Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. знакомство с понятиями «природа», «добро», «доверие»;
  2. совершенствовать умение формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека.

Развивающие:

  1. развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  2. развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
  2. воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по истории ОРКСЭ

Дата: 23.11.2021

Школа: №152

Класс: 4 «в»

Урок: 4

Время:  10.40 – 11.20

Кабинет: 213

Студент: Абдрашитова Д. Ф.

Группа: 45

Учитель: Зайнитдинова Алия Фахритдиновна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

Задачи урока

Дидактические:

  1. знакомство с понятиями «природа», «добро», «доверие»; 
  2. совершенствовать умение формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека.

Развивающие:

  1. развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  2. развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
  2. воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня этот урок проведу у вас я.

- Присаживайтесь, пожалуйста.

- У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» а вот чего вы пожелаете,  выберите сами.

-За активную работу на уроке будете получать смайлики. В конце урока определим самого активного в классе.

Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте!

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы:  фронтальная

Словесный метод: беседа. Самопроверка

Практический метод:

Проверка знаний по предыдущей теме.

-А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.

 Подведение к теме

Давайте попробуем, ответить на вопросы, и подумаем над темой нашего урока. 

- Ваша задача прочитать и закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты.

- Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

- Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки)

Внимательно слушают и выполняют установку учителя

-Любуюсь

-Обижать его жителей и растения

-Любуюсь красотой цветов и трав

-Не обрываю незрелые ягоды

Предметные: знать материал по предыдущей теме; уметь применять полученные знания.

Метапредметные:

Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока

«Собери предложение»

( проблемная ситуация)

 - Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

 (2 ученика на доске собирают деформированное предложение)

-  Тема нашего урока:

«Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд)

- Предположите, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

- Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе.

Чтение стихотворения

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Работают у доски, составляют деформированное предложение

Самостоятельно формулируют тему и цели урока

Предметные: знать, о чём будет говориться на уроке; уметь предполагать тему и цель урока.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Карточки на доске

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Изучение нового материала  

Работа с высказыванием (Слайд)

На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

-Похоже ли это высказывание на пословицу?

-Как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

   Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Упражнение «Снежинка»

Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол.

Отвечают на вопросы

-Да

Объясняют смысл пословицы

Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя

Предметные: знать пословицы про природу; уметь выполнять задания и анализировать текст.

Метапредметные

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация,  учебник, листочки

Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим? У всех листы получились разные.

  Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ  и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

Работа с учебником

-Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке

Работа по содержанию текста:

- сказка ли это?

- докажите, что это сказка.

какие явления природы соприкасаются с Дубом?

с какими живыми существами Дуб связан?

( Доказывается словами из текста.)

- чем Дуб привлек внимание человека?

-кого нашел путник в Дубе?

так что же происходит с человеком при общении с природой?

- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы. Самому главному- вниманию ко всему живому, заботе и доброму отношению к окружающему миру.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-У всех разные снежинки

Читают по цепочке сказку о Дубе

-Да

-Дуб наделен качествами живого существа

-ветер, солнце, дождь

-птицы, животные, человек

-тишиной, спокойствием

-собеседника

-единение, душа человека откликается и разговаривает с природой

-да

Учебник, презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Формы:  фронтальная, парная

Словесный метод: беседа

Парная работа

- Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках)

П – прекрасная, привлекательная, причудливая.

Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, открытая, очаровательная и т.д..

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д,

А - активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

- Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось?

- Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА».

Работают над закреплением нового материала

Выполняют задание и отвечают на вопросы учителя

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам.

РМ (Карточки с заданием)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

Индивидуальная работа

Работа в тетради.

Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн?

 Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

  Вторая строкаописание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

  Третья строкаописание действия в рамках этой темы  ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

  Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

  Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому.

Написание синквейна. (Слайд )

Девочки -  со словом - добро.

Мальчики –  со словом - природа.

- Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия

- Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно

- Молодцы!

определять падеж имён сущ.).

Выполняют самостоятельную работу:


Составляют синквейн

Предметные:  знать пройденный материал; уметь применять полученные знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация, РМ

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

  Групповая работа

- На слайде изображение дуба.

Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно.

Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок.

Вот вам по зеленому дубовому листочку -  предложите как восстановить  дерево.

Обобщение учителя.

Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей  ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам.

Выполняют задание.

-Да

( ребята на листочках пишут свои предложения - полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.)

Дети записывают свои мысли, затем читают их

Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

РМ(листочки), презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Кто назовёт тему нашего урока?

-Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

- Как вы думаете, знания,  полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? Где и как мы можем их применить?

- Кто может напомнить, что такое природа?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Выберите одно сердечко и поднимите вверх.

Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.

Зеленый – было интересно на уроке, много узнал нового.

Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного. Я очень рада.

Домашнее задание: Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе.  Выучи его наизусть.

-Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный.

-Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы:

- «Природа – волшебные двери к добру и доверию»

- высветлить в своем душевном мире доброе отношение к природе

Считают смайлики, записывают домашнее задание

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...

Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"

Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные  двери к добру и доверию"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления учащихся...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа-волшебные двери к добру и доверию»

Тема занятия «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у школьников умения применять принципы общения, начало эколо...

Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс

Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс

Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...