Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 473.97 КБ |
dlya_detey.docx | 16.03 КБ |
miloserdie.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мил о серд ие
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Иудаизм Ислам Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Иудаизм Ислам Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Ислам Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Ислам Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Моральная и материальная поддержка. Касса благотворительности. Ислам Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Моральная и материальная поддержка. Касса благотворительности. Ислам Нуждающиеся, бедные, путешественники Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Моральная и материальная поддержка. Касса благотворительности. Ислам Нуждающиеся, бедные, путешественники Выплачивать обязательный налог ЗАКЯТ Добровольная милостыня «по внезапному побуждению» Буддизм
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Моральная и материальная поддержка. Касса благотворительности. Ислам Нуждающиеся, бедные, путешественники Выплачивать обязательный налог ЗАКЯТ Добровольная милостыня «по внезапному побуждению» Буддизм Все живые существа
Представление о милосердии в разных религиях. Религии К кому проявлять милосердие Как (каким образом) проявлять милосердие Христианство Больные, бездомные, малоимущие, дети, инвалиды, те, кто попал в беду, инвалиды, сироты Отдавать всё, что имеешь. Совершать добрые поступки Иудаизм Нуждающиеся, бедняки, пришельцы Моральная и материальная поддержка. Касса благотворительности. Ислам Нуждающиеся, бедные, путешественники Выплачивать обязательный налог ЗАКЯТ Добровольная милостыня «по внезапному побуждению» Буддизм Все живые существа Молитва, не допускать вреда ни одной живой душе. Бохисатвы – существа, отказывающиеся от нирваны
1 строка 2 строка 4 строка 3 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) Синквейн.
Синквейн. Милосердие отзывчивый,человеколюбивый заботиться, помогать, прощать Доброта должна спасти мир Любовь
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, пожалуйста, внимательно послушайте.
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята».
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них». Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. «Скажите, а что с этим котенком?» - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. «Поэтому котенок и хромает». Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести». «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром»,- напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята»
Учитель: Как вы думаете, что произошло дальше?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Учитель: При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал»,- дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»,- сказал продавец.
Учитель: Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему? (Быть добрыми, внимательными к окружающим, оказывать помощь больным, учит состраданию и быть милосердным к другим).
Приложение 2
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
МИЛОСЕ́РДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
Проявить милосердие. Взывать к чьему-нибудь милосердию.
Действовать без милосердия (жестоко).
Энциклопедия социологии, 2009
МИЛОСЕРДИЕ
1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным.
2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению.
Приложение 3
Иудаизм
БЛАГОТВОРИ ТЕЛЬНОСТЬ, проявление сочувствия ближнему в виде материальной и моральной поддержки. Благотворительность — одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков и пришельцев, потому что евреи сами были пришельцами в земле Египетской и испытали там нужду.
Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир. Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание, подробно рассмотрели законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нуждающимся. В еврейской общине создают кассу благотворительности. (из «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИУДАИЗМА»)
Представление о милосердии в разных религиях.
Религии | К кому проявлять милосердие | Как (каким образом) проявлять милосердие |
Христианство | ||
Иудаизм | ||
Ислам | ||
Буддизм |
«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца»
«Настоящий воин тот, у кого есть милосердие»
«Сострадание правит миром»
«Без милосердия невозможно жить в мире»
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
по предмету «Основы мировых религиозных культур»
Цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.
Результат: учащиеся знают, как проявляется милосердие в различных религиях; конкретные дела, относящиеся к понятию «милосердие».
Задачи:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями в различных религиях.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; аудио материалы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, рассказ, ИКТ.
Тип урока- изучение нового материала.
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Этап урока 1. Организационно-мотивационный. 3 мин | |
Организует детей на работу. Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя (звучит фонограмма песни «Дорогою добра»). | Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. |
Этап урока 2.Создание проблемной ситуации, актуализация знаний.10 мин. | |
Предлагает прослушать историю «Продаются котята» (см. в Приложении). Работа с понятием «Милосердие». | 1.Осознают поставленную проблему 2.Выполняют разбор слова «милосердие» по составу и выдвигают свои предположения по поводу происхождения этого слова 3. Составляют кластер 4.Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова. |
Этап урока 3. Открытие новых знаний.10 мин. | |
1.Предлагает работу по группам для нахождения информации в учебнике о понятии «Милосердие» в Иудаизме, Исламе, Христианстве, Буддизме. 2. Подведение итогов | 1.Работа в группах с текстом учебника, заполняют таблицу. 2. Коллективный вывод. (Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.) |
Этап урока 4. Самостоятельное применение новых знаний. 5 мин. | |
1.Предлагает составить из карточек - пазлов пословицы и поговорки мудрецов разных религиозных взглядов, объяснить их значение. 2.Предлагает подумать над вопросом: зачем нам милосердие, какая в нем выгода. 3.Обсуждение проблемного задания «Всякое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым» 4. Организация работы в группах «Найти различные способы помощи людям и животным» | 1.Учащиеся в группе собирают пословицы и поговорки из пазлов. Каждая группа объясняет значение одной пословицы, своё понимание её. Представитель от группы делится информацией с другими группами. 2. Коллективные ответы детей. 3. Коллективный вывод. Только та помощь, которую мы совершаем без какой-либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь. 4. Работа в группах - создание способов решения проблемы поискового характера. |
Этап урока 5 Итог урока. 3 мин | |
1. Предлагает учащимся подвести итог урока в виде синквейна. | 1. Коллективное составление синквейна 2. Представитель от группы презентует свою работу. |
Этап урока 5 Домашнее задание 2 мин | |
Подберите пословицы о добре и милосердии, стихи, фрагменты из фильмов | Запись д.з. |
Этап урока 6 Рефлексия. 2 мин | |
Что бы понять плодотворно ли прошел наш урок давайте ответим на вопросы
| Дети делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы |
Этап урока 1. Организационно-мотивационный. 3 мин
Звучит фонограмма песни «Дорогою добра»
- Здравствуйте, все, кто собрался в этом кабинете! Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, разволновались, увидев гостей? Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать:
-Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том, что волнует многих живущих на нашей планете. Хотите узнать, что это?
Этап урока 2.Создание проблемной ситуации, актуализация знаний.10 мин.
- Давайте послушаем одну историю.
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята».
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них». Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. «Скажите, а что с этим котенком?» - спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. «Поэтому котенок и хромает». Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести». «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром»,- напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята»
Учитель: Как вы думаете, что произошло дальше?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Учитель: При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал»,- дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»,- сказал продавец.
Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему? (Быть добрыми, внимательными к окружающим, оказывать помощь больным, учит состраданию и быть милосердным к другим).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня мы будем говорить на уроке?
(о милосердии)
- Слайд 3. Одно из самых красивых слов на свете –милосердие. Что же оно обозначает? Переверните листы ватмана, лежащие у вас на столах. В центре написано слово МИЛОСЕРДИЕ. Разберите его по составу. Как могло возникнуть это слово? Из каких же слов рождено это слово? В этом слове соединились два: милость и сердце. Как же вы понимаете смысл этого слова? Слайд 4
- А что такое милосердие для вас? Обсудите в группах, напишите ответы на лучиках. Представьте остальным результаты своей работы.
- Дома вы работали со словарями разных авторов и узнали о лексическом значении слова «милосердие». Приглашаю по 1 человеку от группы.
радость
любовь уход за больным
доброта сопереживание
уважение забота
помощь ( и т. д.)
- Итак, милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим
Этап урока 3. Открытие новых знаний.10 мин.
-В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.
- А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.
Откройте свои учебники по закладке. Прочитайте текст, заполните свою часть таблицы.
Представление о милосердии в разных религиях.
Религии | К кому проявлять милосердие | Как (каким образом) проявлять милосердие |
Давайте посмотрим что у вас получилось.
Какой можете сделать вывод?
Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Этап урока 4. Самостоятельное применение новых знаний. 5 мин.
- Составьте из карточек - пазлов пословицы и поговорки мудрецов разных религиозных взглядов. Объясните смысл данных пословиц и поговорок.
«Не суди по силе рук, а суди по силе сердца»(ислам)
«Настоящий воин тот, у кого есть милосердие» (Христианство)
«Сострадание правит миром» (Буддизм)
«Без милосердия невозможно жить в мире» (Иудаизм)
-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других, готовность делать добро людям, заботиться о близких – играют важнейшую роль в жизни человека любой религии.
- Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода? (Ответы детей) Любое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым?
- Вот послушайте….
Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?
Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»
Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так делать нельзя?
Только та помощь, которую мы совершаем без какой-либо выгоды, и есть милосердие, бескорыстная помощь.
- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки) Какие добрые, милосердные дела вы можете совершить уже сейчас? Давайте потренируемся. Сейчас я предоставлю вам различные ситуации, с которыми мы можем столкнуться, а вы в группах найдёте различные способы помощи людям и животным.
Даны ситуации:
Рядом живёт одинокая бабушка.
Тяжело заболел одноклассник.
У дома сидит голодный маленький котёнок.
На ваших глазах обижают слабого.
Заслушиваем ответы групп.
Если останется время, то просматриваем ролик Светланы Копыловой «Окно»
Беседа
-Какое впечатление произвела на вас притча «Окно», какие вызвала чувства?
-Давайте придумаем другой конец, светлый, где нет ни зависти, ни злости.
Этап урока 5 Итог урока. 3 мин
Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках).
Милосердие
отзывчивый, человеколюбивый
заботиться, помогать, прощать
Доброта должна спасти мир
- В нашей стране живут люди разных культур и религий и что нас всех объединяет? Правильно, милосердие друг к другу, забота о ближних, сострадание!
Этап урока 7 Рефлексия. 2 мин
Что бы понять плодотворно ли прошел наш урок давайте ответим на вопросы
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вы нового узнали?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что означают понятие «милосердие»?
- Захотелось ли вам сделать добрые дела?
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам.
Этап урока 6 Домашнее задание 2 мин
Подберите пословицы о добре и милосердии, стихи, фрагменты из фильмов
- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.
- Будьте глубоко нравственными людьми!
- Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс
презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Урок по предмету "Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"
Цель урока: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности, дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и ...
Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"
Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.
Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....
Методическая разработка. Урок «Представление о человеке в христианстве» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс
Методическая разработкаУрок «Представление о человеке в христианстве»(ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 классЦель урока: формирование представлен...