Урок 12 Милосердие и сострадание
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_12_miloserdie_i_sostradanie.docx51.55 КБ
Файл tekst_3.docx24.14 КБ
Файл tekst_1.docx23.98 КБ
Файл tekst_2.docx24.01 КБ
Файл tekst_4.docx24.66 КБ
Файл tekst_5.docx24.91 КБ
Файл tekst_6.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры, 4 класс

учитель начальных классов МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» Н.В.Серегина

Урок 12 Милосердие и сострадание

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании, освоение данных понятий на новом православном мировоззрении.

— Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к

— Создать условия для развития нравственного развития личности.

Ожидаемые результаты:

— Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание.

— Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня.

— Познакомятся с притчами о милосердии и доброделании.

— Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и

мировоззренческом уровне).

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие.

Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Средства наглядности: репродукции

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Звучит песня «Я рисую этот мир»

Учитель: Мы живём в мире людей, и каждому из нас хочется найти ответ на самый главный вопрос: «Как жить на земле?» Какие краски мы возьмём, в такие цвета и будет раскрашен наш мир. Всё зависит от нас, будут ли преобладать тёплые яркие тона или наш мир будет мрачным. Православная культура помогает нам найти ответы на главные жизненные вопросы. Сегодня мы продолжим разговор о том, что составляет основу поведения православного христианина.

  1. Актуализация знаний

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

 (О заповедях.) 

-Что же такое заповеди? (Правила, которые помогают различать добро и зло.)

-Откуда взялись заповеди? (Сам Бог дал их Моисею на горе Синай). 

-Сколько заповедей было написано на каменных плитах (скрижалях)? (10).

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Почему? (дети дают ответ)

-Как вы думаете, что лежит в основе всех заповедей? Что их объединяет? (любовь к людям)

  1. Введение темы урока (предъявление нравственного понятия)

Учитель: Эти заповеди люди хранили, старались жить по ним. Со времен Моисея прошло много лет. И вот пришел к людям Иисус Христос. Однажды люди спросили Его, какая из заповедей самая главная.

- Интересно, что же ответил Спаситель? (Дети дают свои ответы и находят ответ на с.42)

Итак, Иисус Христос сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». Смотрите, что Он сделал – Он все заповеди взял и соединил в одну. Тот, кто убивает – любит ли ближнего? Кто крадет, лжет, предает – любит? Нет, если любит – не соврет и не предаст человек. И тогда Иисусу  Христу задали другой вопрос: «А кто же  мой ближний?» В самом деле, кто? (Мои ближние – это моя семья, мои родственники и мои друзья).

Обсуждение темы урока с учащимися:

Я предлагаю вам вспомнить «Притчу о добром самарянине», с которой вы работали на уроках литературного чтения. Как она отвечает на этот вопрос? Если затрудняетесь, обратитесь к учебнику (с.43) (Ближний- это тот, кто нуждается в нашей помощи»).

1. Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:

Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.

Самарянин – символизирует человека-врага. Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.

2. В этом и содержится поразительная сила притчи. Тот, кого ты воспринимаешь врагом, тебе протягивает руку…

Ребята, а какими качествами должен обладать человек, который умеет понять ближнего и помочь ему?

Работа с карточками на доске:

Доброта

Милосердие

Трудолюбие

Мужество

Вежливость

Смелость

Сострадание

Бескорыстность

Гордость

Зависть

Общительность

Честность

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. («Милосердие и сострадание»)  Обозначим цель урока. «Узнаем…. Научимся…»

  1. Осознание нравственного понятия (восприятие, осмысление, закрепление)

Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля с целью толкования этих понятий.

Что общего в этих понятиях? Чем, по-вашему, милосердие отличается от милосердия? Действительно, сострадание- это чувство, а милосердия свзяно с доброделанием.

Понятие «милосердие» появилось давно. Начало милосердию было положено самим Господом. Работа по фрагменту иконы «Сошествие Христа в ад», которая называется «Встреча и Прощение». Вы поняли, кто с кем встречается? А кто кого прощает?

Пояснение: Иисус пришёл на землю, чтобы спасти людей от греховной жизни. Но многие люд уже попали за свои грехи в ад. Одна из икон рассказывает о том, что Христос отправился в ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там людей. Этот подвиг свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву. То есть Христос проявляет свою милость к этим людям, спасая их, и также дает каждому надежду на спасение.

Рассмотрите фрагмент иконы с. 42, что говорит о раскаянии Адама и милости Господа к нему? (Адам стоит, преклонив колени, опустив взгляд, а Господь протягивает ему руку, чтобы спасти)

Столетия живут люди, следуя по пути милосердия. Я предлагаю вам послушать рассказ о милосердном поведении наших соотечественников. Рассказ ученика «Как советские воины кормили жителей Берлина»      

 Великая Отечественная война принесла много бед русскому народу. Фашисткие захватчики были жестоки и беспощадны. В кармане каждого немецкого солдата лежала памятка – как себя вести в чужой стране: «…Уничтожь  в  себе  жалость  и  сострадание, убивай  всякого русского,  не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.... Но планам фашистам не суждено было сбыться.

Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин . После взятия Берлина войсками советской армии гражданское население оказалось перед угрозой голода, однако советское командование организовало раздачу горячего питания гражданским лицам, что спасло многих берлинцев от голода.

Во многих документах, письмах, дневниках встречаются описания того, как советские бойцы кормили немецких детей, отдавая им свой солдатский паёк; как очереди «цивильных» немцев сначала боязливо, а потом всё смелее выстраивались к полевым кухням за русской кашей и щами»

Учитель: Назовите черту характера советских воинов-освободителей, благодаря которой стало возможно такое отношение к детям, жёнам, родителям врагов.

Найдите предложение на с.43, которая подтверждает эту мысль. (Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие)

Чьё изображение вы видите выше? (Богоматерь, икона «Умиление злых сердец»)

На картине- иконе «Умиление злых сердец» изображена Дева Мария.  Богородица в красном платке подняла руки, дабы успокоить и благословить любого смотрящего. Кроткий, спокойный, исполненный мудрости взгляд, кажется, проникает в саму душу зрителя.

Семь грешных страстей: гнев, зависть, чревоугодие, прелюбодеяние, уныние, алчность, гордыня угрожали  Деве Марии при её земной жизни. Но она не поддалась грехам и прошла свой путь со смиренной душой и верой во Всевышнего. Считается, что Божья Матерь способна разглядеть любое из греховных чувств в человеке, помочь избавиться от него. Образ Божией Матери напоминает нам, что нужно стойко переносить все жизненные невзгоды, веря в Бога и смиренно подчиняясь его воле». Работа «Богоматерь. Внимательный зритель сразу заметит «перекличку» этой картины с иконой уже в названии: в иконографии есть тип икон «Умягчение злых сердец», однако, живописец преднамеренно заменил первое каноническое слово на «умиление».    

А как же Иисус Христос учил относиться к врагам? (работаем на с.44) «А Я говорю вам: любите врагов ваших»

Милосердие- это дарование милости, проявление доброты, умение оказать помощь- подать милостыню. Великий русский историк Ключевский описал милостыню, как встречу двух рук, одна из которых просит», а другая подаёт «Во имя Христа» Как, по-вашему, какой человек получает больше? (подтверждение ответа на с.45, 2 абзац) «Нищий богатым питается, а богатый молитвами нищего спасается»

Как вы думаете, можно ли научиться милосердию? Я хочу вам рассказать о движении сестёр милосердия. Работа по фотографиям на с.43 Что вы можете рассказать о деятельности сестёр милосердия? Их деятельность была обширной. Они воспитывали «подкидышей» (незаконнорожденных детей, брошенных матерями), заботились о заключенных в тюрьмах, кормили голодных во время бедствий и помогали бедным больным. Позднее круг их занятий ограничился уходом за бедными больными в больницах и на дому, а также воспитанием сирот и детей бедняков.

Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл, которая вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. Тогда и сформировался устойчивый образ: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.

Первой российской общиной сестер милосердия принято создана в 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской. В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов.

         В годы Крымской  войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.

 Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.

Вопрос ученикам: Ребята, а не кажется ли вам, что в образе Божьей Матери и лицах сестёр милосердия на фото много есть нечто общее? Что это?

  1. Формирование отношения к данной ценности (создание эмоционально- смысловой кульминации)

Групповая работа с текстами. Установка: 1) прочитайте задание; 2) задайте вопрос, если оно непонятно.

1 группа с.44  (2 –ой абзац)«Врач и священник»

Прочитайте текст,

Ответьте на вопрос:

Как вы поняли слова священника, (  желавшего тяжёлой участи заключённым) «….это не я забыл о Христе, в ту минуту Христос забыл обо мне»?

2 группа с 45 (3 абзац) «Рассказ об Ульяне Муромской»

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопросы:

Чем прославилась богатая дворянка Ульяна? (заботой о бедных и обездоленных)

Почему она была причислена к лику святых? Найди ответ в тексте (Ульяна Муромская проявила деятельное милосердие, спасла от голода сотни людей)

3 группа: «Морские звёзды на берегу» Притча

Прочитай притчу.

Выбери предложение, в котором заключена основная мысль этой притчи?

  • Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Поэтому начинать нужно с маленьких дел.
  • Не надо браться сразу за несколько дел
  • Нельзя помочь всему миру, но можно изменить мир в лучшую сторону для одного человека.

 Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

4 группа: «Необыкновенная пуговица» Притча

  1. Прочитайте текст.

