Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Тема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Задачи урока
Дидактические:
1. Расширение представления обучающихся о понятиях “добро”, “доверие”, “природа” с позиции нравственного смысла;
2.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Развивающие:
1. Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе выполнения заданий.
2. Развитие умения учебного сотрудничества при парной работе.
Воспитательные:
1. Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за совершаемые поступки;
2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения
Оборудование: учебник орксэ, презентация, раздаточный материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 03.12.2021 Школа: № 95 Класс: 4-8 Урок: 3 Время: 09:50- 10:30 Кабинет: 106 | Студент: Тиунова Анастасия Группа: 42 Учитель: Устова Кристина Валерьевна Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Тема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.
Задачи урока
Дидактические:
1. Расширение представления обучающихся о понятиях “добро”, “доверие”, “природа” с позиции нравственного смысла;
2.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Развивающие:
1. Развитие умения мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе выполнения заданий.
2. Развитие умения учебного сотрудничества при парной работе.
Воспитательные:
1. Воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за совершаемые поступки;
2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения
Оборудование: учебник орксэ, презентация, раздаточный материал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические и интерактивные средства |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма (Ф ) Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) . Присаживайтесь. Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, поверните голову на меня и улыбнитесь мне. Я желаю нам с вами хорошего урока! | 1. Показывают готовность к уроку. | Метапредметные: Целеполагание (Р); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма (Ф) Словесный: беседа Наглядный: презентация | 1.Подготовка учащихся к объяснению нового знания. - Ребята, а скажите мне пожалуйста, какое у вас любимое время года? -А вот моё любимое время — года-это весна. Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается после зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений. -А что вы чувствуете, находясь на природе? - Ребята помогите мне закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты, либо свои варианты. - Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.) - Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения) - Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.) - Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки) | Ответы детей. Ответы детей Внимательно слушают и выполняют установку учителя
Обижать его жителей и растения Любуюсь красотой цветов и трав Не обрываю незрелые ягоды | Метапредметные: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации(П); установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов(П); | Слайд 2 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма (Ф ) Словесный: учебный диалог Наглядный: карточки на доске; презентация
Практический: составление деформированного предложения | 1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем уроке? Ребята, а теперь давайте попробуем составить тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока. (1 ученик на доске собирает деформированное предложение) И так, тема нашего урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд ) Какие цели поставите перед собой на уроке? Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе. | 1.Высказывают свое мнение. О природе. Работают у доски, составляют деформированное предложение Самостоятельно формулируют тему и цели урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 1)Почему природа- это волшебные двери к добру и доверию? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека. | Метапредметные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); Предметные: умение определять тему, цели урока | Слайд 3 Деформированное предложение |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Форма (Ф, И) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: работа с высказыванием Наглядный: «снежинка» Практический: Чтение сказки | 1.Учитель ведет беседу с учащимися. Рассказывает о теме урока. Работа с высказыванием (Слайд) Ребята, а вот армянский писатель Микаэл Лазаревич Налбандян, высказался о природе так: На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Похоже ли это высказывание на пословицу? Как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". -За окном у нас сейчас какое время года? -Я предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинка» Упражнение «Снежинка» Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию: - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга. - Что мы видим? У всех листы получились разные. Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней. Работа с учебником -Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке Работа по содержанию текста: - сказка ли это? - докажите, что это сказка. - какие явления природы соприкасаются с Дубом? - с какими живыми существами Дуб связан? (Доказывается словами из текста.) - чем Дуб привлек внимание человека? -кого нашел путник в Дубе? - так что же происходит с человеком при общении с природой? - вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу? Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому, заботе и доброму отношению к окружающему миру. Динамическая пауза Ребята, сейчас мы с вами немного разомнёмся, встаньте из-за своих парт. Повторяйте движения за мной. | 1.Беседуют с учителем. Да Объясняют смысл пословицы Зима Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя У всех разные снежинки Читают по цепочке сказку о Дубе -Да -Дуб наделен качествами живого существа -ветер, солнце, дождь -птицы, животные, человек -тишиной, спокойствием -собеседника -единение, душа человека откликается и разговаривает с природой -да | Личностные: Проявляется учебно-познавательный процесс к новому материалу; Метапредметные: поиск информации в предложенных источниках(Р); формулирование собственного мнения и позиции(К); адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач(К); использование монологического высказывания(К); Предметные: умение правильно формулировать понятия Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий(П); | Слайд 4 учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Форма (П) Словесный: слово учителя | 1.Организует работу в парах. Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках). Эту работу вы выполняете в паре. П–прекрасная,привлекательная, причудливая. Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. И–интересная,известная, интеллектуальная, исключительная и т.д. Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д. О – огромная, открытая, очаровательная и т.д.. Д–добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д, А-активная, актуальная, авторитетная, аккуратная. Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось? Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА». |
