Урок ОРКСЭ по теме "Премудрости этикета"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Премудрости этикета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Премудрости этикета
Цель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета
Задачи:
1. развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
2. формировать умение высказывать суждения;
3. учить осуществлять поиск и обработку информации;
4. формировать умение и готовность слушать, вести диалог.
5. создавать атмосферу доброжелательности комфорта на уроке.
6. Учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знание и понимание правил этикета; уточнение значения этикета в жизни; формирование первоначальных представлений о возникновении правил этикета; осознание в применении правил этикета.
Метапредметные:
познавательные УУД – формировать умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознавать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрации);
регулятивные УУД – формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
коммуникативные УУД – умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь при парной и групповой работе;
Личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Средства ИКТ: проектор, презентация, задания для парной и групповой работы
Ход урока
- Организационный момент
Учитель:
- Давно, давно жил один великий известный мудрец. Люди ходили к нему за толковыми советами, слава о нем разнеслась и за пределы его города. Как-то раз завистник придумал как мудреца сбить с толку. Словил он бабочку и держа меж сомкнутых ладоней, пошел к мудрецу с хитрыми мыслями.
“Приду я к мудрецу да и спрошу : ответь, как думаешь, бабочка у меня в руках— живая или мертвая? Когда мудрый ответит мертвая, тогда я открою ладони , а бабочка улетит, если он произнесет "живая", я сожму ладони и бабочка умрет. И тогда все узнают, кто из нас умнее.”
И так завистник спросил у мудреца: “Ответь мне , какая бабочка в моих в руках— живая или мертвая?”
На что мудрец ответил:
- Соберите фразу, которую сказал мудрец (дети из слов собирают фразу)
“Всё в твоих руках”.
- В чём смысл этой фразы? (ответы детей)
- Смысл этой фразы таков- любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово "В руках" надо понимать как - "В твоих силах", "В твоих возможностях", "В твоей власти".
Право выбора- то чем мы обладаем , а значит мы сами и творим свою судьбу - "собственными руками".
2.Повторение изученного материала
- Совсем недавно мы с вами начали изучение предмета основы светской этики. О чём мы с вами говорили на занятиях?
Ответы детей.
1)-о том, что нужно быть вежливым, доброжелательным (желать добра каждому живому существу)
- воспитанным, совершать только добрые поступки на благо людей.
2)- уметь правильно общаться друг с другом (понимать , прислушиваться),
3) - при общении соблюдать тактичность , деликатность, чуткость,
4) - следовать золотому правилу этики – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
5) - мы говорили о дружбе.
- А чтобы стать дружным, что нужно нашему классу? Зачитайте напутствия для класса.
(дети зачитывают свои напутствия для класса « Чтобы стать дружным, нашему классу нужно…»)
-Я надеюсь, что ваши напутствия помогут вам ещё больше сплотиться и стать всем дружнее.
3. Определение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжаем говорить о нормах и правилах культуры поведения человека в обществе.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав ребус
- Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
- Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
- Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
- Нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
- Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
- Работа над новым материалом.
Целеполагание.
Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
- А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей)
- Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.
- Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно из важных правил, мы сформулируем, опираясь на слова А. П. Чехова: Слайд
«В человеке должно быть всё красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Работа со словарём.
Давайте прочитаем, что об этом говорится в словаре.
В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. (работа в паре)
Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».
Из истории этикета
Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и запоминались на протяжении веков.
Заглянем в историю этикета.
1. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название ЭТИКЕТ – воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя.
2.Первые правила этикета придумали ещё пещерные люди. Представьте: встречаются два охотника из разных племён. Драться между собой им страшно, разбежаться ещё страшней. Тогда тот, кто постарше на вид, протягивает младшему руку. Чтобы видно было, что нет в этой руке дубины. А уж как пожали друг другу руки, можно и подружиться.
3.Ещѐ до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами. Также умение есть красиво и бесшумно.
4.В Средние века в Европе было написано множество законов о правилах поведения. Например, «Кодекс рыцарской чести». Благодаря рыцарям появились правила этикета: входя в помещение снимать головной убор, показывая, что пришёл с миром, а здороваясь за руку надо снять перчатку, что означало нет оружия под перчаткой.
5.На Руси тоже были такие книги.
Первые правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха», которые были написаны примерно в 1096году.
Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:
“Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...”.
6. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана книга, называемая «Домострой», которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всем — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты.
7.И, наконец, в 1717г. При Петре I появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.
Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
- А какие виды этикета вы знаете?
Существуют разные виды этикета. слайд
Виды этикета
• речевой;
• столовый;
• «выходного дня» (при посещении разных культурных мест);
• религиозный;
• повседневный;
• школьный ;
• праздничный;
Как выдумаете, что означает каждый вид?
