Урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок направлен на формирование у детей милосердное и сострадательное отношение к людям, дает возможность показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям Школьники почувствуют, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по ОРКСЭ (модель православная культура)
4 класс
Учитель : Струкова Анна Ивановна,
учитель МБОУ СОШ№14 х. Красный Пахарь
Тема урока: Милосердие и сострадание.
Урок №12, 4 класс.
Цели и задачи урока:
Цели урока:
- Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
- Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.
Задачи урока:
- Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
- Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
- Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;
познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;
коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;
- познакомятся с притчей о добром самарянине;
- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?
( внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)
Учитель: Ребята проверим домашнее задание. Вспомните, о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке? («Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы! Верно, заповеди нас учат любить отца и мать, не лгать, не завидовать, не убивать. Заповеди нам помогают различать добрые поступки от злых.
2. Введение в тему
В сопровождении мультимедийной презентации, под тихую музыку учитель читает стихотворение.
В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.
Учитель: О чем это стихотворение?
Как можно озаглавить прочитанное стихотворение?
К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?
Учитель: Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие».
2. Основная часть.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Милосердие и сострадание» .
3. Обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова.
-Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».
-Что значит милосердный? (милый сердцу).
- Подберите однокоренные слова.
Работа над понятием «сострадание»:
- найдите корень и приставку в слове «сострадание»;
-что означает приставка СО-?).
СО – значит «вместе». Сострадать, значит страдать вместе с этим человеком.
Подберите слова, которые имеют такую же приставку.
Со- страдание. Со-болезнование. Со-радование
Со- чувствие.
Со- переживание.
Работа со словарями.
Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов
1)милосердие 2)сострадание 3) милый ( работа по группам)
-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)
Беседа. Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)
Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость)
Что думаете о значении этого слова?
Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему.
(6 слайд) Учитель: Такому отношению к людям христиан учило ЕвАнгелие. Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал «Притчу о милосердном самарянине» - жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, чужими и смотрели на них свысока
Перед просмотром мультфильма познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны найти ответ в мультфильме.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча - рассказ с нравоучением.
Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.(Слайд 3)
– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Как нужно поступать людям?
- Кто такой ближний?
Мультфильм.
Учитель: -Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
Нет, некоторые, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.
Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:
Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность.
А можно ли научиться милосердию?
Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.
Так можно или нет научиться милосердию?
Вы отлично справились с заданием! Молодцы!
Учитель: Можно ли научиться быть милосердным? Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
Учитель: Давайте поразмышляем: часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока? А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?
1 слайд (Агнес Бояджиу) Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, боготворили. Слайд 2. Императрица Александра Федоровна. Она стояла у истоков возникновения движения сестер милосердия. На свои деньги она построила госпиталь для раненых солдат, сама ухаживала за ранеными. Вслед за нею работать в госпитале стали ее сестры, дочери. Слайд 3. Сестры милосердия принимали участие в войнах 19 столетия. Они самоотверженно работали в госпиталях, на передовой, на перевязочных пунктах. Слайд 4. Красный крест. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям. Слайд 5. Леонид Рошаль - врач, спасший жизнь не одному человеку. Призывал людей к миру, выбору добра и справедливости. |
К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны
Самостоятельная работа. Составить пословицы.
1 карточка – сила, милосердие, защитить, могущая, что, то, беззащитно., это.
2 карточка- сердце, болит, доброе, беде, чужой, о.
3 карточка- зря, милосердие, пропадет, не, никогда.
4 карточка- милосердный, человек, душе, своей, благотворит.
5 карточка- отболит, не, не, отсохнет, рука, дающая, берущая.
Милосердие и сочувствие требуются повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.
Работа по учебнику.
С 44 45
1 абзац Что такое милостыня?
Милостыня – это благотворение нуждающимся.
Что говорил Иисус Христос о милостыне?
«Всякому просящему у тебя – дай».
2 абзац Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее?
«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».
3 абзац Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным?
Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.
Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших.
Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей.
Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
«Солнышко милосердия»
Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.
-Напишите на лучиках, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.
- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
4. Просмотр видеоролика «Брошенный камень» на слова и музыку Светланы Копыловой. Обсуждение сюжета видеоролика.
VIII. Рефлексия.
1 .Самооценка учащихся.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
- Урок понравился, мне было интересно.
- Мало узнал на уроке, только время потерял.
- Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
- Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
Учитель:
- Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
Учитель: – Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех и что вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.
Ребята, вы сегодня замечательно работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...
конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
Данный материал содержит разработку урока ОРКСЭ в 4классе по теме : " Милосердие и сострадание"...
Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс
Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....
Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...
Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.
Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...
Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...
Урок 12 Милосердие и сострадание
Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...