (формулирование познавательной цели)

Логические

(выдвижение гипотез)

К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.

Открытие нового знания.

        

Работа со словарями. - Сейчас вы будете работать в группах со словарями разных авторов, искать о лексическое значение слова «милосердие». Давайте вспомним правила работы в группе.

Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.

Ребята, к кому,по-вашему, мы должны относиться с милосердием?

Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, они голодают, они носят обноски,у них нет возможности помыться? Как мы должны к ним относиться?

А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию.

Открываем учебник на стр. 99 , рассмотрите фото.

-Как вы думаете, почему священник посетил больницу?

-Давайте узнаем, является ли обязанностью христиан помощь больным и  нуждающимся. Прочитайте, что говорится о христианстве.

Чему учил Иисус Христос?

Об этом ярко говорится в притче «Страшный суд».

-Как вы поняли смысл притчи?

- Кому помогает христианская церковь?

- Каким образом?

Помощь бывает разной.

Одно из дел милосердия – милостыня.

Что это?

Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова». 

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».

Подавать можно не только денежные суммы, но и  вещи, лекарства, продукты.

Помощь может быть и  нематериальной (слова ободрения, сочувствия, беседы).

В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об умершем.

- Почему христиане это делают?

- Как вы думаете,  помогать больным и нуждающимся призывает только Христианство?

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия.

Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».

Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.

Прочтемтекст на стр.100-101

- В культуре исламе существует важное понятие «закят» и «милостыня по внезапному побуждению»Что означают эти два слова и в чем их отличие?

Пророк Мухаммад говорил:                     “Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню:

справедливо рассудить двух людей - милостыня,

доброе слово - милостыня,                             каждый шаг к мечети - это тоже милостыня”

-  Кроме христиан и мусульман в мире живут  представители других религий. Каких?

- О милосердии в буддизме расскажет  …

На стр. 102 прочитайте, что говорится о милосердии в буддизме.

Кто такие бодхисатвы?

Как проявляется милосердие виудаизме?

Какое место в жизни иудеев (евреев) занимает милосердие?                                 Об этом нам расскажут…

Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма.

Ученики находят значение слова в словаре,  представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.

Вывод:

Милосердие - это  готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды.

К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе

С сочувствием, с состраданием.

После чтения дети делают вывод и соотносят информацию с иллюстрацией.

Что всякий хороший или плохой поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

(Чтение притчи).

На последнем всеобщем Страшном суде все люди будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел.

Помощь больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, заключенным.

Милостыня – это помощь неимущим, бедным людям в виде денег или других вещей.

Чтение по ролям притчи «Нищий»

Это выражение любви к людям, этому  учил Иисус Христос.

Чтение текстана стр.100-101

Закят - это обязательный налог, который идет на благотворительность.

 Милостыня -  это добровольная помощь тому, кто в ней сейчас нуждается.

Буддизма и иудаизма

( рассказ ученика)

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горюи готовностью помочь.

 В буддийском храме всегда находится мандала– это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир.

Бодхисатвы – «существа, стремящиеся к просветлению».

Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа

( рассказ учеников)

        

        Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. С давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки  передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям.

Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается  словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не просто милостыня, а акт справедливости. Цдака– обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся.

П: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Р: удерживать учебную задачу в процессе работы.

К: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы,

умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания одноклассников.

Л.:действие нравственно – этического оценивания

Закрепление и обобщение пройденного материала.

Давайте вернёмся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать?

Предлагаю заполнить таблицу (на доске)

Работа в группах

Каждая  группа должна будет кратко ответить на вопросы таблицы об одной из религий.

Какой ещё можно сделать вывод из данных таблицы?

Как разные религии учат милосердию.

Религии

К кому проявляет милосердие

Как  проявляет милосердие

Христианство (православие)

Иудаизм

Ислам

Буддизм

(командиры группы получают карточку с названием религии)

Помогать ближнему, заботиться о слабых призывают и учат все религии.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Л.: самоопределение

- Ребята, а можно ли в себе воспитатьмилосердие? Как?

Да, милосердие должно быть деятельным, активным.

 Можно миллион  раз говорить о том, что нужно уважать стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям...

- В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

- А как надо оказывать милость?

Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь.

Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.

- Ребята, перед вами сердечки. Напишите на них добрые дела, которые вы совершали.

Из этих сердечек мы сделаем большое сердце - эмблему милосердия. Посмотрите, какое большое сердце у нас получилось! Сколько добрых поступков вы совершили. Будьте всегда внимательны к окружающим - вдруг кому-то нужна ваша помощь.

Делать добрые дела, совершать добрые поступки, откликаться на чужую беду

Благотворительная акция, проходящая в нашей школе - «Подарок одиноким людям”, можно навестить заболевшего одноклассника,

утешить обиженных, найти слова сочувствия, помочь вниманием,

уклоняться от драк,                                                   не отвечать  злом на зло.

(учащиеся  пишут).

(учащиеся прикрепляют сердечки на контур сердца, который на доске).  

 Итог урока. Рефлексия.

- над чем заставил задуматься урок?

- какую цель ставили на уроке?

- к какому выводу пришли?

-оцените свою работу на уроке

Р.: контроль, оценка.

П.: умение ориентироваться в содержании предмета.

Домашнее задание

- прочитайте статью в учебнике.

-попробуйте составить синквейн на тему «Милосердие»

Л.: повышение уровня мотивации

   Таблица (работа в парах)

иудаизм и христианство

5 моральных заповедей;

- необходимость сострадать всем живым существам;

- Бодхисатва: отречение от нирваны.

ислам

10 заповедей, которые были дарованы Моисею самим Богом. Среди них: возлюби ближнего своего, чти отца и мать, не убий, не кради, не лги  и др.

буддизм

человеческая жизнь – наивысшая ценность;

- почитание матерей;

- запрет на спиртное.

Притча «Нищий»

       Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. 
       Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как изменила  бедность это несчастное существо! 
       Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. 
       Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. 
       А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
       Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». 
       Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. 
       — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. 
       Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...

Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Данная методическая разработка содержит технологическую карту, опорный конспект и презентацию урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»по предмету «Основы мировых религиозных...