Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Соболева Лариса Александровна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_dobrodetel_i_porok.docx95.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №7

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни

П.  Выбирать способы решения этических задач. Осуществлять   анализ этических понятий:  добродетель и порок с целью выделения их  существенных и несущественных признаков.

Р.  Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий добродетель и порок.

К.  Определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Развитие этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,  умения поступать добродетельно и избегать порочного поведения, формирование самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Цель урока

Сформировать представления о добродетелях и пороках.

Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  добродетель и порок.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро и зло, порок и добродетель

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Картина Леонардо да Винчи "Тайное вечеря". Притча "Пуговица" , карточки для практикума.

Песня С. Копыловой "Леонардо да Винчи"

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

1 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания 

Дети рассказывают об одном из добрых поступков, которые совершили они сами, их близкие или герой литературного произведения.

- Что же такое добро? И что такое зло?

Подведение итогов. -Почему знание о добре и зле важно для людей?

2.Работа с притчей "Пуговица"(см. приложение)

Поразмышляем.

1. О чём эта притча?

2.Кто герой этой притчи?

3.К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека? Почему?

4.Как вы понимаете последние строки притчи?   Вывод: человека оценивают по его делам.

 – Как можно назвать положительные поступки  человека?

– А как отрицательные?)

Итог размышления: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие  поступки –порочным.

2. Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока:

  «Добродетель и  порок»

Обсуждение, что такое добродетель

            ДОБРО                   ДЕЛАТЬ    

                      ДОБРОДЕТЕЛЬ

- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)

Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.

- Кто может стать образцом для подражания?

- Рассмотрите  фотографии в пособии (стр.16-17)

- Чем эти люди знамениты?

- Почему они могут служить примером для подражания?

- Кто для вас является образцом для подражания?

Обсуждение, что такое порок.

ПОРОК

- Известно ли вам что такое  «порок»?

- Как вы думаете, что это такое?

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15  минут

- Чтобы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным. Как ему действовать?

Чтобы быть добродетельным надо:

1)  иметь представления о добре и зле;

2) иметь желание развивать добродетели и бороться с пороками, т.е. нравственно совершенствоваться;

3) уметь анализировать поступки свои и чужие;

4) иметь волю к выполнению нравственного поступка.

- Как вы думаете, добродетельным человек становиться раз и на всегда?(ответы детей)

Хорошо, если порочный человек в результате большой работы над собой становится добродетельным, но иногда, к сожалению, бывают и обратные превращения.

Давайте рассмотрим фреску Леонардо да Винчи "Тайное вечеря" (учитель комментирует сюжет, обращает внимание на главных героев - Христа и Иуду, читает слова песни или звучит песня С. Копыловой "Леонардо да Винчи"

Игра  «Волшебный стул»

По желанию ребенок выходит и садится на стул. Остальные по очереди называют его добродетели.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя» (развитие эмпатии).

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Работа в парах

Задание: найдите и подчеркните одной чертой качества добродетели и двумя чертами – качества порока:

1« Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

  2. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель»  Франсуа Фенелон.

 3. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы»  Цецерон.

  4. «Лживость – гнуснейший порок»  Монтень.

Работа в группах

Задание  

Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.

  1. В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________
  2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.
  3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.

Подсказка

Великодушие; несправедливость, непорядочность.

Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5  минут

Сформулируйте правила доброты.

Правила доброты.

1.        Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

2.        Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

3.        Делать добро для близких, друзей

4.        Не завидовать

5.        Не вредничать

6.        Не грубить

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

Подведение итогов по пунктам

Сегодня я узнал(а)  на уроке ...

Я понял(а) ...

Я научился(ась) ...

 Мне  захотелось рассказать дома...

У вас на столе лежат три сигнальные карточки.

Если после нашего урока вы готовы быть щедрым, добролюбивым, мужественным, то поднимите зелёную карточку.

Если вы ещё задумываетесь о вашей готовности обладать этими добродетелями, то поднимите жёлтую карточку.

Если вы считаете, что вы ещё не готовы к этому, то поднимите красную карточку.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

Создание альбома: «Ими гордится Россия».

Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».

Интервью с членами семьи по вопросам из пособия стр. 16-19

Приложение  к уроку №7.

Притча

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Леонардо да Винчи "Тайное вечеря"

http://www.abc-people.com/data/leonardov/vecherya.jpg

 С. Копылова  " Леонардо да Винчи"

1. Леонардо да Винчи расписывал фреску –
Это «Тайная Вечеря» фреска была,
Но закончить не мог по причине он веской:
Никакая модель ему не подошла.
Стал искать он натурщиков для воплощенья
В Иисусе – добра, а в предателе – зла,
Но художник не знал, принимая решенье –
Это невероятная трудность была.

2. Глядя пристально в лица случайных прохожих,
Леонардо всё больше надежду терял,
Но однажды, на пеньи церковного хора
В юном певчем он образ Христа увидал.
И художник, в свою пригласив мастерскую,
Сделал несколько ярких набросков с него.
Скоро фреску дополнил портретный рисунок,
Где Спаситель был выписан, точно живой.

3. Но другого натурщика, как ни старался,
Отыскать Леонардо три года не мог,
Незаконченным образ Иуды остался,
Кардинал торопил, и давно вышел срок.
Но художник искал его не для забавы –
По трущобам и по захолустьям ходил -
И однажды увидел он в сточной канаве
Человека, чей образ ему подходил.

4. Он валялся оборванный, пьяный, заблудный…
Леонардо помощников тут же позвал.
И, как времени не было делать этюды,
Отвести его прямо в собор приказал.
Он выписывал, кистью искусно касаясь.
Все пороки, какими натурщик дышал:
Себялюбие, злобу, гордыню и зависть,
И на фреске натурщик себя вдруг узнал.

5. В тот же миг протрезвев, фреску взглядом окинув,
Он воскликнул с тоской и испугом в глазах:
-Я однажды уже видел эту картину!
Это было примерно три года назад…
И спросил Леонардо: «Как это возможно?»
И натурщик вздохнул: «Я был счастлив тогда…
Помню, в храме я пел, и какой-то художник
Написал с меня образ Иисуса Христа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добродетель и порок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о роли добродетели и порока в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «добродетель» с точки зрения...