Речевой этикет– это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.
Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.
Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.
Видеоролик Школьный этикет
- Все ли вам было понятно в речи героя этого клипа?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.
- Какие еще правила общения вы знаете?
Разберёмся в премудростях школьного этикета.
(Работа в парах ).
Задание: Найдите правильный пример правила, назовите ошибку в поведении, исправьте её и сформулируйте правило.
Задание для 1группы.
Проверить правила школьного этикета (правильно или нет?)
Приход и уход из школы.
1.В школу надо приходить без опозданий за 15-20 минут.
2. Всегда нужно здороваться с учителями, одноклассниками и другими взрослыми, которых встречаешь в школе.
3.Вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
Задание для 2 группы.
Внешний вид школьника.
1.У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая одежда.
2.Надевайте в школу школьную одежду.
3.Возвращаясь из туристического похода, школьник не меняя пропахшую дымом от костра куртку и джинсы идет в гости к другу.
Задание для 3 группы.
Поведение на уроке.
1.Нельзя мешать другим на уроке, громко разговаривать, перебивать учителя.
2.Если мы хотим ответить нужно поднять руку, а не выкрикивать с места.
3.Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е-один!
- А-шесть.
- К-пять!
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Задание для 4 группы
Содержание учебных вещей.
1.Учащийся поддерживает чистоту и порядок на парте.
2.Школьник должен содержать учебники и тетради в чистоте и порядке.
3.«Я пришел домой и кинул портфель. Из портфеля выпал учебник «Русский язык».
Задание для 5 группы.
Поведение на перемене.
1.Школьник ведет себя достойно: не бегает, не дерется, не обижает других.
2.С одноклассниками общайся вежливо, не забывай вежливые слова.
3.«Перемена, перемена! -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног».
Задание для 6 группы.
Поведение в столовой.
1.Перед едой не забудь вымыть руки.
2.Не разговаривай во время еды. Всегда пользуйся столовыми приборами. Не клади локти на стол. Не чавкай во время еды.
3.«Я несусь в столовую со всех ног, толкаю тех, кто мне мешает. Прибегаю в столовую, хватаю котлету, проглатываю ее и бегу обратно в класс.
Проверка работы групп.
(с места по одному из каждой группы, зачитывая правила школьного этикета, остальные – да, нет)
Просмотр ролика - вывод
ФИЗМИНУТКА
ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»
Хорошо – хлопаем в ладоши, плохо – топаем ногами.
- Здороваться при встрече;
- Толкнуть и не извиниться;
- Помочь поднять упавшую вещь;
- Порвать школьный учебник;
- Не уступить место в транспорте;
- Сидеть в шапке за столом;
- Ломать ветки деревьев и кустов;
- После отдыха в лесу оставить после себя мусор.
- Работа над новым материалом.
Этикет выходного дня.
- Правила этикета необходимо соблюдать повсюду. И сейчас мы с вами отправимся на спектакль вместе с героиней стихотворения А. Л. Барто «В театре».
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею.
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нет номерка.
Фея кружится на сцене –
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу.
Мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала.
И наконец, нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
- Увидела ли спектакль героиня?
- Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим?
- Проверим знаете ли вы эти правила. Выполнив следующее задание:
Работа в парах.
Вставь пропущенные слова.
Правила поведения в театре.
1.Главное правило – приходить ______________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
2.Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в __________________ ряда, остальным нужно подождать.
3.У вас место в середине ряда, но вы немного задержались и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _____________ к сидящим.
4.Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.
5.Нельзя в театре занимать ___________________________________ места!
6.В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.
7.Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если
Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
8.Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.
9.Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________
10.Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз.
11.На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра.
Слова для справок: Бутерброды, Вежливы, красиво, лицом, антракта, яблоки, аплодисментами, середине, чужие, вовремя, отключите.
(Проверка)
- Правила поведения в театре относятся к этикету выходного дня.
Правил этикета много. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.
6. Подведение итогов.
- Что же такое этика?
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Высказывания ребят (по желанию)
Сегодня я узнал (а) …
Я научился (лась)…
Мне захотелось …
Было интересно …
Я буду стараться…
7. Рефлексия
Стихотворение (читает учитель)
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
- Наш урок мы закончим словами И. Гёте: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”.
8. Домашнее задание
Взять в библиотеке книгу Алины Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Прочитай эти весёлые правила, они помогут тебе вести себя не только правильно, но и красиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "Учимся договариваться"- комбинированные уроки риторики и этикета
Уроки риторики и этикета в начальной школе. 1-4 класс. Планирование.цели и задачи преподавания.Логика построения материала.Структура уроков....
Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"
Презентация к уроку по ОРКСЭ "Этикет"...
Конспект урока по теме «Этикет»
Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...