Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя Андреева Надежда Валентиновна
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.) Серия «Школа России», А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур» стр.72-73
Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Цель и задачи урока
Цель: 1. Познакомить с понятием «милосердие»;
2. Воспитать стремление помочь окружающим;
3. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению;
4. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Задачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
- создать условия для свободного общения и самовыражения;
- воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои
чувства, эмоции, мысли;
- воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
- развивать воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей
Тип урока: проблемно-диалогический.
Этап урока | Описание урока |
1.Вводное слово учителя | -Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и подумайте, что же это за качество? Слово это серьезное, Главное, важное, То что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Милосердие! Сердец доброта! |
2.Работа с информацией | -Да, правильно. Тема нашего урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Записали тему в тетради. -Ниже записали слово «милосердие». Подумайте и скажите, как вы понимаете «милосердие»? - Что ж, мнений много. Давайте разбираться. Как получилось слово «милосердие»? - Какая часть слова указывает на его основной смысл? - Корень слова Милосердия. Назовите его ( Здесь два корня мил и серд) - Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд» Выделили эти корни - Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». Назовите слова с корнем «мил» (милый) -Молодцы! Стрелочка вниз и записали «милый» - Кто может быть милый? Приведите примеры. (котенок, цыпленок, ребенок) - Значит милый – это приятный? (да) - С какой интонацией мы произносим «милый»? (Доброй, ласковой, нежной. Мы с нежностью говорим: милый, милая. Это тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.)
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (милость) -Да. Записали ниже.
- Что думаете о значении этого слова? ( Помощь, любовь, жалость, добро) -Какие еще слова можно записать? (помиловать) - Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно. - Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь?
- Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце) -Правильно. Вторая стрелочка вниз и записали «сердце». Ребята. А как вы думаете это должно быть какое сердце? (доброе) - Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста. ( Когда нам обидно, когда мы переживаем.) Запись в тетради: Милосердие милый сердце милость помиловать Физминутка - Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»? ( Доброта, жалость, помощь, прощение.)
- Скажите, кто может быть милосердным? (человек) - Встречались ли вам милосердные люди? -Итак, что же такое «милосердие», как вы думаете? Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь) - Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова и сравним с нашими выводами. Правы ли мы? Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия -Записали определение в тетрадь. |
3.Включение дополнительной информации в основной материал | -Теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. Открываем учебник стр. 72-73 -Рассмотрите иллюстрации, подумайте и скажите, относятся ли эти дела к понятию «милосердие»? Почему? -А какие еще дела можно отнести к понятию «милосердие»? Читаем текст. -Как понимают милосердие иудеи? -Чему учил своих приверженцев Иисус Христос? -Как поняли смысл притчи о Страшном суде? -Какие формы выражения милосердия есть в исламе? -Как выражается милосердие в буддизме? -Почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника? |
4.Рефлексия. | -Что нового узнали? -Как вы понимаете, что такое милосердие? (Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения) -Какие конкретные дела вы бы отнесли к понятию «милосердие»? - А можете ли вы милосердные поступки? «Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди. - Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава. |
5. Домашние задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Учебник "Основы мировых религиозных культур". Авторы: Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С....
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок» ...
Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ
В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....
методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"
Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися назначения и устройства православного храма...
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"
Задачи урока: формировать представление о нравственных понятиях – сочувствие, сопереживание, человеколюбие, сострадание и милосердие;- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброже...
ОРКСЭ Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Данный урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в ...