Выполняют задание в паре. Читают, то, что получилось. Образ, душа, характер, мир и т.д. | Метапредметные: Осуществление выбора (будет активен или пассивен) (Р); умение действовать по плану и планировать свою деятельность(Р); формулирование собственного мнения и позиции(К); | раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма (И) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: составление синквейна | 1.Организует самостоятельную работу. Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн? Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк. Посмотрите на образец. Правила написания синквейна: Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; Вторая строка- описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; Третья строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому. Написание синквейна. (Слайд ) Девочки- со словом - добро. Мальчики – со словом - природа. - Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия - Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно - Молодцы! | 1.Слушают задание. Выполняют задание самостоятельно. Составляют синквейн. Проводят взаимооценку. | Метапредметные: анализ объектов с выделением существен-х признаков(П); осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации (П); установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов (П); Предметные: умение составлять синквейн | Слайд 5, 6, 7 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма (Г) | 1.Организует работу в группах. - На слайде изображение дуба. Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно. Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок. Вот вам по дубовому листочку - предложите как восстановить , реанимировать дерево. ( ребята на листочках пишут свои предложения- полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.) Дети записывают свои мысли, затем читают их . Обобщение учителя. Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. |
Да. Каждая группа, читает, что они записали. | Метапредметные умение полно и точно выражать мысли (К); взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной (К); установление причинно-следственной связи, осуществление обобщений, выводов (П); построение речевого высказывания (П); | Слайд 8,раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма (Ф) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания | 1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Тема нашего сегодняшнего урока была «Природа - волшебные двери к добру и доверию» -Достигли ли мы поставленных целей? 1)Почему природа- это волшебные двери к добру и доверию? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека. - Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? Где и как мы можем их применить? - Кто может напомнить, что такое природа? Оцените свою работу, дополнив предложения: -До этого урока я не знал(а)… -Теперь я знаю… -Результатом своей работы на уроке я… -На уроке я работал(а)… -Моё настроение… Спасибо за урок! До свидания! | 1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Ответы детей. Спасибо, до свидания! | Метапредметные: Рефлексия способов и условий действий (П); Самооценка (Л); Планирование учебного сотрудничества (К). | Слайд 9,10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Когда я на природе, то… ( Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту ) • Когда я прихожу в лес, я помню, что… ( Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения )
• Когда я оказываюсь на лугу, я … ( Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав ) • Когда я собираю ягоды и грибы, то … ( Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки )
Тема: «Природа- волшебные двери к добру и доверию» Цели : 1)П очему природа – это волшебные двери к добру и доверию ? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.
Природа- это книга, которую надо прочитать или правильно понять . ( М.Л.Налбандян )
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк
Правил а построения синквейна: - ая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом ( сущ .); - ая строка- описание темы в ДВУХ словах (прил.); - ая строка- описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (гл.); - ая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора; - ая строка - ОДНО слово – синоним к первому .
Тема: «Природа- волшебные двери к добру и доверию» Цели : 1)П очему природа – это волшебные двери к добру и доверию ? 2) Привести примеры взаимосвязи природы и человека.
-До этого урока я не знала(а)… -Теперь я знаю… -Результатом своей работы на уроке я…. -На уроке я работал(а)… -Моё настроение…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по программе УМК «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок математика
Совершенствовать вычислительные навыки в решении задач и примеров: поиск ситуации, используя разные способы вычисления, с опорой...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)
Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с малень...
Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...
Технологическая карта урока № 4 ОПК "Зачем творить добро" 4 класс
Технологическая карта урока № 4 "Зачем творить добро". Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» класс 4...
Конспект урока "Природа - волшебные двери к добру и доверию"
Конспект разработан для проведения урока по этике в классе-комплекте. Расчитан на учащихся с ТУО 8, 9, 10 классов, 2 вариант....
Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс
Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...