Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Задачи урока
Дидактические:
- знакомство с понятиями «природа», «добро», «доверие»;
- совершенствовать умение формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по истории ОРКСЭ
Дата: 23.11.2021 Школа: №152 Класс: 4 «в» Урок: 4 Время: 10.40 – 11.20 Кабинет: 213 | Студент: Абдрашитова Д. Ф. Группа: 45 Учитель: Зайнитдинова Алия Фахритдиновна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Природа – волшебные двери к добру и доверию»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Задачи урока
Дидактические:
- знакомство с понятиями «природа», «добро», «доверие»;
- совершенствовать умение формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека.
Развивающие:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня этот урок проведу у вас я. - Присаживайтесь, пожалуйста. - У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» а вот чего вы пожелаете, выберите сами. -За активную работу на уроке будете получать смайлики. В конце урока определим самого активного в классе. | Показывают готовность к уроку. -Здравствуйте! | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа. Самопроверка Практический метод: | Проверка знаний по предыдущей теме. -А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Подведение к теме - Давайте попробуем, ответить на вопросы, и подумаем над темой нашего урока. - Ваша задача прочитать и закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты. - Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.) - Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения) - Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.) - Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки) | Внимательно слушают и выполняют установку учителя -Любуюсь -Обижать его жителей и растения -Любуюсь красотой цветов и трав -Не обрываю незрелые ягоды | Предметные: знать материал по предыдущей теме; уметь применять полученные знания. Метапредметные: Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание К: планируют учебное сотрудничество П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: формулирование темы и цели урока Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация. | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока «Собери предложение» ( проблемная ситуация) - Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока. (2 ученика на доске собирают деформированное предложение) - Тема нашего урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд) - Предположите, какую цель мы поставим сегодня на уроке? - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе. Чтение стихотворения Доброта нужна всем людям, | Работают у доски, составляют деформированное предложение Самостоятельно формулируют тему и цели урока | Предметные: знать, о чём будет говориться на уроке; уметь предполагать тему и цель урока. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Карточки на доске | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Изучение нового материала - Работа с высказыванием (Слайд) На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». -Похоже ли это высказывание на пословицу? -Как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". Упражнение «Снежинка» Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию: - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. | Отвечают на вопросы -Да Объясняют смысл пословицы Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя | Предметные: знать пословицы про природу; уметь выполнять задания и анализировать текст. Метапредметные Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Презентация, учебник, листочки | |
Теперь разверните и сравните листы друг друга. - Что мы видим? У всех листы получились разные. Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней. Работа с учебником -Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке Работа по содержанию текста: - сказка ли это? - докажите, что это сказка. - какие явления природы соприкасаются с Дубом? - с какими живыми существами Дуб связан? ( Доказывается словами из текста.) - чем Дуб привлек внимание человека? -кого нашел путник в Дубе? - так что же происходит с человеком при общении с природой? - вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу? Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы. Самому главному- вниманию ко всему живому, заботе и доброму отношению к окружающему миру. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | -У всех разные снежинки Читают по цепочке сказку о Дубе -Да -Дуб наделен качествами живого существа -ветер, солнце, дождь -птицы, животные, человек -тишиной, спокойствием -собеседника -единение, душа человека откликается и разговаривает с природой -да | Учебник, презентация | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Формы: фронтальная, парная Словесный метод: беседа | Парная работа - Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках) П – прекрасная, привлекательная, причудливая. Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д. Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. О – огромная, открытая, очаровательная и т.д.. Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д, А - активная, актуальная, авторитетная, аккуратная. - Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось? - Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА». | Работают над закреплением нового материала Выполняют задание и отвечают на вопросы учителя | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам. | РМ (Карточки с заданием) | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная Практический метод: самостоятельная работа | Организует выполнение самостоятельной работы: Индивидуальная работа Работа в тетради. - Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн? Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; Вторая строка- описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; Третья строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому. Написание синквейна. (Слайд ) Девочки - со словом - добро. Мальчики – со словом - природа. - Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия - Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно - Молодцы! определять падеж имён сущ.). | Выполняют самостоятельную работу: Составляют синквейн | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять полученные знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Презентация, РМ | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Групповая работа - На слайде изображение дуба. Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно. Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок. Вот вам по зеленому дубовому листочку - предложите как восстановить дерево. Обобщение учителя. Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. | Выполняют задание. -Да ( ребята на листочках пишут свои предложения - полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.) Дети записывают свои мысли, затем читают их | Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | РМ(листочки), презентация | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: -Кто назовёт тему нашего урока? -Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? - Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? Где и как мы можем их применить? - Кто может напомнить, что такое природа? У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Выберите одно сердечко и поднимите вверх. Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно. Зеленый – было интересно на уроке, много узнал нового. Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного. Я очень рада. Домашнее задание: Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе. Выучи его наизусть. -Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный. -Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы: - «Природа – волшебные двери к добру и доверию» - высветлить в своем душевном мире доброе отношение к природе Считают смайлики, записывают домашнее задание | Предметные: уметь грамотно построить свою речь Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...
Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"
Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные двери к добру и доверию"....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления учащихся...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа-волшебные двери к добру и доверию»
Тема занятия «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у школьников умения применять принципы общения, начало эколо...
Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс
Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...
технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о природе как ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс
Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...