Дополните предложение, в котором будет заключена главная мысль притчи:

Помни, что даже незначительное доброе дело, может  перевесить

«Необыкновенная пуговица» Притча

          Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит: у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая! Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

 Потом он умер, и видит весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа ничего нет, пусто! И зло перетягивает. Эх, говорит себе человек, и здесь не повезло! Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? Удивился человек. Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно! И услышал, как Ангел говорит ему: Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!

5 группа:

Прочитайте текст

Дополни предложения, в которых будет заключена главная мысль притчи:

Прежде, чем что- либо сделать, подумай, __________________ __________________________________________________________Тот, кто на себе испытал боль, никогда ___________________________________________________

Притча для детей, о милосердии.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

  1. Реализация ценностных отношений в деятельности

Решение ситуативных задач.

В завершении урока, я хочу вам рассказать о празднике благотворительности и милосердия «Белый цветок», который столетие назад проходил по всей России.

Идея Дня Белого цветка родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах  Женевы впервые появились молодые люди и девушки со щитами, усыпанными цветами белой ромашки. Продажа белого цветка как эмблемы борьбы с туберкулёзом приносила противотуберкулёзным организациям доход. Идея «Белой ромашки» дошла до России

 Весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка». Акция продажи ромашек как эмблемы борьбы с туберкулезом была весьма успешной. По указу императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. В наши дни День Белого цветка возрождается. Постепенно он набирает популярность и, начиная с 2000 года, уже по несколько раз прошёл во многих городах России. Сегодня проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, поэтому современные Дни Белого цветка посвящают сбору средств на лечение малоимущих больных.

Вы пока не имеете собственных средств, но каждому из вас по силам совершить реальное дело, в основе которого будет лежать милосердие. Заполните таблицу на белом лепестке и, озвучив его, прикрепите к белому цветку вашего класса.

Перспектива совершения дел милосердия

По отношению к кому могу проявить милосердие и сострадание

Каким образом я это сделаю?

Кто (или что) мне в этом поможет?

Что  в результате я приобрету для себя?

Дети заполняют таблицу под музыку и «собирают» цветок.

 Хорошо, когда милосердие и сострадание живут в каждом человеке.  Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах. ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!  

  1. Рефлексивно- оценочный этап.

Лестница познания

 

3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни.

2.Дела милосердия- нужно творить Как? Кому? Почему?

Дела милосердия нужно творить:

1 группа: с чистым сердцем, с чистой совестью, 2 группа: делать всем, кто нуждается в твоей помощи; 3 группа: дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость.

1. Милосердие – это сердце, которое радует, любит, жалеет, милует.

2. Сострадание- это умение принять боль чужого человека,  как свою собственную.

  1. Задание на дом: прочитать материал в учебнике и ответить на вопросы

(с. 42—45), выполнить одно из заданий к уроку 12 в печатной тетради (по выбору)

*Выполнить одно из следующих заданий: 1) спросить родителей и

членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они

порекомендуют вам прочитать; 2) подготовить рассказ (устный или

письменный) о проявлении милосердия и сострадания вашими близкими,

друзьями.



Предварительный просмотр:

3 группа: Прочитайте информацию на с.44( рубрика «Это интересно») -рассказ из книги  В. Марцинковского, задайте вопрос учителю, если что-то непонятно

Вопрос: Почему человек, пытавшийся покончить жизнь самоубийством, отказался от этого?



Предварительный просмотр:

1 группа Прочитайте текст с.44 «Врач и священник»,

 задайте вопрос учителю, если что-то непонятно.

Вопрос: Как православие учит относиться к осуждению других людей?



Предварительный просмотр:

2 группа: Прочитай на с 45 «Рассказ об Ульяне Муромской», задай вопрос учителю, если что-то непонятно

 Вопрос по тексту: Почему богатая дворянка была причислена к лику святых?  



Предварительный просмотр:

4 группа: Прочитайте текст.

Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Ответьте на вопрос: В чём основная мысль этой притчи?



Предварительный просмотр:

5 группа: Прочитайте текст

Необыкновенная пуговица.

          Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит: у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая! Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

         Потом он умер, и видит весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа ничего нет, пусто! И зло перетягивает. Эх, говорит себе человек, и здесь не повезло! Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? удивился человек. Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно! И услышал, как Ангел говорит ему: Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!

Дополни предложение, в котором будет заключена главная мысль притчи:

Помни, что даже незначительное доброе дело, может__________

____________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

6 группа: Прочитай текст

Притча для детей, о милосердии.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу.

 Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Дополни предложения, в которых будет заключена главная мысль притчи:

Прежде, чем что- либо сделать, подумай, __________________ __________________________________________________________Тот, кто на себе испытал боль, никогда _____________________

____________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Урок "Милосердие и сострадание"

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений.Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;усвоение ...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание"

Данная презентация приготовлена к уроку № 12 по курсу Основы православной культуры ....

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...

Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"

   В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные поня...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...