Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_miloserdie_i_sostradanie.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока ОПК в 4 классе
учитель Оборина Илона Владимировна
Тема урока | Милосердие и сострадание. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Основные понятия | Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня |
Цель | формирование представление о милосердии и сострадании. |
Задачи | 1. Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как своё собственное. 2. Способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества. 3. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи. |
Планируемый результат | Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание; Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; Обогатят свой лексический запас. |
Формы работы | Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая. |
Оборудование урока | Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2017, презентация, индивидуальные листы, мультфильм «Просто так!», словари. |
Конспект урока
1.Организационный этап.
2. Мотивация к деятельности.
- А сейчас улыбнитесь! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!».
- Скажите, какой поступок совершил этот мальчик?
- Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
- Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми?
3. Формулирование темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает. (Милосердие)
- А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)
- Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока «Милосердие и сострадание».
- Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:
- Кого называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям.
- Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию и состраданию)
- Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми)
4. Открытие новых знаний.
1) Словарная работа
- Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание».
- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Зачитайте значения слов.
- Чем близки эти слова, а чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде.)
- Милосердие, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека.
2) Чтение и анализ текста «Притча о добром самарянине».
- Как вы понимаете выражение «мой ближний»?
- На вопрос: «А кто мой ближний?» Иисус Христос ответил притчей о добром самарянине.
- А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине».
- Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые:
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. (Чтение притчи)
- Какой вопрос был задан Христу?
- Что ответил Христос?
- Кто шёл по той же дороге?
- Что сделал каждый из них?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Какой же главный смысл заложен в этой притче? (Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, тот, кто нуждается в твоей помощи.)
3) Работа в группах
- Обсудите ситуации:
а) В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе
б) Твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо.
в) Лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить заметил твои слёзы и подошёл поговорить и помочь.
- Кто же на самом деле твой ближний?
- Если человеку больно, становится неважно, на каком языке он говорит, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
4) Просмотр и анализ видеосюжета.
- Посмотрите видеосюжет, а также иллюстрации учебника. «Так просто! Сестра милосердия».
- Кто эти женщины в сюжете и на фотографиях?
- В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными называют сёстрами милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II.
- Сёстры милосердия получают зарплату за заботу о людях, которым нужна помощь? Можно ли за милосердную помощь брать плату?
- Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям? Конечно, все мы должны это делать!
- На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?
- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?
- Нужно ли милосердие сегодня?
- В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. (О милосердии в современном мире) Гуманитарная и медицинская помощь жителям Донбасса.
- Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным?
- Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие? (Уход за больными, помогать маме по хозяйству, ухаживать за домашними животными, подкармливать птиц зимой и т.д.)
5) Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся «МИЛОСТЫНЯ»
- Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (Ученики делают вывод из прочитанного)
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.
6)Чтение рассказа о святой Иулиании
7) Игра на внимание.
- В парах выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал)
5. Рефлексия. «Дерево Добра».
Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.
-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.
- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
6. Домашнее задание.
1) Стр. 61 – 66 читать, отвечать на вопросы.
2) *Составьте синквейн для слова Милосердие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...
конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
Данный материал содержит разработку урока ОРКСЭ в 4классе по теме : " Милосердие и сострадание"...
Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс
Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....
Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...
Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.
Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...
Урок 12 Милосердие и сострадание
Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...
Конспект урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценнос...