Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тиунова Анастасия Павловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Тема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

 

Задачи урока

Дидактические:

1. Расширение представления обучающихся о понятиях “добро”, “доверие”, “природа” с позиции нравственного смысла;

2.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Развивающие:

1. Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе выполнения заданий.

2. Развитие умения учебного сотрудничества при парной работе.

Воспитательные:

1. Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за совершаемые поступки;

2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения

Оборудование: учебник орксэ, презентация, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 03.12.2021

Школа: № 95

Класс: 4-8

Урок: 3

Время: 09:50- 10:30

Кабинет: 106

                            Студент: Тиунова Анастасия

                            Группа: 42

                            Учитель: Устова Кристина Валерьевна

                            Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

Задачи урока

Дидактические:

1. Расширение представления обучающихся о понятиях “добро”, “доверие”, “природа” с позиции нравственного смысла;

2.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Развивающие:

1. Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе выполнения заданий.

2. Развитие умения учебного сотрудничества при парной работе.

Воспитательные:

1. Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за совершаемые поступки;

2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения

Оборудование: учебник орксэ, презентация, раздаточный материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) . Присаживайтесь.

Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, поверните голову на меня и улыбнитесь мне. Я желаю нам с вами хорошего урока!

1. Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Целеполагание (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф)

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1.Подготовка учащихся к объяснению нового знания.

Ребята, а скажите мне пожалуйста, какое у вас любимое время года?

-А вот моё любимое время — года-это весна. Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается после зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений.

-А что вы чувствуете, находясь на природе?

- Ребята помогите мне закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты, либо свои варианты.

- Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

- Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки)

Ответы детей.

Ответы детей

Внимательно слушают и выполняют установку учителя


Любуюсь

Обижать его жителей и растения

Любуюсь красотой цветов и трав

Не обрываю незрелые ягоды

Метапредметные:

осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации(П);

установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов(П);

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Наглядный:

карточки на доске; презентация

 

Практический: составление деформированного предложения

1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

Ребята, а теперь давайте попробуем составить тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

(1 ученик на доске собирает деформированное предложение)

И так, тема нашего урока:

«Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд )

Какие цели поставите перед собой на уроке?

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе.

1.Высказывают свое мнение.

О природе.

Работают у доски, составляют деформированное предложение

Самостоятельно формулируют тему и цели урока

«Природа - волшебные двери к добру и доверию»

1)Почему природа- это волшебные двери к добру и доверию?

2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.

Метапредметные:

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Предметные: умение определять тему, цели урока

Слайд 3

Деформированное предложение

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф, И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с высказыванием

Наглядный: «снежинка»

Практический:

Чтение сказки

1.Учитель ведет беседу с учащимися. Рассказывает о теме урока.

Работа с высказыванием (Слайд)

Ребята, а вот армянский писатель Микаэл Лазаревич Налбандян, высказался о природе так:

На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

Похоже ли это высказывание на пословицу?

Как вы можете объяснить эту пословицу:

«Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

   Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

-За окном у нас сейчас какое время года?

-Я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинка»

Упражнение «Снежинка»

Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим? У всех листы получились разные.

Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ  и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

Работа с учебником

-Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке

Работа по содержанию текста:

- сказка ли это?

- докажите, что это сказка.

какие явления природы соприкасаются с Дубом?

с какими живыми существами Дуб связан?

(Доказывается словами из текста.)

- чем Дуб привлек внимание человека?

-кого нашел путник в Дубе?

так что же происходит с человеком при общении с природой?

- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому, заботе и доброму отношению к окружающему миру.

Динамическая пауза

Ребята, сейчас мы с вами немного разомнёмся, встаньте из-за своих парт. Повторяйте движения за мной.

1.Беседуют с учителем.

Да

Объясняют смысл пословицы

Зима

Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя

У всех разные снежинки

Читают по цепочке сказку о Дубе

-Да

-Дуб наделен качествами живого существа

-ветер, солнце, дождь

-птицы, животные, человек

-тишиной, спокойствием

-собеседника

-единение, душа человека откликается и разговаривает с природой

-да

Личностные:

Проявляется учебно-познавательный процесс к новому материалу;

Метапредметные:

поиск информации в предложенных источниках(Р);

формулирование собственного мнения и позиции(К);

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач(К);

использование монологического высказывания(К);

Предметные: умение правильно формулировать понятия

Метапредметные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий(П);

Слайд 4

учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма (П)

Словесный: слово учителя

1.Организует работу в парах.

Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках). Эту работу вы выполняете в паре.

П–прекрасная,привлекательная, причудливая.

Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

И–интересная,известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, открытая, очаровательная и т.д..

Д–добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д,

А-активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось?

Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА».

  1. Работают в парах.

Выполняют задание в паре.

Читают, то, что получилось.

Образ, душа, характер, мир и т.д.

Метапредметные:

Осуществление выбора (будет активен или пассивен) (Р);

умение действовать по плану и планировать свою деятельность(Р);

формулирование собственного мнения и позиции(К);

раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: составление синквейна

1.Организует самостоятельную работу.

Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн?

Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк. Посмотрите на образец.

Правила написания синквейна:

 Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

Вторая строкаописание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

Третья строкаописание действия в рамках этой темы  ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому.

Написание синквейна. (Слайд )

Девочки-  со словом - добро.

Мальчики –  со словом - природа.

- Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия

- Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно

- Молодцы!

1.Слушают задание. Выполняют задание самостоятельно.

Составляют синквейн.

Проводят взаимооценку.

Метапредметные:

анализ объектов с выделением существен-х признаков(П);

осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации (П);

установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов (П);

Предметные: умение составлять синквейн

Слайд 5, 6, 7

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Форма (Г)

1.Организует работу в группах.

- На слайде изображение дуба.

Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно.

Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок.

Вот вам по дубовому листочку - предложите как восстановить , реанимировать дерево.

( ребята на листочках пишут свои предложения- полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.)

Дети записывают свои мысли, затем читают их .

Обобщение учителя.

Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей  ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам.

  1. Работают в группах.

Да.

Каждая группа, читает, что они записали.

Метапредметные

умение полно и точно выражать мысли (К); взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной (К);

установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов (П);

построение речевого высказывания (П);

Слайд 8,раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Тема нашего сегодняшнего урока была «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

-Достигли ли мы поставленных целей?

1)Почему природа- это волшебные двери к добру и доверию?

2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.

- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? Где и как мы можем их применить?

- Кто может напомнить, что такое природа?

Оцените свою работу, дополнив предложения:

-До этого урока я не знал(а)…

-Теперь я знаю…

-Результатом своей работы на уроке я…

-На уроке я работал(а)…

-Моё настроение…

Спасибо за урок! До свидания!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ответы детей.

Спасибо, до свидания!

Метапредметные:

Рефлексия способов и условий действий (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).

Слайд 9,10

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята!

Слайд 2

• Когда я на природе, то… ( Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту ) • Когда я прихожу в лес, я помню, что… ( Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения )

Слайд 3

• Когда я оказываюсь на лугу, я … ( Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав ) • Когда я собираю ягоды и грибы, то … ( Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки )

Слайд 4

Тема: «Природа- волшебные двери к добру и доверию» Цели : 1)П очему природа – это волшебные двери к добру и доверию ? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.

Слайд 5

Природа- это книга, которую надо прочитать или правильно понять . ( М.Л.Налбандян )

Слайд 7

Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк

Слайд 8

Правил а построения синквейна: - ая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом ( сущ .); - ая строка- описание темы в ДВУХ словах (прил.); - ая строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (гл.); - ая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора; - ая строка - ОДНО слово – синоним к первому .

Слайд 10

Тема: «Природа- волшебные двери к добру и доверию» Цели : 1)П очему природа – это волшебные двери к добру и доверию ? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.

Слайд 11

-До этого урока я не знала(а)… -Теперь я знаю… -Результатом своей работы на уроке я…. -На уроке я работал(а)… -Моё настроение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика

Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с             опорой...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)

Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с малень...

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...

Технологическая карта урока № 4 ОПК "Зачем творить добро" 4 класс

Технологическая карта урока № 4 "Зачем творить добро". Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» класс 4...

Конспект урока "Природа - волшебные двери к добру и доверию"

Конспект разработан для проведения урока по этике в классе-комплекте. Расчитан на учащихся с ТУО 8, 9, 10 классов, 2 вариант....

Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс

Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...