4 класс ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур» Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Федорова Татьяна Ивановна

Данный материал знакомит  с этимологией и смыслом слова "милосердие", учит понимать христианское значение слова "ближний", формирует  знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, помощи людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_miloserdie.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

 

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний».

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; формировать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям;

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; Формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

познавательные: получат возможность оценивать нравственное содержание прочитанного текста, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию текста;

регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

коммуникативные: получат возможность грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении, быть терпимым, толерантным к чужому мнению. 

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Основные термины и понятия урока : долг, добрый самарянин, ближний, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, милостыня.

Ход урока:

1.Организация начала урока.

 (Слайд 1)

2. Мотивация деятельности. Ресурсный круг  (Активная форма обучения, при которой участники сидят (стоят) в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер)

Начать урок я хотела бы со стихотворения Дмитрия Михайловича Быковицкого, врача, поэта, барда (родился в Ленинграде) (Слайд 2)

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою»

 - Скажите мне,  к чему призывает поэт в этих строках? (К милосердию) (Слайд 3)

- А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

- Кто такой ближний для тебя?

  Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

  В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

  Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

  Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

   Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире" (Слайд 4) 

3. Исследовательская работа в группах.

а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).

Первая группа.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

(Слайд 5)

Вторая группа.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

(Слайд 6)

Третья группа.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

(Слайд 7)

Четвертая группа.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

(Слайд 8)

Пятая группа.

Современный толковый словарь: Милосердие -  сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

(Слайд 9)

- Как понимаете слова?

- Что общего?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. 

(слайд 10)

б) Исследование слова “милосердие”.

- Разберите слово милосердие по составу.

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.

- Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-.

- Запишите эти слова (сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..)

- Какие качества характеризуют эти слова?

Как их называют? (Сердечные)

4. Беседа о милосердии

   Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

   Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

   Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

-Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие.)

Однажды Иисуса Христа спросили, какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «Притчей о добром Самарянине»:

(Слайд 11)

а) Словарная работа. (Слайд 12)

Притча - рассказ с нравоучением.

Самаряне - жители одной местности в Палестине.

Заповедь - правило жизни.

Жить достойно - жить по заповедям Христа.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

б) Просмотр мультфильма “Притча о добром самарянине”.

в) Беседа по увиденному.

- Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

- Объясните свой выбор.

- Какими качествами обладал Самарянин?

  • Равнодушие
  • Доброта
  • Жадность
  • Скромность

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Кого мы называем ближним (Слайд 13)?

(Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи)

- Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.) (Слайд 14)

   Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

   Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

   Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

 Послушайте, ребята, ещё одну притчу «Спасти одну звезду» (Слайд 15)

   Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

   Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

(Слайд 16)

5. Милосердие и религия. Изучение нового материала:

         Работа с текстом учебника.

- Милосердие и религия связаны между собой?

- А кто знает, что говорят о милосердии представители разных религий?  (Ответы детей)

  • - Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 73.

- Как вы думаете, почему священник посетил больницу?

- Давайте узнаем, является ли обязанностью христиан помощь больным и  нуждающимся. Прочитайте на стр. 72 3, 4, 5 абзацы о христианстве.

После чтения дети делают вывод и соотносят информацию с иллюстрацией.

- Как вы думаете, помогать больным и нуждающимся призывает только Христианство?

  • - В культуре исламе существует важное понятие «закят». Вполголоса прочитайте в учебнике абзац об исламе и попробуйте объяснить, что это слово означает?

Работа над понятием закят.

- Как вы поняли из учебника, что такое закят?

 Закят – это милостыня. Что является обязанностью ислама? (выплачивать закят, помогать бедным)

- Как вы понимаете слово «милостыня»?

Милостыня – это важная часть милосердия.  Милостыня – это помощь неимущим, бедным людям в виде денег или других вещей.

  • Сообщение учеников о милосердии в иудаизме и буддизме.

        -  Кроме христиан и мусульман в мире живут  представители других религий, каких? (Буддизма и иудаизма).

        - Интересно, какое место в жизни иудеев (евреев) занимает милосердие. Об этом нам расскажет (фамилия имя подготовившегося ученика). Она к сегодняшнему уроку подготовила сообщение об отношении к милосердию у иудеев.

                        

        Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки  передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается  словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не просто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

        -Как вы поняли, что такое цдака? (Цдака – это милостыня в иудаизме).

        

  • О милосердии в буддизме нам сегодня расскажет…

                        

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь.  В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир.

Учитель: Следует отметить, что подавать милостыню призывает и Христианство. Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай». 

(Слайд 17)

7. Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

Предлагаю заполнить таблицу. Один человек будет работать у доски.

Религии

К кому проявлять милосердие

Как (каким образом) проявлять милосердие

Христианство (православие)

Иудаизм

Ислам

Буддизм

 

          (Слайд 18)

- Можем ли мы, глядя на таблицу, ответить на вопрос: Как разные религии учат милосердию (Призывают всех людей помогать друг другу)

- Какой ещё можно сделать вывод из таблицы. (Отношение одинаковое)

- То есть можно сказать, что отношение к милосердию у всех религий одинаково. Помогать ближнему, заботиться о слабых говорят, призывают и учат все религии.

8.  Рефлексия.

 

Наш урок подходит к концу. Что вы поняли из сегодняшнего урока. (Что нужно быть милосердными).

Почему люди разных национальностей и религий должны быть милосердны? (Чтобы лучше понимать друг друга).

- Что нужно делать, чтобы каждого из вас считали милосердным? (Учащиеся пишут по одному предложению на листочках и прикрепляют к доске)

Ученик читает стихотворение:

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.

Л. Татьяничева.

9. Домашнее задание – по выбору.

 (Слайд 19)

- Составьте кроссворд со словом “милосердие”.

- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

Приложение 1

Притча о добром Самарянине

 На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

Самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Приложение 2

Притча «Спасти одну звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Урок ОРКСЭ в 4 классе Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Презентация по ОРК и СЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Католицизм". 4 класс.

Презентация по ОРКиСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". Автор учебника Амиров Р.Б., Воскресенский О.В. и др. В презентациии рассматриваются особенности католической культуры....

Урок ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья.

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семья", модуль: Основы мировых религий....

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Данная методическая разработка урока поможет училелям 4 классов провести урок ОРКСЭ....

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...