Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Андреева Надежда Валентиновна

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя              Андреева Надежда Валентиновна

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.)    Серия «Школа России», А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур» стр.72-73

Тема урока    «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

       

       Цель и задачи урока

 Цель: 1. Познакомить с понятием «милосердие»;

           2. Воспитать стремление помочь окружающим;

           3. Развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению;

           4. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

Задачи:

  1.  учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
  2. создать условия для свободного общения и самовыражения;
  3.  воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои

                              чувства, эмоции, мысли;

  1. воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
  2. развивать воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей 

Тип урока: проблемно-диалогический.

                                 

                                     

Этап урока

Описание урока

1.Вводное слово учителя

-Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Послушайте стихотворение и подумайте, что же это за качество?

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

2.Работа с информацией

-Да, правильно. Тема нашего урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Записали тему в тетради.

-Ниже записали слово «милосердие». Подумайте и скажите, как вы понимаете «милосердие»?

- Что ж, мнений много. Давайте разбираться. Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия. Назовите его

( Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд» Выделили эти корни

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». Назовите слова с корнем «мил»

 (милый)

-Молодцы! Стрелочка вниз и записали «милый»

- Кто может быть милый?  Приведите примеры.

(котенок, цыпленок, ребенок)

- Значит милый – это приятный?

(да)

- С какой интонацией мы произносим «милый»?

(Доброй, ласковой, нежной. Мы с нежностью говорим: милый, милая. Это тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.)

 

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил»  

(милость)

-Да. Записали ниже.

 

- Что думаете о значении этого слова?

 ( Помощь, любовь, жалость, добро)  

-Какие еще слова можно записать?

(помиловать)

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все -  любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь?

 

- Теперь подберем родственные слова с корнем «серд»

(Сердце)

-Правильно. Вторая стрелочка вниз и записали «сердце». Ребята. А как вы думаете это должно быть какое сердце?

(доброе)

- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.  

( Когда нам обидно, когда мы переживаем.)

Запись в тетради:

Милосердие

милый                          сердце

                                       милость                                

                                      помиловать        

Физминутка

- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

( Доброта, жалость, помощь, прощение.)

 

- Скажите, кто может быть милосердным?

(человек)

- Встречались ли вам милосердные люди?

-Итак, что же такое «милосердие», как вы думаете? Что главное в объяснении значения слова?

(Готовность помочь, оказать помощь)

- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова и сравним с нашими выводами. Правы ли мы?

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

-Записали определение в тетрадь.

3.Включение дополнительной информации в основной материал

-Теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. Открываем учебник стр. 72-73

-Рассмотрите иллюстрации, подумайте и скажите, относятся ли эти дела к понятию «милосердие»? Почему?

-А какие еще дела можно отнести к понятию «милосердие»? Читаем текст.

-Как понимают милосердие иудеи?

-Чему учил своих приверженцев Иисус Христос?

-Как поняли смысл притчи о Страшном суде?

-Какие формы выражения милосердия есть в исламе?

-Как выражается милосердие в буддизме?

-Почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника?

4.Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Как вы понимаете, что такое милосердие?

(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

-Какие конкретные дела вы бы отнесли к понятию «милосердие»?

- А можете ли вы милосердные поступки? «Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава.

5. Домашние задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Учебник "Основы мировых религиозных культур". Авторы: Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С....

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»   ...

Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....

методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"

Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися  назначения и устройства православного храма...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Задачи урока: формировать  представление о нравственных понятиях – сочувствие, сопереживание, человеколюбие, сострадание и милосердие;- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброже...

ОРКСЭ Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Данный урок направлен на освоение  младшими школьниками  ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира.  Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в ...