Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Оборина Илона Владимировна

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_miloserdie_i_sostradanie.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока ОПК в 4 классе

учитель Оборина Илона Владимировна

Тема урока

Милосердие и  сострадание.

Тип урока

Открытие новых знаний

Основные понятия

Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня

Цель

формирование представление о милосердии и сострадании.

Задачи

1. Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как своё собственное.

2. Способствовать развитию готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

3. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемый результат

Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;

Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;

Обогатят свой лексический запас.        

Формы работы

Индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.      

Оборудование урока

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2017, презентация, индивидуальные листы, мультфильм «Просто так!»,  словари.

Конспект урока

1.Организационный этап. 

2. Мотивация к деятельности.

  • А сейчас улыбнитесь! Просто так! Посмотрите  отрывок из мультфильма «Просто так!».
  • Скажите, какой поступок совершил этот мальчик?
  • Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
  • Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми?

3. Формулирование темы и целей урока.

  • Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает. (Милосердие)
  • А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)
  • Сформулируйте тему урока.
  • Тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

- Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?   Вы узнаете:

- Кого называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям.

- Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию и состраданию)

- Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми)

4. Открытие новых знаний.

1) Словарная работа

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.  Зачитайте значения слов.

  • Чем близки эти слова, а чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде.)
  • Милосердие, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека.

2) Чтение и анализ текста «Притча о добром самарянине».

  • Как вы понимаете выражение «мой ближний»?
  • На вопрос: «А кто мой ближний?» Иисус Христос ответил притчей о добром самарянине.

- А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине».

- Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые:

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить. (Чтение притчи)

  • Какой вопрос был задан Христу?
  • Что ответил Христос?
  • Кто шёл по той же дороге?
  • Что сделал каждый из них?
  • Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
  • Какой же главный смысл заложен в этой притче? (Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, тот, кто нуждается в твоей помощи.)

3) Работа в группах

- Обсудите ситуации:

а) В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

б) Твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо.

в) Лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить заметил твои слёзы и подошёл поговорить и помочь.

- Кто же на самом деле твой ближний?

- Если человеку больно, становится неважно, на каком языке он говорит, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

4) Просмотр и анализ видеосюжета.

- Посмотрите видеосюжет, а также иллюстрации учебника.  «Так просто! Сестра милосердия».

- Кто эти женщины в сюжете и на фотографиях?

- В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными называют сёстрами милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II.

- Сёстры милосердия получают зарплату за заботу о людях, которым нужна помощь? Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям? Конечно, все мы должны это делать!

- На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?  

- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

- Нужно ли милосердие сегодня?

- В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. (О милосердии в современном мире) Гуманитарная и медицинская помощь жителям Донбасса.

- Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным?

- Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие? (Уход за больными, помогать маме по хозяйству, ухаживать за домашними животными, подкармливать птиц зимой и т.д.)

5) Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся «МИЛОСТЫНЯ»

- Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (Ученики делают вывод из прочитанного)

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину.

6)Чтение рассказа о святой Иулиании

7) Игра на внимание.

- В парах выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал)

5. Рефлексия. «Дерево Добра».

Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

6. Домашнее задание.

1) Стр. 61 – 66 читать, отвечать  на вопросы.

2) *Составьте синквейн для слова Милосердие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Урок 12 Милосердие и сострадание

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...

Конспект урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценнос...